ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСАМИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСАМИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Основным методом воздействия на деятельность корпорации в стратегических областях развития, распределения и использования чистой прибыли является принятие ответственных решений собственниками или лицами, входящими в состав исполнительных и распорядительных органов. В рамках корпорации создаются и развиваются соответствующие финансово-кредитные организации для взаимодействия с национальными и международными рынками капитала [1, с. 88].

В процессе реализации поставленной цели корпорации сталкиваются, прежде всего, с проблемой принятия «сбалансированного» управленческого решения. Суть этой проблемы была наиболее точно сформулирована в то время Eoichiro Kaizaki: «Около 90% решений принимаются без учета информации, которой они уже обладают». Другими словами, отсутствие системного подхода к мониторингу микро, макросреды и структуризации информации напрямую влияет на качество управленческих решений. [4, с. 103]

Учитывая характер неопределенности и непредсказуемости российского бизнеса, по нашему мнению, нам следует уделять больше внимания мониторингу макро- и микроэкономических факторов, которые непосредственно влияют на качество управленческих решений.

Многие компании пытаются решить эту проблему, внедряя современные методы оценки и управления рисками. В настоящее время управление рисками в России находится в зачаточном состоянии, но необходимость такой работы признается большинством крупных промышленных предприятий. При оценке рисков менеджеры используют целый ряд методов: накопленные знания и опыт своих менеджеров, оценки внешних экспертов, формализованные процедуры оценки рисков. Такой подход к этой проблеме означает, что задачи по управлению рисками рассматриваются и решаются высшим и средним руководством, и в то же время, как правило, строго следуют разработанной политике.

Структура факторов, представляющих наибольший риск для нормальной и систематической финансовой деятельности корпорации, выглядит следующим образом: источники максимального риска 70% - «субъективный фактор» (ошибки сотрудников), 20% - «нечестность деловых партнеров», 8% - «Стихийные бедствия» и 2% - прочие. [6, с. 180]

В процессе реализации политики управления рисками российские корпорации сталкиваются с рядом трудностей:

- Отсутствие стандартизированных методик.

На данный момент отечественные компании не имеют единых стандартизированных механизмов оценки и управления рисками; Расхождения возникают даже в основных определениях.

- Недостатки используемых методов.

Многие методы, используемые сегодня в нашей стране, либо плохо адаптированы к российской действительности, либо научно не обоснованы.

- Отсутствие сравнительной базы экономических показателей.

В России есть большая необходимость создания единой сравнительной базы средних значений экономических показателей для предприятий и организаций различных отраслей и сфер деятельности.

- Отсутствие компаний и структур управления рисками в компаниях.

На сегодняшний день, руководство финансовых учреждений, выстраивая механизмы функционирования своей службы, сталкивается с проблемой определения набора ключевых показателей для принятия управленческого решения, задавая вопросы: достаточно ли иметь только финансовые показатели для информирования решения.

Следует ли учитывать информацию о качестве продукции, доле рынка, репутации компании, текучести кадров и т.д. Многие руководители крупных промышленных предприятий склоняются к тому, что необходимо аккумулировать и обрабатывать информацию по всем видам деятельности. По сути, это еще один метод управления - так называемый, управленческий учет, позволяющий оперативно реагировать на изменения обстановки, объективно оценивать бизнес процессы и принимать обоснованные решения. [5, с. 49]

Но проблема перехода к управленческому учету заключается в том, что практически все известные методики по постановке управленческого учета в России описывают принципы планирования финансовых потоков, создания системы бюджетирования и выбора способа учета затрат, а управленческие модели западных экономик не выдерживают российских рыночных условий. Поэтому, находясь в некоем информационном вакууме, руководители предприятий опять же вынуждены принимать решения на свой страх и риск.

Принятие решения в реальной задаче управления - проблема много - сложная, отягощенная к тому же неохватным разнообразием объективно существующих альтернатив и подверженная сильному воздействию субъективного фактора. Решение руководителя всегда является запаздывающим во времени [2, с. 11].

Оно всегда будет не соответствовать новым условиям, сложившимся в точке возникновения "ситуации". В многоуровневых корпорациях решение руководителя может быть верным только при случайном повторении условий в точке возникновения "ситуаций ". В многоуровневых корпорациях решение руководителя может быть верным только при случайном повторении условий в точке возникновения "ситуаций" в момент прихода туда оформленного управленческого решения. [8, с. 15]

Эту проблему не решить внедрением систем, улучшающих сбор и анализ информации по "уже случившимся" ситуациям. В современной корпорации за общий результат отвечает только один "первый" руководитель. У функциональных служб корпораций и производственных подразделений совершенно различные цели, задачи и показатели деятельности. Это постоянно создает значительные "центробежные" силы в системе управления и "разрывает" корпорацию. Мы предлагаем с помощью моделирования руководителю инструмент, позволяющий сбалансировать внутрикорпоративные связи в режиме реального времени и даже с опережением времени.

Моделирование - это отображение реальных процессов в пространстве и времени, предназначенное для принятия управляющих решений.

Прежде всего, математические методы и модели можно рассматривать как достаточно эффективное средство структурированного, более компактного и наглядного представления доступной информации. Анализ результатов математической обработки данных часто позволяет дать рекомендации относительно тех или иных способов действия. Кроме того, существует ряд типичных управленческих ситуаций, допускающих определенную формализацию, где именно математические подходы и соображения обоснованно становятся решающими. В этом случае модели, которые позволяют сравнивать качество и эффективность управления в более громоздкой системе, перенасыщенной информацией, с тем, что дает более простую систему, работающую только с полезной информацией, могут принести большую пользу.

