Эссе на тему: Участие бизнеса в спонсорских или благотворительных проектах или отмывание денег

В процессе трансформации российской экономики появилась значительная доля теневых, криминальных капиталов, владельцы которых пытаются их легализовать. Как следствие, происходит проникновение таких средств в различные сферы экономики страны, осуществляется сокрытие части доходов, что приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет.

Актуальность исследуемой темы обусловлена постоянным усложнением схем легализации доходов, полученных преступным путем, необходимостью объединения усилий правоохранительных органов разных стран в процессах предотвращения и противодействия отмыванию. Отмывание денег, как правило, характеризуется высокой степенью преступной организованности, мобильности, быстрым реагированием на изменения в действующем законодательстве, использованием современной техники и технологий. Явление отмывания «грязных денег» вышло за рамки отдельных финансово-экономических преступлений и превратилась в самодостаточную систему тотального ограбления общества, стало одним из решающих факторов дестабилизации экономики.

В научной литературе вопросам противодействия легализации преступных доходов уделялось внимание в работах А.Н. Пескова, Б.Б. Тангиева, А.В. Шашковой, О.Ю. Якимова и других авторов.

Целью написания этой работы является исследование определение отличий участия бизнеса в спонсорских и благотворительных проектах и отмывания денег.

В соответствии с поставленной целью задачами работы станут:

1) исследование понятия легализации (отмывания) средств, добытых преступным путем;

2) характеристика основных способов легализации средств;

3) рассмотрение отмывания денег посредством участия бизнеса в спонсорских и благотворительных проекта.

Практически для всех механизмов отмывания денег характерно использование фиктивных фирм, то есть субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Фиктивные фирмы широко используются в процессе отмывания денег и финансирования террористической деятельности для сокрытия незаконной природы полученных средств. 

В литературе можно почерпнуть определенный перечень возможных способов легализации доходов с использованием финансово-хозяйственной деятельности. Это создание:

- фиктивных фирм и осуществления через них различных сделок и сделок, в первую очередь недействительных (в том числе фиктивных, мнимых);

- лжебанков, конвертационных центров;

- предприятий со смешанной формой собственности и размещения их филиалов в оффшорных зонах;

- торговых компаний и предприятий специально для отмывания средств [3];

- системы использования некоммерческих организаций (учреждений образования, спорта, культуры, общественных организаций) для легализации с помощью спонсорских проектов.

Еще до недавнего времени в широких кругах общественности господствовало мнение, что использование «грязных денег» в легальной экономике не представляет угрозы ее развитию. Необходимо отметить, что это было одной из причин того, что в России длительный период борьбы с этим негативным явлением не уделяли должного внимания. Суть этого явления в разных странах и на разных этапах социально-экономического развития одинакова, но характер и степень его деструктивного влияния на общественные отношения различаются. Особую опасность легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества незаконного происхождения составляет для стран, находящихся на стадии формирования рыночных отношений.

Его общественная опасность заключается в том, что оно:

- разрушает авторитет государства;

- ведет к торможению и искажению социально-экономических реформ;

- препятствует развитию рыночных отношений;

- питает организованную преступность;

- осложняет отношения с мировым сообществом.

Социально-экономические трансформации создают благоприятную почву для распространения отмывания денежных средств, а социальные институты еще слишком слабы, чтобы противодействовать его негативному влиянию на финансово-хозяйственный механизм государства и эффективность государственного управления. Очевидным стал процесс формирования новых групп преступных деяний, совершаемых в условиях коренных изменений в сфере хозяйственной деятельности. Наличие денег незаконного происхождения создает благоприятные условия для укрепления организованной преступности и усиления ее контроля над всеми сферами общественной жизни, что приводит к ослаблению демократических основ функционирования общества.

Следует отметить, что начиная с 2001 в России началась активная борьба с отмыванием денег и с тех пор в нашей стране раскрывается все большее число схем отмывания доходов, и одним из них является легализация денег через благотворительные фонды и спонсорство. Данный способ является наиболее привлекательным для преступников. Это обосновывается рядом тесно связанных причин.

Во-первых, с репутацией благотворительных фондов в обществе. Благотворительные фонды, по своей сути, наименьше всего вызывают подозрений в какой-то преступной деятельности. Это в каком-то смысле «отводит глаз» от того, чем на самом деле могут заниматься владельцы благотворительного фонда. Ведь, казалось бы, они создаются с чистыми побуждениями, но, к сожалению, это не всегда так.

Во-вторых, это законность привлекаемых денежных средств. Благотворительные фонды существуют за счет поступающих от спонсоров и простых граждан денежных средств. Пользуясь тем, что туда поступают законные деньги, преступники, создавшие эти собственные благотворительные организации, прокручивают там свои незаконно полученные доходы, делая их «чистыми». Все это скрывается подделыванием бухгалтерии и сопровождается сложными финансовыми операциями.

