ЭССЕ «ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

В данном, ограниченном по объему эссе, конечно же, невозможно исследовать все аспекты такого многогранного понятия, как справедливость, являющегося одновременно и социальным явлением, и философско - этической категорией, и правовым понятием, и экономическим понятием, и одним из желаемых принципов существования и развития человеческого социума. В силу вышеизложенного в данном эссе будут проанализированы только некоторые аспекты справедливости, в первую очередь те, которые имеют первостепенное значение для современного периода развития человеческого социума.

Дать однозначную дефиницию понятию справедливости представляется довольно сложной задачей в силу многозначности содержания самого понятия «справедливость». Обобщенно справедливость - это представление о должном, о корреляции действий и результатов, действий и наказания, о соответствии прав и обязанностей, о соответствии труда и вознаграждения, о соответствии функций, задач и значения общественных классов и отдельных людей и их общественного статуса.

С нашей точки зрения, в современном периоде развития человеческого социума первостепенное значение имеет проблема соотношения справедливости с одной стороны и социального равенства и социального равноправия с другой стороны. На первый взгляд, казалось бы, что справедливость должна выражаться в социальном, и, прежде всего, в имущественном равенстве. Именно такое понимание справедливости как одного из желаемых принципов существования и развития человеческого социума является наиболее простым и именно такое понимание приходит на ум прежде всего. Именно о социальном равенстве, выражающимся в имущественном равенстве, мечтали великие мыслители всех времен и народов и исходя именно из данных принципов они строили свои учения, теории, концепции, доктрины.

Однако, сразу же заявим, что, по нашему мнению, равенство всех людей в человеческом социуме, а, следовательно, и глобальное социальное равенство невозможны. Доказательство данного утверждения не входит в предмет данной работы, да и ограниченный объем эссе, опять же, не позволяет это сделать. Примем это утверждение за аксиому - положение, не требующее доказательств. Ограничимся только замечанием о том, что социалистические эксперименты доказали невозможность равенства всех людей, а следовательно, и невозможность глобального социального равенства. Слишком уж различаются люди по свои качествам и характеристикам, таким как мировоззрение, ум, энергичность, предприимчивость, подверженность вредным привычкам и другим.

В чем же должна выражаться справедливость как один из желаемых принципов существования и развития человеческого социума? С нашей точки зрения справедливость как один из желаемых принципов существования и развития человеческого социума должна выражаться не в социальном и не конкретно в имущественном равенстве, а должна выражаться в социальном равноправии. (Но не торопитесь радоваться… «Должна выражаться» - это совсем не значит «выражается»). В социальном (общественном) равноправии кого? В социальном (общественном) равноправии каких лиц, субъектов и индивидов? Ответ - в равноправии всех! В равноправии всех без исключения людей, их объединений, юридических лиц, участников экономической жизни, политических партий и даже целых государств.  Кто же должен устанавливать данное социальное равноправие? Ответ на данный вопрос очевиден. Социальное равноправие должно устанавливать общество, но общество не само по себе, а именно общество в лице государства, государственных органов, принимающих законы и другие (подзаконные) нормативно - правовые акты (указы, постановления, распоряжения, инструкции и т.д. и т.п.). Именно общество в лице государства, государственных органов должно давать и гарантировать всем индивидам и субъектам (гражданам, их объединениям, юридическим лицам, участникам экономической жизни, политическим партиям) равные права и возможности «на старте». Именно общество в лице государства, государственных органов должно устанавливать «честные правила игры», т.е. правила поведения, во всех областях человеческой деятельности. Именно общество в лице государства, государственных органов должно защищать данные права и возможности. Не стоит забывать и о том, что равные права и возможности подразумевают и равные обязанности и их должное исполнение. (Но опять не торопитесь радоваться… «Должно устанавливать» - это совсем не значит «устанавливает»).

Справедливость в политической сфере должна выражаться в равных, прямых и всеобщих выборах, без использования т.н. «административного ресурса», вбросов избирательных бюллетеней и фальсификаций результатов голосования. Справедливость в политической сфере также должна выражаться в равном доступе к государственному управлению и государственной и муниципальной службе. К сожалению, реалии современной Российской Федерации демонстрируют совершенно иную картину: трайбализм (клановость), особенно в национальных республиках Российской Федерации; закрытие т.н. «социальных лифтов»; продвижение по службе исключительно «по блату» (т.е. по знакомству), а не в силу личных качеств, заслуг и достижений. Все это ведет к некой «элитарности» власти («элитарности» именно в кавычках). Впрочем, здравомыслящие люди уже давно пренебрежительно называют т.н. российскую «элиту» (опять же в кавычках) «илиткой». И оснований для такого пренебрежительного именования становится все больше с каждым днем.

Справедливость в правовой системе должна выражаться в равенстве всех граждан перед законом и судом и справедливости назначения наказания за совершенное преступление или правонарушение. Реалии современной Российской Федерации опять же демонстрируют совершенно иную картину. Наиболее ярким примером этого является случай с бывшей высокопоставленной служащей Министерства обороны РФ Евгенией Васильевой.

