Пример решения контрольной работы по менеджменту

ВАРИАНТ 1

 

  1.               Приведите пример применения контрольных листков. Обоснуйте условия, в которых применение контрольных листков окажется максимально выгодным для организации.

 

Решение:

Контрольный листок – это один из семи инструментов контроля качества. Он представляет собой форму для регистрации и подсчета данных, собираемых в результате наблюдений или измерений контролируемых показателей в течении установленного периода времени. Собираемые данные могут быть как целочисленными (например, число дефектов), так и интервальными (например, диапазон значений измерений).

В качестве примера можно привести пример применения контрольных листков на машиностроительном заводе в цехе покраски деталей. Включив такие виды дефектов как: избыток лака, наплывы краски, образование пузырей и т.д. можно избежать брака и соответственно издержек производства.

 

  1.               Сформулируйте цели и задачи, которые перед собой ставит организация при разработке системы менеджмента качества.  На примере конкретной организации.

 

Решение:

В качестве примера приведем цели и задачи системы менеджмента качества завода по переработке молока:

  •                 выполнение требований тактико-технического задания заказчика и условий контрактов;
  •                 соблюдение требований технической документации, распространяющейся на выполняемые виды работ и выпускаемую молочную продукцию;
  •                 предупреждение (предотвращение) появления молочной продукции и технологических процессов ее изготовления, несоответствующих установленным требованиям;
  •                 снижение непроизводительных расходов (потерь) ресурсов по выполняемым контрактам;
  •                 обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия в целом на рынке молочной продукции;
  •                 разработка, постановка на производство, производство и поставка продукции высокого качества, удовлетворяющей всем установленным или ожидаемым требованиям потребителей, вызывающей чувство удовлетворения и доверия к предприятию, соответствующей требованиям технической документации, стандартов, норм и правил, распространяющихся на эту продукцию и процессы ее изготовления.

 

3. Подготовьте 10 вопросов (составьте чек-лист) для проверки подразделения по заданию преподавателя на соответствие стандарту ИСО 4500.

 В чек-листе необходимо использовать открытые вопросы (подразумевающие развернутый ответ) или просьбы представить конкретные объективные свидетельства выполнения требований стандарта (документы, записи, оборудование и т.п.). 

Каждый вопрос (просьба) должен сопровождаться ссылкой на соответствующий пункт стандарта ИСО 45001, к требованиям которого относится данный вопрос. 

В одном пункте стандарта содержится несколько требований. Для проверки одного требования в чек-листе можно указать не более двух различных вопросов. 

Пример.

Пункт ИСО 45001

Вопрос

6.1.2.1

Покажите перечень опасностей, выявленных в Вашем подразделении.

7.2

Каким образом проводится подготовка персонала подразделения по вопросам охраны труда?

 

 Решение:

Пункт ИСО 45001

Вопрос

6.1.2.2

Каким образом вы оцениваете риски в области ОЗБТ и других рисков в системе менеджмента ОЗБТ

6.1.2.3

Каким образом вы оцениваете возможности в области ОЗБТ и иных возможностей в системе менеджмента ОЗБТ

7.3

Каким образом организация уведомляет работников об опасностях и рисках в области ОЗБТ, а также разработанных мерах, которые имеют значение для них

7.4.3

Осуществляет ли организация внешний обмен информацией, касающийся системы менеджмента ОЗБТ, как это предписано процессом(ами) обмена информацией самой организации, и принимая во внимание законодательные и иные требования.

7.5.2

Укажите перечень информации, которая должна отражаться при создании и обновлении документации организации.

8.1.2

Что предпринимает организация для исключения опасностей и снижения рисков в области ОЗБТ, следуя нижеприведенной «иерархии средств управления»

8.1.4.2

Каким образом организация осуществляет работу с подрядчиками?

8.2

Поддерживает ли организация процесс, необходимый для подготовки и реагирования на возможные аварийные ситуации?

9.1.2

Каким образом организация разрабатывает, внедряет и поддерживает процесс(ы) оценки соответствия законодательным и иным требованиям?

9.2.2

Существует ли у организации программа внутреннего аудита?

