Пример решенной контрольной работы по экономике
Задание 1.
1. Анализ количества кредитных организаций, в том числе банков (по типам) и НКО; подразделений КО
Анализ количества кредитных организаций, в том числе банков (по типам) и НКО; подразделений КО представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ количества кредитных организаций, в том числе банков (по типам) и НКО; подразделений КО
|
на 01.01.2020 |
на 01.01.2021 |
Изменение |
Кол-во кредитных организации, всего |
442 |
406 |
-36 |
в том числе |
|
|
0 |
банков, имеющих универсальную лицензию |
266 |
248 |
-18 |
банков, имеющих общую лицензию |
136 |
118 |
-18 |
небанковских КО |
40 |
40 |
0 |
Общее количество внутренних структурных подразделений КО (их филиалов) |
29079 |
27907 |
-1172 |
Количество действующих кредитных организаций (КО) по состоянию на 01.01.2021 составило 406 единиц (из них 40 небанковских КО), что меньше на 36 единиц, или на 8,1%, чем аналогичный показатель на 01.01.2020. В связи с оптимизацией региональных сетей, использованием новых финансовых инструментов и технологий количество внутренних структурных подразделений КО (их филиалов) сократилось на 4,0%, до 27 907, в том числе дополнительных офисов - на 2,7%, до 19 453.
Вывод по пункту: Основными причинами сокращения числа коммерческих банков являются: Отзыв лицензий, причинами которого являются: неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Центрального банка, неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
2. Общая характеристика дистанционного надзора, виды дистанционного надзора, примененные к КО за период
2019 год.
В 2019 году функции надзора за кредитными организациями централизованно выполнялись Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями (ДНСЗКО) и Службой текущего банковского надзора (СТБН). По состоянию на 01.01.2020 количество действующих кредитных организаций (КО), надзор за деятельностью которых осуществляла СТБН, составило 412, из них 241 - банки с универсальной лицензией, 136 - банки с базовой лицензией, 35 имели статус небанковской кредитной организации (НКО). ДНСЗКО осуществлял надзор за деятельностью 29 кредитных организаций, в том числе за 11 системно значимыми кредитными организациями (СЗКО). Надзор за одной небанковской кредитной организацией осуществлял Департамент финансовой стабильности.
Виды дистанционного надзора:
- применение риск-ориентированного подход в банковском надзоре;
- применение консолидированного надзора;
- оценка качества внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) КО и банковских групп;
- надзорная оценка планов восстановления финансовой устойчивости;
- надзорное стресс-тестирование;
- дистанционный анализ рисков КО и НКО, а также регулярная оценка различных видов активов кредитных и некредитных финансовых организаций;
- мониторинг внедрения проектного финансирования долевого строительства и обследование уполномоченных банков, имеющих право открывать расчетные счета застройщиков и счета эскроу.
2020 год.
В 2020 году функции надзора за кредитными организациями централизованно выполнялись Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями (ДНСЗКО) и Службой текущего банковского надзора (СТБН). По состоянию на 01.01.2021 ДНСЗКО осуществлял надзор за деятельностью 121 СЗКО и 18 КО, входящих в состав банковских групп, головными организациями которых являются СЗКО, а также Банка «ТРАСТ» ПАО, выполняющего функцию Банка непрофильных активов. Поднадзорные ДНСЗКО кредитные организации являются участниками 13 банковских групп (в том числе банковской группы, в которую входит Банк «ТРАСТ» ПАО), трех холдингов. СТБН осуществляла надзор за деятельностью 371 КО, в том числе за 221 банком с универсальной лицензией, 118 банками с базовой лицензией и 32 небанковскими кредитными организациями (НКО). Среди поднадзорных СТБН организаций часть являлись участниками 65 банковских групп, 22 банковских холдингов и 58 неформальных групп.
Виды дистанционного надзора:
- применение риск-ориентированного подход в банковском надзоре;
- применение консолидированного надзора;
- оценка качества внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) КО и банковских групп;
- надзорная оценка планов восстановления финансовой устойчивости;
- надзорное стресс-тестирование;
- реализация задачи по внедрению реестра залогов;
- оценка качества системы управления операционными рисками в КО, в том числе оценки качества планов по обеспечению непрерывности и восстановлению деятельности;
- надзорные мероприятия в части информационной безопасности.
Вывод по пункту:
Виды дистанционного надзора, примененные к КО в 2019 и 2020 годам аналогичны и практически не отличаются.
