«ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН» ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. Зачастую в специальной литературе фигурирует мнение о том, что в современном обществе успешность реализации продукта напрямую зависит от эмоций, которые продукт провоцирует у потенциальных потребителей. В данной статье проведён анализ разных направлений дизайна на предмет эмоциональной составляющей потребителя.

Ключевые слова: эмоциональный дизайн, критерии дизайна, эмоции, цвет, форма.

 

В настоящее время дизайн находится в постоянной динамике, а также используется во всех видах деятельности человека. В эпоху современности существует такая классификация направлений дизайна, как[1, с.32]:

1. Средовой дизайн (дизайн архитектурной среды, ландшафта, интерьера, световой дизайн и т. д.);

2. Промышленный дизайн (транспортный дизайн, дизайн бытовой техники, дизайн предметов интерьера, дизайн мебели и т.д.);

3. Графический дизайн (книжный дизайн, полиграфический дизайн, веб-дизайн т.д.).

В эпоху современности средовой дизайн выступает инструментом, который определяет комплекс предметно – пространственной среды жизнедеятельности человека. В связи с развитием технологий у человека появляются новые требования к жилью, а также к окружающему его пространству. Теперь потребитель оценивает эмоциональную удовлетворённость от созерцания стороны своей собственности. Таким образом, современная архитектура воспринимается сквозь призму «экономики эмоций».

Исходя из этого, дизайнеру приходится решать задачу воспроизведения гармоничной и эстетической предметной среды. Для этого дизайнер использует следующие средства[2, с.67]:

-  организация внешних архитектурных свойств;

- организация пространства;

- программирование условий восприятия;

- организация физического пространства.

Вся суть данных средств – это своего рода генерация функциональной среды, которая соответствует требованиям потенциальных потребителей. Предложенный образ в большинстве случаев создаётся за счёт объединения каких – либо схожих образов. Результатом является общий графический стиль, который определяет визуальное единство основных черт среды через форму, движение, цвет. Как правило, определяющим фактором выступает субъективное восприятие. Стоит отметить тот факт, что особым компонентом, определяющим активное эмоциональное воздействие, является цвет. 

Промышленный дизайн определяет структуру и функционал, а также внешний вид промышленного изделия. Одной из главных целей промышленного дизайна является функциональность предмета. Однако в связи с развитием высоких технологий желания потребителей сместились в сторону эстетических и экологических эмоций и ощущений. В процессе проектирования промышленного изделия единство формы и содержания складывается из таких составляющих, как[3, с.21]:

- эмоциональная;

- функциональная;

- эксплуатационная (экологическая).

Проведя анализ методов промышленного дизайна, можно сделать вывод о том, что существуют компоненты, которые формируют эмоциональную составляющую[4, с.71]:

- колористика (роль цвета);

- пластика формы (объёмно – пространственная структура).

Графический дизайн, как правило, направлен на проектирование объектов средствами графических изображений. Основная задача графического дизайна состоит в том, чтобы возникла визуальная коммуникация.

В настоящее время конечная цель дизайна – вызвать положительные эмоции у потребителя. Рассматривая факторы восприятие формы и пространства, выделяем цвет, в качестве ключевого фактора восприятия изображения определяющего эмоциональное восприятия.

Размер пространства и его габариты характеризуются сомасштабностью человеку. Как правило, пространство может быть безграничным, доступным, замкнутым, камерным и тесным. В открытом и пустом пространстве человек чувствует себя незащищённым и уязвимым. Для того, чтобы создать комфорт необходимо присутствие своеобразных «укрытий», навесов, ограждений, которые создадут изоляцию от людских глаз. Камерное пространство считается самым комфортным для потребителя, так как можно без особых усилий достать всё необходимое, а также можно легко продумать план дальнейших действий. В таком пространстве человек ощущает контроль за ситуацией и уверенность. Замкнутое пространство вызывает напряжение и отсутствие защищённости.

Любая объемная форма структурирует вокруг себя пространство. Отношения к формам может отличаться в разных странах. Это, прежде всего, связано с историческим прошлым какого – либо народа. Стоит отметить тот факт, что орнаменты и геометрические фигуры всегда несли какой – либо сакральный смысл, их всегда наносили на одежду, дома, на тело. К примеру, круг обозначал вечность, треугольник – благополучие, квадрат – мудрость. С течением времени данные ассоциации потеряли смысл, однако некоторые формы до сих пор вызывают схожие чувства и желания у разных людей. Например, помещения с кругом вызывают желания танцевать, побыть наедине с собой. Арочные и купольные формы вызывают расслабленность, творческий подъём. Пирамида и конус стимулируют умственную работу. 