Основная цель модели - помочь финансовому менеджеру или другому лицу, принимающему решения, с научной точки зрения определить свою политику и действия среди возможных способов достижения своих целей.

В наше время при проведении реформ указывается, что государство может гарантировать услуги по оказанию лишь минимального объема услуг населению России. В свою очередь, население имеет возможность получить превышение этого лимита в отношении материальных и нематериальных услуг на основании их материальных льгот на платной основе. В таких условиях необходимо иметь четкое представление о таком минимуме гарантий в социальной сфере, предоставляемых государством за счет бюджетных средств, а также формировать и разрабатывать абсолютно новые способы защиты социальной сферы общества. . Эта задача может быть решена в основном в зависимости от состояния и устойчивости финансов государства и муниципалитетов, которые являются основным источником финансирования программ социальной защиты населения.

К особо актуальным проблемам на современном этапе развития государственной налоговой системы относятся:

1) система налогообложения в стране достаточно сложна для понимания плательщиками налогов и сборов, а также с точки зрения эффективности управления самими налоговыми органами. В свою очередь, это приводит к увеличению затрат, связанных с осуществлением налогового администрирования и расширением границ уклонения от уплаты налогов;

2) высокие налоговые ставки, установленные на законодательном уровне, негативно сказываются на процессе принятия экономически важных решений;

3) система налогообложения вынуждает предприятия вкладывать свои средства

в инвестиции, а также изменить структуру баланса по налоговым, а не по экономическим причинам;

4) инвестиции финансируются как заемными, так и собственными средствами [1, с. 78].

Наличие ограничений в возможностях финансирования государственных расходов через налоговую систему, а также ориентация на наиболее рациональное использование факторов производства делают необходимым решение этих проблем в России.

Кроме того, это также объективная необходимость оценки долгосрочных последствий реализации реформ в бюджетной и налоговой сферах, как в интересах повышения эффективности механизмов формирования и использования финансовых ресурсов государства, так и муниципалитетов, и в интересах их влияния на экономику страны.

По этой причине формирование комплекса мероприятий и его реализация приобретают все большее значение, направленных на совершенствование государственного и муниципального финансового управления, повышение эффективности воздействия государственных финансов на социально-экономические процессы, происходящие в России, с целью достижения устойчивый экономический рост и улучшение качества жизни общества.

Чтобы принять решение по данной проблеме, необходимо рассмотреть основные перспективные направления развития финансов на государственном и муниципальном уровне, оценить их адаптированность к текущим требованиям развития страны, а также обосновать выбор конкретного направленность и непосредственный механизм реализации финансового регулирования государством экономических и социальных процессов при проведении масштабных реформ и высокой степени зависимости страны от внешних факторов.

Сегодня проводимая реформа в сфере местного самоуправления в России выходит на новый, принципиально качественный этап своего развития.

Однако эффект от его реализации во многом определяется достоверностью понимания содержания местного самоуправления, его места и роли в системе демократизма государственного управления.

На важность местного самоуправления и его роль указывают объективно существующие гражданские интересы, сосуществующие в одном местном сообществе. При этом указанные интересы следует рассматривать как равные, но ни в коем случае не подчиненные государству.

Таким образом, моделирование позволяет уравновешивать многоуровневые, многофункциональные, многопараметрические динамические системы в реальном времени. Создание моделей - новый этап в развитии систем управления корпоративными финансами. Модели позволяют в режиме реального времени получать оперативную, полную и достоверную информацию, прогнозировать сценарии развития ситуации, что, несомненно, повышает качество управленческих решений [3, с. 34]. Именно в этом направлении считается важным разработка и применение современных методов управления корпоративными финансами.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.               Степанова А.Н., Иванцова О. М. Корпоративное управление: направление дискуссий. 2014. № 4. С. 122-132. [Электронный ресурс] URL: http://www. ecsocman. hse. ru.html. (Дата обращения: 01.12.2021)

2.               Пайк Р., Нил Б. Корпоративные финансы и инвестирование. СПб: Питер, 2016.784 с.

3.               Корпоративные финансы : учебник / Величко Л. А. и др. СПб: Питер, 2015.592 с.

4.               Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 2015.1008 с.

5.               Атанов Я.П., Хвостенко О.А. Оценка банком кредитоспособности коммерческой организации И Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями :межвуз. сб. науч. тр. Самара : Изд-во Самар, гос. экон. ун-та, 2017. Вып. 1. С. 214-218.

6.               Финансы и кредит : учебник / под ред. Т.М. Ковалевой. 9-е изд., пе- рераб. и доп. Москва : КноРус, 2018. С. 263-282.

7.               Целищева Д.П. Особенности управления корпоративными финансами и предпосылки развития корпоративного контроля II Актуальные направления научных исследований в области экономики. Финансов и учета: от теооии к поактике. — 2016. — С. 207-211.

8.               Ахраменко Г.О. Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов //Paradigmata poznani. – 2015. – № 1. – С. 77-79.

9.               Владимиров И.А., Егоров В.А. Характеристика современных институциональных основ экономических отношений функционирования инфраструктуры социальной сферы // Научное обозрение. –2016. – № 19. – С. 91-98.