3. Контактный надзор: количество проведенных проверок (по видам, в динамике)
Анализ количества проведенных проверок (по видам, в динамике) контактного надзора представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ количества проведенных проверок (по видам, в динамике) контактного надзора
|
2019 |
2020 |
Изменение |
Общее количество проверок |
346 |
239 |
-107 |
в том числе |
|
|
|
плановых |
277 |
141 |
-136 |
внеплановых |
69 |
98 |
29 |
В условиях распространения коронавирусной инфекции Банк России принимал меры по минимизации количества проверок поднадзорных лиц, осуществляя их проведение исходя из надзорной потребности с учетом приоритетности для обеспечения защиты законных интересов потребителей финансовых услуг. С этой целью в конце марта 2020 года решением Советом директоров Банка России инспекционная деятельность была приостановлена (по июнь 2020 года включительно2). Всего в 2020 году начато проведение 239 проверок поднадзорных лиц (141 плановая проверка и 98 внеплановых проверок), завершено/прекращено проведение 283 проверок поднадзорных лиц, из которых 73 являлись переходящими с 2019 года.
Вывод по пункту: Основной объем нарушений, выявляемых в ходе проверок КО, как и прежде, был связан с недооценкой качества предоставляемых ссуд. При этом ряд КО воспользовались регуляторными послаблениями в части оценки активов, введенными Банком России в связи распространением коронавирусной инфекции. Установленные проверками фактические риски КО свидетельствуют о том, что отмена временных послаблений может потребовать определенного доформирования резервов, соответствующих реальному уровню кредитного риска, а также в отдельных случаях - принятия мер в части докапитализации КО.
4. Основания для отзыва лицензий (причины и количество случаев таблицу)
Анализ оснований для отзыва лицензий представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ оснований для отзыва лицензий
|
2019 |
2020 |
Изменение |
Кол-во КО, у которых отозвана лицензия |
28 |
16 |
-12 |
в том числе по причинам |
|
|
0 |
неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к КО неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом № 86-ФЗ; |
27 |
15 |
-12 |
неоднократное нарушение в течение года требований Федерального закона № 115-ФЗ1, |
14 |
9 |
-5 |
снижение значений всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) КО ниже 2% |
4 |
1 |
-3 |
снижение размера собственных средств (капитала) КО ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату ее государственной регистрации |
4 |
1 |
-3 |
Пояснение: Отзыв лицензии у КО мог осуществляться одновременно по нескольким основаниям.
Анализ:
Банк России в случае непринятия собственниками эффективных мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению финансовой устойчивости при наличии оснований отзывал у КО лицензии на осуществление банковских операций. В 2020 году Банк России отозвал лицензии у 16 КО (в 2019 году - у 28 КО) в соответствии со статьей 74 Федерального закона № 86-ФЗ и статьей 20 Федерального закона № 395-1.
Вывод по пункту:
Основная причина - неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к КО неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом № 86-ФЗ.
5. Общая характеристика мер по предупреждению банкротства (указать банки и при участии каких государственных структур проходила санация)
В 2019 и 2020 годах Банк России продолжил работу по предупреждению банкротства финансовых организаций в рамках Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Применяемый меры по предупреждению банкротства в анализируемом периоде:
1) финансовое оздоровление кредитной организации;
2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
3) реорганизация кредитной организации.
Примеры.
Утвержден План участия АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства АО «Севастопольский Морской банк», функции временной администрации по управлению банком возлагались на АСВ, в качестве инвестора привлечен РНКБ Банк (ПАО). Банку предоставлено финансирование в размере 740,9 млн. рублей на покрытие дисбаланса между справедливой стоимостью активов и обязательств банка, а также на докапитализацию банка; проведены реорганизации четырех банков с целью повышения эффективности финансового оздоровления.
В таблице 4 указаны банки и госструктуры, при участии которой проходила санация.
Таблица 4 – Субъекты, которым осуществлялись меры по предупреждению банкротства
2020 год |
|
Банк |
Госструктура, при участии которой проходила санация |
“Азиатско-Тихоокеанский Банк” (АО). |
Банк России |
ПАО “МИнБанк”. |
Банк России |
Банк “ТРАСТ” (ПАО) |
Банк России |
ПАО Банк “ФК Открытие” |
Банк России |
АО “Севастопольский Морской банк” |
Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” |
ООО КБ “Финанс Бизнес Банк” |
Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” |
АО АКБ “ЭКСПРЕСС-ВОЛГА” |
Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” |
АО “ГЕНБАНК” |
Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” |
АО КБ “Солидарность” |
Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” |
АО “РОСКОСМОСБАНК” |
Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” |
2019 год |
|
ПАО “МИнБанк”. |
Банк России |
АО “ВОКБАНК” |
Банк России |
ПАО Банк “ФК Открытие” |
Банк России |
“Азиатско-Тихоокеанский Банк” (АО). |
Банк России |
Банк “ТРАСТ” (ПАО) |
Банк России |
АО “Социнвестбанк” |
Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” |
ПАО “Крайинвестбанк” |
Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” |
ПАО “Балтийский Банк” |
Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” |
АКБ “РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ” (АО) |
Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” |
Вывод по пункту:
Основными причинами, по которым банки в 2020 году находились на контроле за осуществлением мер по предупреждению банкротства, были абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) (по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев) более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России (семь кредитных организаций), а также уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца до уровня ниже размера уставного капитала (четыре кредитные организации) (пункты 3 и 6 статьи 189.10 Федерального закона № 127-ФЗ соответственно).