К тому же и цвет может вызывать у потребителя различные ассоциации и эмоции. Восприятие цвета может зависеть от таких факторов, как[5, с.52]:

- народные обычаи;

- окружающая среда;

- индивидуальные особенности.

Традиционные ассоциации формировались у человека в результате взаимодействия с природой, в то время, когда жизнь человека напрямую зависела от времени суток. К примеру, жёлтый и голубой цвет ассоциировались с активностью и поиском пищи, а чёрный и синий с временем сна и отдыха. Красный цвет воспринимался как символ огня, крови, войны.

Фактура – одно из свойств предметного мира, которое помогает ориентироваться в пространстве. Ассоциации от фактуры могут остаться в памяти на всю жизнь. В связи с этим, можно выделить агрессивные фактуры – металл, бетон; спокойные и тихие – шерсть; тёплые – дерево, кожа, мех, стекло.

Из истории архитектуры известно, что можно выявить характеристики объектов разных эпох, а также понять принципы, которыми руководствовались авторы.

Например, египетские пирамиды как символ сакральной геометрии. Существует мнение о том, что   в форме и расположении пирамид закодирована информация о строении Вселенной, Солнечной системы и человека. Общеизвестно, что пирамиды были гробницами фараонов. Форма пирамиды символизировала сосредоточение внутренних сил для рывка. Треугольник – это власть и гармония. Исходя из этого, можно говорить о том, что гробницы возводились для того, чтобы  отправить душу фараона в загробный мир и ниспослать на землю благо.

В настоящее время примером современной выразительной архитектуры можно считать творчество Тадао Андо. Музей современного искусства, расположенный  в Форт-Уэрте, состоит из пяти прямоугольных блоков, которые создают эффект ритмичности. Андо пропустил свет через оболочку из стекла и проёмы в бетоне.  Стеклянные стены музея в Форт-Уэрте создают холодный эффект. Стены из стекла словно замораживают пространство и время. Игра ритма, света и отражений в воде возбуждают интерес, а прозрачные стеклянные объекты задают ощущение понятности, открытости и доступности[6, с.41].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что во всех рассмотренных направлениях современный дизайн в основном ориентируется на эмоции потребителей. Однако эмоциональный фактор не считается самым главным в дизайне. Эмоции, конечно, важны, но нельзя забывать про функционал. Основные инструменты дизайнеров – это геометрия и цвет.

Как правило, все факторы, которые оказывают влияние на психоэмоциональное состояние потребителя, берут своё начало в Древнем мире. Исходя из этого, мы воспринимаем действительность через инстинкты. В связи с этим очень важно уметь создавать эмоционально – комфортную среду для поддержания психологического здоровья человека.

Субъектом эмоционального воздействия на потребителя является каждая характеристика архитектурного сооружения. Значит, архитектор не только проектирует здание, но и проектирует эмоцию.

 

Библиографический список

1. Минервин Г.Б., Шимко В.Т., Ефимов А.В. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. - М.: Архитектура-С. - 2014. – 189 с.

2. Лидин К.Л. Поведенческие Финансы и экономика эмоций // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povedencheskie-finansy-i-ekonomika-emotsiy (дата обращения:07.03.2022).

3. Мироненко В.П., Нагорный П.А. Современные проблемы дизайна архитектурной среды // Коммунальное хозяйство городов. - 2019. - №33. – 54 с.

4. Кулененок В.В. Эмоционально-образная среда: типология, принципы и методология дизайн-проектирования. - 2017. – 290 с.

5. Соколова М.Г. Промышленный дизайн: учебник для вузов / МС Кухта, В.И. Куманин, М.Л. Соколова, М.Г. Гольдшмидт; под ред. И.В. Голубятникова, МС Кух-ты; Томский политехнический университет // Томск: Изд-во Томского политехнического университета. – 2020.- 173 с.

6. Яцюк О.Г. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. - БХВ-Петербург, 2018. – 201 с.