В-третьих, свободное владение разными видами имущества. Федеральный закон № 135 от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» позволяет благотворительным фондам не только владеть имуществом, но и совершать с ним сделки. Это дает еще одну возможность преступным благотворителям использовать фонд в своих корыстных целях и «очистить» свои доходы.

В-четвёртых, освобождение от уплаты налогов и таможенных сборов. В Российской Федерации благотворительная деятельность стимулируется льготными условиями в уплате налогов и сборов либо же освобождается от их уплаты вовсе. Но это дало как позитивный, так и негативный эффект, простимулировав не только простых граждан, но и криминальные элементы, которые создают фиктивные благотворительные фонды для отмывания огромных сумм «грязных денег».

Российская Федерация — одна из первых стран постсоветского пространства, которая начала принимать меры по противодействию легализации преступных доходов.

Первым нормативным актом в этой сфере был Федеральный закон РФ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемых физическими лицами доходам» [1], который устанавливал государственный контроль за приобретением физическими лицами недвижимого имущества, воздушных судов, морских судов и судов внутреннего плавания, наземных транспортных средств, акций, долей участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, государственных и муниципальных ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках и тому подобное.

Целью принятия следующего Федерального закона РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» была защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В настоящее время указанный Федеральный закон регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и прекращения действий, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии с указанным законом, под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а под легализацией (отмыванием) указанных доходов -придания правомерного вида владению, использованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193 (Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте), (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), 198 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица), 199 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации), 199-1 (Неисполнение обязанностей налогового агента) и 199-2 (Укрытие денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно было производиться взимание налогов и (или) сборов) Уголовного кодекса РФ.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит два состава преступлений, предусматривающих ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества:

1. Статья 174 легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых другими лицами преступным путем, объективной стороной которой является осуществление финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо полученных другими лицами преступным путем, с целью предоставления правомерного вида владению, использованию и распоряжению назначенными денежными средствами или другим имуществом.

«Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых лицом в результате совершения им преступления», объективной стороной которой является осуществление финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, добытыми лицом в результате совершения им преступления, или использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Квалифицирующими признаками обоих преступлений является совершение указанных действий в крупном размере (в сумме более 1 млн руб.), группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения или организованной группой.

Для отличия спонсорства и благотворительной деятельности компаний в законодательстве необходимо четко определить признаки отмывания денежных средств посредством создания благотворительных фондов или спонсорских проектов:

- не определены источники доходов, которые используются в данных проектах;

- бенефициары спонсорских и благотворительных проектов тесно связаны с лицами, предоставляющими денежные средства;

- существуют нарушения законодательства при использовании денежных средств в спонсорских проектах или благотворительных фондах;

- проявляется нецелевой характер расходования выделенных средств.

Недостатки в законодательном регулировании политических и экономических реформ в России обусловливают парадоксальную ситуацию, когда законодательная база, вместо обеспечения соблюдения режима законности, стала одним из факторов, дестабилизирующих этот процесс.

В результате работы можно сделать вывод, что существует острая потребность активизировать разработку действующих схем мер в борьбе с легализацией «грязных денег», прежде всего - перекрыть доступ нелегального капитала в легальный сектор экономики страны с целью избежания сращивания легального и нелегального капиталов. Налаживание эффективного функционирования рыночного механизма, особенно финансовой системы, будет способствовать прозрачности движения капитала. Это повысит уровень экономической безопасности, особенно необходимой государству в течение трансформационного периода.

Борьба с отмыванием денежных средств посредством спонсорских и благотворительных проектов должна проводиться как составляющая системы общесоциальных и специальных мер, оно не может исчерпываться только уголовно-правовыми мерами. Для эффективного противодействия отмыванию «грязных денег» необходимо учитывать его несомненный устойчивую связь с экономической политикой государства, социально-экономическими процессами и явлениями.

 

 

 

Список использованных источников

1.     Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (постатейный) / А.Н. Борисов. - М.: Деловой двор, 2017. - 288 c.

2.     Песков А.Н. Отмывание «грязных» денег и криминальная благотворительность в сфере профессионального спорта / А.Н. Песков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. - №13. - С. 40-42.

3.     Тангиев, Б. Б. Контроль и противодействие экологической преступности / Б.Б. Тангиев. - М.: Юридический центр, 2013. - 465 c.

4.     Шашкова, А. В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан / А.В. Шашкова. - М.: МГИМО-Университет, 2013. - 168 c.

5.     Якимов, О. Ю. Легализация доходов, приобретенных преступным путем / О.Ю. Якимов. - М.: Юридический центр, 2017. - 200 c.