6. Прекращение деятельности кредитных организаций (количество и причины)
Анализ прекращения деятельности кредитных организаций представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Анализ прекращения деятельности кредитных организаций
|
на 01.01.2020 |
на 01.01.2021 |
Изменение |
Кол-во ликвидируемых КО |
385 |
379 |
-6 |
в том числе по причине: |
|
|
0 |
- признаны банкротом |
349 |
340 |
-9 |
- принудительной ликвидации |
33 |
28 |
-5 |
- в добровольном порядке |
3 |
11 |
8 |
Главной задачей осуществляемого Банком России контроля за прекращением деятельности финансовых организаций является защита интересов кредиторов ликвидируемых финансовых организаций. В связи с этим Банк России проводит постоянный контроль за деятельностью конкурсных управляющих (ликвидаторов) финансовых организаций, в том числе на предмет соблюдения ими требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процедуры ликвидации финансовых организаций.
По состоянию на 01.01.2021, впервые с 2014 года, сократилось количество ликвидируемых КО - до 379 (с 385 на 01.01.2020). Из указанных 379 ликвидируемых КО:
– 340 признаны несостоятельными (банкротами), и в отношении них открыто конкурсное производство (в том числе в 2020 году - девять КО, из них в отношении двух КО арбитражными судами ранее были приняты решения о принудительной ликвидации);
– в отношении 28 КО арбитражными судами приняты решения о принудительной ликвидации (в 2020 году - в отношении девяти КО);
– 11 КО ликвидируются в добровольном порядке на основании решений их учредителей (участников) (в 2020 году решения о добровольной ликвидации приняты по девяти КО).
Вывод по пункту:
Если в предыдущие годы процесс ликвидации был связан с принудительным отзывом лицензий Банком России в ответ на неудовлетворительное финансовое состояние банков или нарушение ими законодательства, то в 2020 году превалируют самостоятельные решения владельцев банковского бизнеса о собственном закрытии, о чем нам говорят данные таблицы 5.
ОБЩИЙ ВЫВОД
Банковский бизнес небольших размеров продолжает оставаться непривлекательным. Тенденция к сокращению общей численности кредитных организаций продолжается и в 2020 году.
На 1 января 2021 года в России действует 406 коммерческих банка. Из них 248 обладают универсальными лицензиями, 118 - базовыми.
За 2020 год закрылись 18 универсальных банков и 18 банков с базовой лицензией. Темпы сокращения количества банков обоих групп сопоставимы, что поднимает вопрос об эффективности проведенной структурной реформы банковского сектора последних лет.
Рекордным стал июль 2020 года, когда регулятор аннулировал четыре лицензии по решению собственников банков. При этом он отозвал по своему решению только три лицензии. Всего летом 2020 года по своей инициативе сами собственники закрыли шесть банков, а Банк России - три. Продолжают уходить с рынка банки за пределами второй сотни с незначительным размером активов.
Реализация в 2019-2020 годах Банком России и Правительством Российской Федерации комплекса антикризисных мер способствовала сохранению устойчивости финансовой системы и позволила не допустить существенного ухудшения состояния конкурентной среды, несмотря на резкое ухудшение положения значительного количества финансовых организаций и уход части из них с рынка. Временный характер принятых мер позволил поддержать конкурентоспособность участников рынка в период кризиса, не ограничивая при этом стимулы к конкуренции и дальнейшему развитию финансовых технологий и цифровых бизнес-моделей. Кроме того, в 2019-2020 годах Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации продолжил ранее запланированную работу по созданию благоприятной конкурентной среды на финансовом рынке по следующим направлениям:
– обеспечение конкурентного доступа для участников финансового рынка;
– снижение барьеров для потребителей и поставщиков финансовых услуг;
– недопущение антиконкурентных нарушений в отношении потребителей финансовых услуг;
– обеспечение сбалансированной структуры финансового рынка.
Задание 2
Деятельность департаментов и служб, осуществляющих регулирование и надзор за кредитными организациями. Характеристика их функций.
1. Департамент банковского регулирования и аналитики.