 

 

4. В таблице приведены данные о давлении воздуха и процессе дефектов при изготовлении пластиковых емкостей. Постройте по этим данным диаграмму разброса (рассеивания)

Таблица 

Давление, кгс/см2

Дефекты, %

Давление, кгс/см2

Дефекты, %

Давление, кгс/см2

Дефекты, %

Давление, кгс/см2

Дефекты, %

9,2

0,889

8,6

0,912

8,9

0,905

9,3

0,928

8,7

0,884

8,7

0,895

8,8

0,892

8,9

0,908

8,4

0,874

8,5

0,896

8,8

0,877

8,9

0,886

8,2

0,891

9,2

0,894

8,4

0,885

8,3

0,881

9,2

0,874

8,5

0,864

8,7

0,866

8,7

0,912

8,7

0,886

8,3

0,922

9,2

0,896

8,9

0,904

9,4

0,911

8,7

0,909

8,6

0,896

8,7

0,872

 

 Решение:

 

 

 

5. Укажите не менее 7 примеров опасностей, связанных с деятельностью на объекте (по заданию преподавателя). Укажите для каждой опасности по 1 примеру средств управления рисками.

Опасность (hazard) – первопричина, ситуация или действие, или их комбинация, которые потенциально могут привести к травмам или причинить вред здоровью человека.

Выявленные опасности должны быть отнесены к соответствующим видам воздействий на человека.

Пример. Опасности, связанные с деятельностью на объекте: Квартира  

Вид воздействия

Физическое (механическое)

опасность

Падение с высоты при укладывании вещей в подвесной шкаф

средство управления

Использование лестницы-стремянки

опасность

Падение предметов из подвесного шкафа

средство управления

Ограничение вместимости подвесного шкафа.

опасность

Порез руки при  приготовлении пищи

средство управления

Использование соответствующих столовых приборов.

Вид воздействия

Физическое (термическое)

опасность

Термический ожог  кипятком

средство управления

Использование соответствующей посуды для кипячения воды.

опасность

Переохлаждение от сквозняков

средство управления

Утепление оконных проемов

           

 

Решение:

Объект: цех по окраске деталей машин.

 

Вид воздействия

Физическое (механическое)

опасность

Поражение электрическим током.

средство управления

Соблюдение правил обращения с электрическими приборами. Использование прорезиненных ковриков, перчаток.

опасность

Повреждение частей тела устройством для замешивания покрасочной массы.

средство управления

Соблюдение техники безопасности.

опасность

Ухудшение здоровья в виду высоких (или низких) температур.

средство управления

Установление кондиционера, либо системы регуляции температуры.

опасность

Падение на голову предметов.

средство управления

Использование защитной краски.

Вид воздействия

Химическое

опасность

Отравление парами лакокрасочных материалов.

средство управления

Применение респиратора.

опасность

Химические ожоги от растворителей, применяемых в работе лакокрасочного цеха.

средство управления

Использование перчаток и спецодежды.

Вид воздействия

Психологическое

опасность

Провокации со стороны сотрудников.

средство управления

Решение конфликта через руководство организации.

 

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ 2

 

  1.               Поясните правило построения гистограммы, приведите примеры применения. Обоснуйте условия, в которых применение гистограмм в системе управления качеством окажется максимально выгодным для организации.

 

Решение:

 

Порядок построения гистограммы

Гистограмма позволяет оценить состояние качества. Гистограмма представляет собой столбчатый график, построенный по полученным за определенный период (час, неделю, месяц) данным, которые раз­биваются на несколько интервалов. Число данных, попавших в каж­дый из интервалов (частота), выражается высотой столбика.

Основные этапы построения гистограммы

  1.               Собрать данные, выявить максимальное и минимальное значения и определить диапазон (размах) гистограммы.
  2.               Разделить полученный диапазон на интервалы, предвари­тельно определив их число (обычно 5-20 в зависимости от числа показателей) и определить ширину интервала.
  3.               Распределить все данные по интервалам в порядке воз­растания: левая граница первого интервала должна быть меньше наименьшего из имеющихся значений.
  4.               Подсчитать частоту каждого интервала.
  5.               Вычислить относительную частоту попадания данных в каждый из интервалов.
  6.               Построить гистограмму по полученным данным — столбчатую диаграмму, высота столбиков которой соответствует частоте или относительной частоте попадания данных в каждый из интервалов:
  •                   наносится горизонтальная ось, выбирается масштаб и от­кладываются соответствующие интервалы;
  •                   строится вертикальная ось, на которой также выбирается масштаб в соответствии с максимальным значением частот.

