Примеры решения задач по бухучету
Примеры решения задач по бухучету
Задача 1. АО «Вектор» 2 июля 2019 года начал строить склад для вспомогательного производства хозяйственным способом. Затраты: у поставщика были приобретены строительные материалы и списаны на строительство на сумму 970 000 руб. (оплатили с расчетного счета); з/плата рабочих, занятых в строительстве составила 650 000 рублей; страховые взносы (30% + страхование от несчастных случаев 1.9%) – ? руб.; амортизация основных, используемых в строительстве – 4 300 рублей.
Объект ввели в эксплуатацию 30 июля 2019 года. Амортизация начисляется линейным способом. Срок полезного использования - 5 лет.
На основании исходных данных составить проводки за июль, август 2019 г. Начислить НДС на стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Решение:
На основании п. 5.1.1 Положения, п.п. 7, 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" все затраты на строительство формируют первоначальную стоимость строящегося объекта основных средств.
Начислены страховые взносы:
650 000 * 30% = 195 000 руб.
Начислены взносы на страхование от несчастных случаев:
650 000 * 1,9% = 12 350 руб.
Итого затраты на строительство:
970 000 + 650 000 + 195 000 + 12 350 + 4 300 = 1 831 650 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ налоговая база по НДС определяется как сумма всех расходов, которые фактически понесены при выполнении СМР.
Сумма начисленного НДС (ставка 20%):
1 831 650 * 20% = 366 330 руб.
Линейный метод амортизации подразумевает списание стоимости основного средства одинаковыми пропорциональными частями на протяжении всего времени его использования.
Сумма амортизации объекта в месяц:
1 831 650 / 60 мес. = 30 527,50 руб.
Журнал хозяйственных операций
Дата |
Хозяйственная операция |
Сумма, руб. |
Дебет |
Кредит |
02.07.2019 |
У поставщика приобретены строительные материалы |
970 000 |
10 |
60 |
02.07.2019 |
Материалы списаны на строительство |
970 000 |
08-3 |
10 |
02.07.2019 |
Материалы оплачены с расчетного счета |
970 000 |
60 |
51 |
30.07.2019 |
Начислена заработная плата рабочим |
650 000 |
08-3 |
70 |
30.07.2019 |
Начислены страховые взносы |
195 000 |
08-3 |
69 |
30.07.2019 |
Начислены взносы на страхование от несчастных случаев |
12 350 |
08-3 |
69 |
30.07.2019 |
Начислена амортизация собственных основных средств, используемых при строительстве |
4 300 |
08-3 |
02 |
30.07.2019 |
Объект введен в эксплуатацию |
1 831 650 |
01 |
08-3 |
30.07.2019 |
Начислен НДС на стоимость фактических затрат по строительно-монтажным работа, для собственного потребления |
366 330 |
19 |
68 |
31.08.2019 |
Начислена амортизация объекта за август 2019 года |
30 527,50 |
23 |
02 |
Задача 2. 15 января 2019 года АО «Вектор» приобрело для основного производства полезную модель по договору об отчуждении исключительного права за 4 670 000 руб. Вознаграждение посреднической организации – 49 560 руб. Пошлина за регистрацию права - 12 400 рублей. Всем оплачено с расчетного счета. Полезная модель принята к бухгалтерскому учету 5 февраля 2019 года. Срок полезного использования 5 лет. Амортизация начисляется линейным способом.
На основании исходных данных отразить операции на счетах в январе- марте 2019 года.
Решение:
В соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права, посреднические услуги, госпошлина за регистрацию права входят в состав расходов, формирующих первоначальную стоимость нематериального актива.
Первоначальная стоимость полезной модели:
4 670 000 + 49 560 + 12 400 = 4 731 960 руб.
Линейный метод амортизации подразумевает списание стоимости основного средства одинаковыми пропорциональными частями на протяжении всего времени его использования.
Сумма амортизации полезной модели в месяц:
4 731 960 / 60 мес. = 78 866 руб.
Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за датой принятия нематериального актива к учету, т.е. с марта.
Журнал хозяйственных операций
Дата |
Хозяйственная операция |
Сумма, руб. |
Дебет |
Кредит |
15.01.2019 |
Приобретена полезная модель по договору об отчуждении исключительного права |
4 670 000 |
08 |
60 |
15.01.2019 |
Оплачена задолженность по договору об отчуждении исключительного права |
4 670 000 |
60 |
51 |
15.01.2019 |
Отражены затраты на посреднические услуги |
49 560 |
08 |
60 |
15.01.2019 |
Оплачены посреднические услуги |
49 560 |
60 |
51 |
15.01.2019 |
Учтена пошлина за регистрацию права |
12 400 |
08 |
76 |
15.01.2019 |
Оплачена пошлина |
12 400 |
76 |
51 |
05.02.2019 |
Полезная модель принята к бухгалтерскому учету |
4 731 960 |
04 |
08 |
31.03.2019 |
Начислена амортизация полезной модели за март 2019 г. |
78 866 |
20 |
02 |
Задача 3. АО «Вектор» продает принадлежащий ему грузовой автомобиль за 840 000 рублей (в т.ч. НДС –20%). Первоначальная стоимость автомобиля 756 000 рублей. Сумма начисленной амортизации на момент выбытия 198 200 руб. Расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД составили 2 650 рублей (оплатили через подотчетное лицо). Деньги от покупателя поступили на расчетный счет
Отразить на счетах бухгалтерского учета. Определить финансовый результат от продажи автомобиля.