Департамент банковского регулирования и аналитики создан в 2021 году в результате слияния двух структурных подразделений Банка России - Департамента банковского регулирования и Департамента обеспечения банковского надзора.
К основным направлениям работы департамента можно отнести следующее:
- регулирование деятельности кредитных организаций на основе анализа существующих и потенциальных рисков;
- аналитика в области оценки рисков и развития банковского сектора;
- надзорное стресс-тестирование банков;
- методологическое и информационное сопровождение банковского надзора.
Ключевой задачей департамента в части регулирования является разработка нормативной базы по трем основным компонентам, которые обеспечивают надежность банков. Это количественные требования к оценке и покрытию банковских рисков через пруденциальные нормативы; требования к системам управления рисками и капиталом в банках; формы банковской отчетности о рисках, нормативах и порядок публичного раскрытия информации банками в целях повышения рыночной дисциплины.
2. Служба анализа рисков
Служба анализа рисков Банка России была создана в соответствии с решением Совета директоров Банка России 29 апреля 2016 года.
Служба осуществляет:
- независимый дистанционный анализ рисков кредитных и некредитных финансовых организаций, проводимый в рамках надзора и контроля, на уровне объектов оценки на основании отчетности и иной информации, в том числе полученной из открытых источников, опубликованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- экспертизу предметов залога, принятых кредитными организациями в качестве обеспечения по ссудам, проверку отчетов об оценке, составленных оценщиками, оценку рыночной или справедливой стоимости имущества.
Основные направления анализа рисков:
- анализ кредитных рисков крупнейших заемщиков — юридических лиц и крупнейших групп компаний;
- оценка кредитного риска массового сегмента (ссуды юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, розничные кредитные портфели кредитных организаций);
- анализ рыночных рисков: финансового положения эмитентов ценных бумаг, портфелей ценных бумаг, централизованный анализ данных;
- оценка качества системы управления операционным риском кредитных организаций, в том числе оценка качества планов по обеспечению непрерывности и восстановлению деятельности кредитных организаций.
Для повышения качества и глубины анализа рисков Банк России активно занимается изменением подходов к сбору и обработке первичной информации от кредитных организаций, автоматизации процесса анализа «больших данных» с применением современных технологий, расширяет границы применения в своей деятельности информации из открытых источников.
3. Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями
Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями создан в 2013 году и осуществляет надзор за крупнейшими в Российской Федерации банковскими группами, возглавляемыми системно значимыми кредитными организациями.
Основной задачей департамента является разработка и реализация мер, направленных на повышение устойчивости поднадзорных кредитных организаций. Для этого департамент осуществляет риск-ориентированный надзор, нацеленный на своевременное выявление потенциальных проблем и поиск соответствующих надзорных решений, позволяющих предотвратить реализацию возможных рисков. Данный подход к надзору предусматривает анализ стратегий развития системно значимых кредитных организаций и внутренних процедур оценки достаточности капитала банков, а также проведение на постоянной основе оценки финансового положения поднадзорных кредитных организаций и банковских групп.
Важным направлением работы департамента является оценка планов восстановления финансовой устойчивости системно значимых кредитных организаций и разработка соответствующих планов действий Банка России.
4. Служба текущего банковского надзора
Служба текущего банковского надзора осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (за исключением системно значимых кредитных организаций) для поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Задачей службы является осуществление постоянного надзора за соблюдением поднадзорными кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, а также своевременное выявление и ограничение рисков, принимаемых банками.
5. Главная инспекция Банка России
Главная инспекция Банка России осуществляет функции контактного надзора в отношении практически всех организаций, поднадзорных Банку России как мегарегулятору. К числу проверяемых Главной инспекцией организаций относятся кредитные, страховые, клиринговые, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, репозитарии, акционерные инвестиционные фонды, бюро кредитных историй, кредитные потребительские и жилищные накопительные кооперативы, ломбарды, субъекты национальной платежной системы и так далее (порядка 35 видов объектов - участников финансового рынка, осуществляющих более 22 различных видов деятельности).
Основной целью проведения проверок Банком России является получение на месте информации, необходимой Банку России для оценки соблюдения поднадзорным объектом требований законодательства.
В ходе проверок осуществляется оценка достоверности учета (отчетности), качества активов, величины и достаточности собственных средств (капитала), качества управления, включая оценку системы управления рисками и состояния внутреннего контроля, проверяется соблюдение требований к финансовой устойчивости и платежеспособности проверяемой организации, выявляются действия, угрожающие интересам потребителей банковских и финансовых услуг, включая кредиторов и вкладчиков банков, инвесторов на финансовых рынках, застрахованных лиц, в том числе по обязательному пенсионному страхованию.
Результаты инспекционных проверок используются для принятия решений о применении мер надзорного реагирования.