Справедливость в экономической системе должна выражаться в предоставлении всем участникам экономической жизни равных прав, в неприкосновенности частной собственности. К сожалению, реалии современной России опять же демонстрируют совершенно иную картину. Яркими примерами этого служат дискриминация и «прессование» малого и даже среднего бизнеса (для описания этого явления уже придуман специальный глагол - «кошмарить»); господство крупных торговых сетей; господство монополий в определенных сферах экономики; миллионные зарплаты (так и хочется написать «зряплаты») топ - менеджеров крупных государственных корпораций типа господ Миллера и Сечина, даже не имеющих профильного образования и успешно разваливающих вверенные им отрасли; положение с государственными и муниципальными заказами и закупками ни торгах и тендерах; назначение на высшие посты в государственных корпорациях опять же исключительно «по блату» (т.е. по знакомству), а не в силу личных качеств, заслуг и достижений; корпоративные войны; рейдерские захваты; т.н. «отжимы» бизнеса и собственности; «крышевание» уже не со стороны бандитов, а со стороны государства в лице полиции и других силовых структур; т.н. «золотые парашюты» топ - менеджеров крупных корпораций; урезание расходов бюджета на социальные сферы и социально значимые цели; плоская шкала налогообложения; развал системы здравоохранения;  развал системы образования и т.д. и т.п.

Какой же вывод мы можем произвести по результатам нашего исследования? А вывод будет очень неожиданный и даже парадоксальный «Справедливость - это фикция!» Почему же справедливость это фикция? В начале исследования мы говорили о том, что равенство всех людей в человеческом социуме, а, следовательно, и глобальное социальное (общественное) равенство невозможны. Возьмем на себя смелость сделать заявление, что социальное равноправие также невозможно, как и социальное равенство. Почему же невозможно социальное равноправие? Выше по тексту нашего исследования мы утверждали, что социальное равноправие должно устанавливать общество, но общество не само по себе, а именно общество в лице государства, государственных органов, принимающих законы и другие (подзаконные) нормативно - правовые акты (указы, постановления, распоряжения, инструкции и т.д. и т.п.). Никто иной, кроме государства в лице государственных органов этого сделать не сможет. Однако, не стоит забывать, что не существует «государства» вообще и не существует «государственных органов» вообще. Государство - это всегда конкретные люди, население. Государственный орган - это опять же конкретные люди, управленцы, государственные служащие. Принимаемые государственными органами законы и другие (подзаконные) нормативно - правовые акты (указы, постановления, распоряжения, инструкции и т.д. и т.п.) будут соблюдать и выполнять (или же не будут соблюдать и выполнять)  конкретные люди, население. И дело даже не в том, справедливы или несправедливы данные законы и другие (подзаконные) нормативно - правовые акты (указы, постановления, распоряжения, инструкции и т.д. и т.п.).

Так в чем же или в ком же дело? А дело в самом человеке! Справедливость - это фикция из-за самого человека! Точнее говоря, справедливость - это фикция из-за природы человека, а точнее говоря, из - за неизменности его природы. Тут уместно вспомнить древнекитайского философа Сюнь-цзы, утверждавшего о наличии у человека т.н. «злой природы». Можно вспомнить и Николло Макиавелли… Человек всегда действует только в своих интересах, исходя из своей выгоды, образно говоря, «гребет все к себе». Альтруисты и филантропы - это всего лишь исключение, подтверждающее всеобщее правило. В последнее время появляются свидетельства совсем неблаговидных целей т.н. «благотворительной» деятельности западных миллиардеров и миллионеров. Именно из - за неизменности природы человека невозможно установление коммунистического строя, как царства всеобщей справедливости, равенства и равноправия. Маркс, Энгельс, Ленин и другие теоретики не приняли во внимание данный психологический фактор Человек никогда не потерпит равенства и равноправия, это противоречит самой природе человека. На примере современной Российской Федерации можно увидеть, как сменилась власть, как одни олигархи просто сменились другими олигархами, а справедливости как не было, так и нет. Нет и не может быть равенства всех людей, и даже равенства мужчин и женщин, равенства народов, равенства государств. Следовательно, нет не может быть и социального равноправия

Справедливость - такая же фикция, как гражданское общество, и правовое государство. Справедливость - это как бы «идеал», цель к которой человечество якобы «стремится». Но данная цель совершенно недостижима. Однако, не стоит отнимать у человечества его игрушки…

Библиографический список использованных источников

 

1.       Аристотель. Сочинения. - В 4 томах. - М., 1983.

2.       Богданов Е.В. Проблема выравнивания (сглаживания) фактического неравенства в гражданско-правовой сфере с позиции социальной справедливости // Журнал российского права. 2018. № 3.

3.       Вайпан В.А. Принцип справедливости в гражданском праве и судебное усмотрение // Гражданское право. 2018. № 1

4.       Вайпан В.А. Соотношение справедливости и предпринимательства в фокусе права // Юрист. 2019. № 1.

5.       Вайпан В.А. Теория справедливости: Право и экономика: монография. М.: Юстицинформ, 2017. 280 с.

6.       Киричек Е.В. Некоторые размышления о справедливости, правовом законе и правах человека в условиях модернизационных процессов в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 5.

7.       Коновалов А.В. Понятие справедливости в гражданском праве // Lex russica. 2019. № 8.

8.       Куренной А.М. Право и справедливость в российской системе регулирования трудовых отношений // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 4.

9.       Миронов В.И., Бобров Е.А., Барбашова Т.П. Определение справедливости в трудовом праве // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 3.

10.  Нудненко Л.А. Справедливость как критерий баланса публичных и частных интересов // Конституционное и муниципальное право. 2021.

11.  Пашкова Г.Г. Формы и принципы социальной справедливости // Социальное и пенсионное право. 2018. № 1.

12.  Платон. Собрание сочинений. - В 4 томах. - М., 1993.