Пример решенной контрольной работы по химии

Задание 12

 

1) По стандартным окислительно-восстановительным потенциалам определите направление протекания реакции в ст.у.

OH- + Cl2 + I- → Cl- + IO3- + H2O

 

Решение:

 

При взаимодействии двух сопряженных окислительно-восстановительных пар окислителем всегда будет окисленная форма той пары, потенциал которой имеет большее значение. Восстановителем будет восстановленная форма пары, имеющей меньшее значение потенциала.

Выписываем потенциалы сопряженных окислительно-восстановительных пар

 

                      

                                                 

 

Из сравнения потенциалов делаем вывод, что окислителем будет Cl2, восстановителем будет I-

Направление протекания реакции следующее

 

 

Проводим уравнивание

 

 

 

2) Подберите коэффициенты методом ионно-электронных уравнений для окислительно-восстановительной реакции

SnCl2 + KNO2 + HCl → SnCl4 + NO + KCl + H2O

Укажите окислитель и восстановитель.

 

Решение:

 

 

В ходе данной окислительно-восстановительной реакции степень окисления олова повышается от +2 до +4. Степень окисления азота понижается от +5 до +1.

Расставляем коэффициенты в уравнении реакции методом ионно-электронных уравнений. Записываем только молекулы и ионы, которые содержат атомы элементов, изменивших степени окисления.

 

 

Определяем среду, в которой протекает реакция. В данном случае среда – кислая. В полуреакции участвуют ионы водорода H+. Исходные ионы содержат больше атомов кислорода, чем продукты реакции, поэтому избыток атомов кислорода в кислой среде связывается ионами Н+ в молекулы воды.

Составляем ионно-молекулярное уравнение каждой полуреакции и уравниваем число атомов всех элементов.

 

                                1               Sn – восстановитель

        2               KNO2 – окислитель

 

Умножаем полученные уравнения на наименьшие множители, для баланса по электронам. Суммируем полученные электронно-ионные уравнения и получаем сокращенное ионно-молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции.

 

 

Дополняем правую и левую части необходимым числом хлорид-ионов и ионов калия. Получаем полное ионно-молекулярное уравнение.

 

 

По полученному ионно-молекулярному уравнению составляем молекулярное уравнение.

 

 

 

3) Для гальванического элемента Co|Co2+ (0,5 моль/л)||Ni2+ (0,5 моль/л)|Ni

напишите катодный и анодный процессы, уравнение токообразующей реакции и вычислите ЭДС.

 

Решение:

 

Стандартные электродные потенциалы кобальта и никеля имеют следующие

потенциалы

 

 

Находим потенциалы электродов по уравнению Нернста

 

 

Поскольку , то кобальтовый электрод играет роль анода, никелевый электрод играет роль катода.

Записываем катодный и анодный процессы,

 

 

Записываем уравнение токообразующей реакции

 

 

Находим ЭДС как разность потенциалов катода и анода.

 

 

 

 

4) Составить схему электролиза водного раствора MgSO4 на платиновых электродах с учетом всех возможных реакций на катоде и аноде.

 

Решение:

 

В водном растворе сульфат магния диссоциирует на ионы магния и сульфат-ионы

 

 

Поскольку неизвестная плотность тока, то принимаем перенапряжение водорода и кислорода на платине равным нулю.

 

(+) анод

(-) катод

 

Из сравнения потенциалов полуреакций делаем вывод, что на аноде будет происходить окисление молекул воды, на катоде – восстановление молекул воды.

 

 

 

5. Как долго надо пропускать ток силой 2,5 А через расплав PbCl2, чтобы на катоде выделилось 20 г металла?

 

Решение:

 

Записываем уравнение реакции

 

 

Масса вещества, выделившегося на электроде, рассчитывается по уравнению Фарадея.

 

 

где:

молярная масса эквивалентов вещества, г/моль.

сила тока, А;

время электролиза, с;

F - постоянная Фарадея (96500 Kл/моль).

 

Молярная масса эквивалентов свинца равна

 

 

Находим необходимое время электролиза