Решение:
НДС с реализации автомобиля:
840 000 * 20/120 = 140 000 руб.
Остаточная стоимость автомобиля:
756 000 – 198 200 = 557 800 руб.
Для определения финансового результата от реализации автомобиля необходимо вычислить разницу между кредитовым и дебетовым оборотом по счету 91:
840 000 – 140 000 – 557 800 – 2 650 = 139 550 руб. (прибыль)
Журнал хозяйственных операций
№ п/п |
Хозяйственная операция |
Сумма, руб. |
Дебет |
Кредит |
1 |
Реализован грузовой автомобиль |
840 000 |
62 |
91-1 |
2 |
Начислен НДС с реализации |
140 000 |
91-2 |
68-2 |
3 |
Списана первоначальная стоимость автомобиля |
756 000 |
01-2 |
01-1 |
4 |
Списана начисленная амортизация |
198 200 |
02 |
01-2 |
5 |
Списана остаточная стоимость автомобиля |
557 800 |
91-2 |
01-2 |
6 |
Выданы наличные денежные средства подотчетному лицу |
2 650 |
71 |
50 |
7 |
Предоставлен авансовый отчет по уплате госпошлины |
2 650 |
91-2 |
71 |
8 |
Отражена прибыль от реализации автомобиля |
139 550 |
91-2 |
99 |
Задача 4. АО «Вектор» приобрело для основного производства станок, требующий монтажа. Стоимость станка, согласно договору – 264 000 руб. (в том числе НДС -20%.). Стоимость услуг транспортной компании 6 440 руб. Приобретенный станок был установлен в новом цехе. Его монтаж осуществляла организация «Строймонтаж». Стоимость монтажных работ по договору, составила 30 00 руб. (в том числе НДС –20%). Поставщикам, транспортной компании и за монтаж оплачено с расчетного счета. Станок введен в эксплуатацию.
На основании исходных данных составить бухгалтерские проводки у АО «Вектор
Решение:
Оборудование к установке принимается к учету по стоимости, складываемой из:
-
цены приобретения,
-
затрат, понесенных в связи с его доставкой, погрузкой-разгрузкой, хранением и т.п.
Стоимость приобретения станка без НДС:
264 000 * 100 / 120 = 220 000 руб.
Сумма НДС:
264 000 – 220 000 = 44 000 руб.
Стоимость монтажных работ без НДС:
30 000 * 100/120 = 25 000 руб.
Сумма НДС:
30 000 – 25 000 = 5 000 руб.
Стоимость оборудования на дату передачи в монтаж:
220 000 + 6 440 = 226 440 руб.
Стоимость станка на дату введения в эксплуатацию (оборот по дебету сч.08):
226 440 + 25 000 = 251 440 руб.
Журнал хозяйственных операций
№ п/п |
Хозяйственная операция |
Сумма, руб. |
Дебет |
Кредит |
1 |
Приобретен станок, требующий монтажа (стоимость без НДС) |
220 000 |
07 |
60 |
2 |
НДС к возмещению по приобретенному станку |
44 000 |
19 |
60 |
3 |
Произведена оплата за станок |
264 000 |
60 |
19 |
4 |
Учтены услуги транспортной компании |
6 440 |
07 |
60 |
5 |
Оплачены услуги транспортной компании |
6 440 |
60 |
51 |
6 |
Оборудование передано в монтаж |
226 440 |
08 |
07 |
7 |
Учтены услуги по монтажу (без НДС) |
25 000 |
08 |
60 |
8 |
НДС к возмещению по услугам монтажа |
5 000 |
19 |
60 |
9 |
Оплачен монтаж |
30 000 |
60 |
51 |
10 |
Станок введен в эксплуатацию |
251 440 |
01 |
08 |
Задача 5. ООО «Вектор» вносит в качестве вклада в уставный капитал другой организации секрет производства пластмассы. Первоначальная стоимость нематериального актива – 458 000 рублей. Сумма начисленной амортизации 155 000 рублей. Стоимость ноу-хау, подтвержденная оценщиком – 300 000 рублей
На основании исходных данных составить проводки у ООО «Вектор». Определить финансовый результат.
Решение:
Остаточная стоимость нематериального актива:
485 000 – 155 000 = 330 000 руб.
Разница между балансовой и оценочной стоимостью:
330 000 – 300 000 = 30 000 руб.
Передача имущества в уставный капитал другой организации не является реализацией и, следовательно, НДС не облагается (п. 3 ст. 39 НК РФ).
Журнал хозяйственных операций
№ п/п |
Хозяйственная операция |
Сумма, руб. |
Дебет |
Кредит |
1 |
Списана сумма начисленной амортизации нематериального актива |
155 000 |
05 |
04 |
2 |
Списана остаточная стоимость нематериального актива |
330 000 |
91-2 |
04 |
3 |
Отражена стоимость, подтвержденная оценщиком |
300 000 |
58 |
91-1 |
4 |
Отнесено на убыток превышение балансовой стоимости над оценочной стоимостью |
30 000 |
99 |
91-9 |