 

  1.               Сформулируйте цели и задачи, которые перед собой ставит организация при разработки системы экологического менеджмента.  На примере конкретной организации.

 

Решение:

 

Организация: химико-фармацевтический завод.

 

Цель: условий для реализации экологической политики.

Задачи:

  •                 идентифицировать экологические аспекты, оценить их воздействие на окружающую среду; 
  •                 идентифицировать требования законодательных актов и другие требования, распространяющиеся на предприятие; 
  •                 разработать целевые и плановые экологические показатели; 
  •                 разработать программу охраны окружающей среды.

 

  1.               В ходе аудита системы менеджмента качества (СМК) выяснилось, что применительно к некоторым процессам, идентифицированным в СМК, не поставлены задачи по улучшению.  При этом было дано следующее объяснение: «Данные процессы были оценены и признаны результативными. Поэтому мы ими решили пока не заниматься, направив усилия на те процессы, которые пока являются недостаточно результативными». Насколько данное заявление согласуется с требованиями стандарта ИСО 9001?

 

Решение:

Вышеуказанное объяснение не согласуется с требованиями стандарта ИСО 9001, поскольку согласно п. 8.5.2 Корректирующие действия, организация должна предпринимать корректирующие действия с целью устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.  

 

 

4. Используя диаграмму Парето, проанализируйте результаты проверки качества тканей. На диаграмме Парето постройте кумулятивную кривую. Данные проверки качества приведены в таблице.

Таблица

Вид неисправности

Потери от брака в денежном выражении (в руб.)

Кумулятивный процент, %

1

Разноотеночность по всему куску

3000

0,25945136

2

Полосы от нитей разной толщины

1200

0,478446289

3

Масляные пятна

4502

0,651337022

4

Растраф

2800

0,812701706

5

Подплетины

800

0,881857999

6

Забоины

3800

0,927962195

7

Загнутая кромка

200

0,971184878

8

Близна

300

0,988473951

9

Прочие

750

1

 

 

 

 

5. Укажите не менее 7 примеров опасностей, связанных с деятельностью на объекте (по заданию преподавателя). Укажите для каждой опасности по 1 примеру средств управления рисками.

Опасность (hazard) – первопричина, ситуация или действие, или их комбинация, которые потенциально могут привести к травмам или причинить вред здоровью человека.

Выявленные опасности должны быть отнесены к соответствующим видам воздействий на человека.

Пример. Опасности, связанные с деятельностью на объекте: Квартира  

Вид воздействия

Физическое (механическое)

опасность

Падение с высоты при укладывании вещей в подвесной шкаф

средство управления

Использование лестницы-стремянки

опасность

Падение предметов из подвесного шкафа

средство управления

Ограничение вместимости подвесного шкафа.

опасность

Порез руки при  приготовлении пищи

средство управления

Использование соответствующих столовых приборов.

Вид воздействия

Физическое (термическое)

опасность

Термический ожог  кипятком

средство управления

Использование соответствующей посуды для кипячения воды.

опасность

Переохлаждение от сквозняков

средство управления

Утепление оконных проемов

           

 

Решение:

 

Решение:

Объект: цех по производству мясных полуфабрикатов

 Вид воздействия

Физическое (механическое)

опасность

Затягивание рук в чашу для замешивания фарша.

средство управления

Соблюдение техники безопасности при замешивании фарша.

опасность

Порезы при разделке туш свинины и говядины.

средство управления

Соблюдение техники безопасности по разделке туш.

опасность

Повреждение одежды, заматывание одежды в мясорубку.

средство управления

Ношение спецодежды, соблюдение правил обращения с мясорубкой.

опасность

Термический ожог при мойке чаш для замешивания теста.

средство управления

Измерение термометром температуры воды.

опасность

Выходы на работу во вторую смену. Подмена отсутствующих работников.

средство управления

Отдых, полноценный сон.

Вид воздействия

Химическое

опасность

Ожог средствами для обработки поверхности, на которой разделывается туша.

средство управления

Использование перчаток и спецодежды.

Вид воздействия

Психологическое

опасность

Высокая напряженность работы и монотонность труда.

средство управления

Использование методов психологической разрядки, отпуск.