Пример решения контрольной работы по МПУР
Ситуация «Приор»
Мебельная компания «Приор» уже давно считалась признанным лидером на рынке отечественной кухонной мебели. После долгих колебаний и размышлений было решено купить Малаховский деревообрабатывающий комбинат (ДОК) в Тверской области — в дополнение к уже работавшей фабрике в подмосковных Мытищах. Цель была проста — перестать размещать заказы на других фабриках (Мытищинский комбинат не справлялся с текущими заказами), наладить собственное производство мебели для низшего ценового сегмента, но при этом по-прежнему выпускать фанеру и ДСП, чем, собственно, и занимался ДОК. А в перспективе, если взять в долговременную аренду большой участок лесосечного фонда и построить лесопилку, то можно будет обеспечить предприятие собственным сырьем.
Малаховский ДОК едва балансировал на грани рентабельности; в цехах не было вентиляции, система отопления отсутствовала, столовой – не было, на территории - грязь, зарплата низкая, молодежь на комбинат работать не идет. Директору посоветовали использовать вахтовый метод — возить народ из Москвы, но он отказался: во-первых, самих вахтовиков придется найти, во-вторых, надо создавать рабочие места для местных, т. к. ДОК является градообразующим предприятием.
После покупки старый директор был уволен, на его место поставили его зама; из Москвы перевели несколько инженеров, менеджеров и бухгалтеров, повысили оплату труда, надеясь этим привлечь молодежь, провели увольнение прогульщиков. Построили новый мебельный цех на Малаховском ДОКе, одновременно завершили реконструкцию «дров» (так сотрудники «Приора» в шутку окрестили два цеха — фанерный и ДСП). Скоро стали поступать первые тревожные известия: рабочие отказывались осваивать новое высокотехнологичное оборудование — кому-то просто «неохота», у кого-то не получается. Руководством было принято решение отправить семьдесят самых перспективных сотрудников из Тверской области на Мытищинский комбинат, чтобы они там за месяц научились работать. На время обучения решено было откомандировать для работы на ДОКе группу мытищинских рабочих, которые должны были работать и осуществлять обучение оставшихся рабочих.
Спустя неделю двадцать человек из тех семидесяти, кого отправили в Мытищи на «курсы обретения квалификации», написали заявления об увольнении - заставить работать и учиться тех, кто давно этого не делал, оказалось не так просто. После чего был принят ряд решений: во-первых, уволить рабочих, замеченных в систематических прогулах, а чтобы контролировать выполнение этого решения, ввести строгую пропускную систему; во-вторых, установить в медицинском кабинете оборудование для измерения уровня алкоголя; в-третьих, ввести на комбинате новую систему оплаты труда, учитывающую личный вклад каждого работника. Самых усердных — премировать, «лентяев» — увольнять; в-четвертых, отправить представителей ДОКа в областные ПТУ соответствующей специализации, чтобы отобрать лучших выпускников и предложить им работу на предприятии. Тем, кто будет соответствовать требованиям «Приора» и согласится на переезд, предоставить жилье в общежитии. Принятые меры принесли некоторый результат: объем производства продукции в апреле на ДОКе хотя еще отставал от запланированного, но все же вырос на 40% в мебельном цеху и на 45% — в фанерном. Тех, кто категорически не желал мириться с новыми правилами, уволили, ожидали пополнения — должна была приехать команда выпускников областных ПТУ. Зарплата квалифицированных рабочих выросла.
С новой проблемой руководство столкнулось в мае: участились прогулы, не помогали ни штрафы, ни уговоры: срывались заказы, простаивали цеха: рабочие коллектива Малаховского ДОКа тем временем сажали картошку. Руководство решило перейти от угроз увольнения к обещаниям обеспечить всех работников картошкой. В июне обстановка стала спокойнее, «огородники» готовы были приступить к работе. Тех, за кем иных нарушений не числилось, серьезно оштрафовали, прочих — уволили. Их места заняли выпускники ПТУ, которых, приходилось учить, тратя на это время опытных мастеров. Однако в августе вновь начался отток рабсилы, никому из прогульщиков, наученных майской эпопеей, не хотелось, чтобы его оштрафовали: в отдел кадров понесли липовые больничные, которые делались в любой районной больнице или поликлинике. Тогда у руководства возникла идея открыть при ДОКе собственную поликлинику, и принимать только «свои» больничные, однако, руководство не было уверено, что после всех принятых мер, ДОК начнет работать стабильно.
Задание по ситуации «Приор»
Задание:
- Сформулировать принятые решения
- Дать им характеристику
- Сделать вывод, на основе классификации, в чем была ошибка руководителей.
Формулировка управленческого решения |
Тип решения по содержанию (экономическое, социально-политическое, техническое, организационное) |
Тип решения (по упреждению, с опозданием, в режиме реального времени) |
1.Покупка ДОКа |
экономическое |
В режиме реального времени |
2. Увольнение старого директора ДОК |
организационное |
В режиме реального времени |
3. Перевод из Москвы нескольких инженеров, менеджеров и бухгалтеров |
организационное |
В режиме реального времени |
4. Повышение оплаты труда |
экономическое |
По упреждению |
5. Увольнение сотрудников |
организационное |
По упреждению |
6. Строительство нового мебельного цеха, завершение реконструкции «дров» |
экономическое |
В режиме реального времени |
7. Обучение сотрудников |
организационное |
В режиме реального времени |
8. Прием сотрудников из числа выпускников ПТУ |
организационное |
По упреждению |
9. Введение строгой пропускной системы |
организационное |
С опозданием |
|
|
|
Таким образом, основной ошибкой руководства была ставка на прежних работников ДОКа, которые:
- не привыкли эффективно работать;
- не желали обучаться;
- были недисциплинированными;
- обладали никой мотивацией.
Поэтому требовалось это предугадать и выстраивать трудовые отношения с новым составом работников.