Влияние на внешнеторговые цены экспортной пошлины на товары, не соответствующие требованиям климатической безопасности

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы внешнеторгового  ценообразования на товары, не соответствующие требованиям климатической безопасности. 6

1.1       Понятие, роль в экономике и формирование  внешнеторговых экспортных цен  6

1.2       Экономическая сущность и влияние на внешнеторговые цены экспортной таможенной пошлины.. 7

1.3       Климатическая безопасность: понятие, требования соответствия к товарам, влияние на цены.. 10

Глава 2. Анализ влияния требований  климатической безопасности ЕС на экспортные цены российской стали. 14

2.1 Анализ динамики мировых и экспортных цен на сталь. 14

2.2 Анализ продукции металлургии с позиции климатической безопасности. 17

2.3 Анализ возможного влияния углеродного налога ЕС на внешнеторговые цены российской стали. 19

Глава 3. Совершенствование внешнеторговых цен посредством экспортной пошлины на товары, не соответствующие требованиям климатической безопасности. 21

3.1 Проблемы формирования внешнеторговых экспортных цен на сталь с учетом  требований климатической безопасности. 21

3.2 Предложения по применению экспортной пошлины на товары, не соответствующие требованиям климатической безопасности. 23

3.3 Оценка эффективности выдвинутых предложений. 24

Заключение. 28

Список литературы.. 31

 

 

Введение

 

Экспортная пошлина — часть стоимости вывозимого за границу товара, переходящая от экспортера в пользу государства. В случае экспортной пошлины на нефть — это определенная доля от экспортной цены нефти уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. При помощи вывозного сбора государство забирает часть доходов экспортеров и перенаправляет их на различные нужды страны.

Для нефтяных компаний наиболее крупной и важной является экспортная пошлина на сырую нефть, но также нефтяники платят пошлины за вывоз различных видов нефтепродуктов, бензина, нефтяного кокса.

Для регулирования международной торговли особое значение приобретают классификации нетарифных мер, разработанные международными экономическими организациями ГАТТ-ВТО, ЮНКТАД, ЕЭК ООН, МБРР, Международной торговой палатой и др. Указанные организации выполняют, помимо прочего, учетную функцию: они регистрируют каждую новую форму нетарифных ограничений, сведения о которой должны сообщать как страны, применяющие такие меры, так и страны, от них пострадавшие. Формирование такого банка данных нетарифных мер позволяет не только совершенствовать классификацию нетарифных мер, но и проводить мониторинг всех принимаемых мер внешнеторгового регулирования.

Наиболее авторитетными являются классификации ГАТТ-ВТО и ЮНКТАД.
Классификация нетарифных мер, разработанная в секретариате ГАТТ, объединяет пять основных категорий (GATT. Activities in 1973. Geneva. 1974):

1) ограничения, связанные с участием государства во внешнеторговых операциях на различных этапах - производство товаров, сбыт, транспортировка и т.д. (субсидии и дотации экспортерам, порядок размещения государственных заказов, ограничения в отношении перевозки иностранных товаров и иностранных перевозчиков и т.д.);

2) таможенные процедуры, экспортно-импортные формальности административного характера (особые требования к оформлению внешнеторговой документации, процедура таможенной оценки, определение страны происхождения товара, установление дополнительных требований при прохождении таможенного оформления и т.д.);

3) технические ограничения, используемые в целях регулирования международной торговли (санитарные, фитосанитарные, ветеринарные, экологические нормы, порядок сертификации импортных товаров, требования к упаковке, маркировке и т.д.);

4) количественные ограничения и сходные с ними административные меры (квоты, лицензирование, запреты, "добровольные" ограничения экспорта, различного рода валютные ограничения и т.д.);

5) ограничения, связанные с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей (пограничное налогообложение, импортные депозиты, иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей, антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины и т.д.).

Классификационная схема, подготовленная ГАТТ, стала основой для формирования информационного банка данных по нетарифному регулированию и оказала влияние на формирование другими международными экономическими организациями собственных классификационных схем.

Целью курсовой работы является влияние экспортной пошлины товаров, не соответствующих требованиям климатической безопасности, на внешнеторговые цены данных товаров.

Объект исследования –  внешнеторговые цены на товары, не соответствующие требованиям климатической безопасности.

Предмет –влияние экспортных пошлин на внешнеторговые цены товаров, не соответствующих требованиям климатической безопасности.

 

 

Глава 1. Теоретические основы внешнеторгового  ценообразования на товары, не соответствующие требованиям климатической безопасности

1.1           Понятие, роль в экономике и формирование  внешнеторговых экспортных цен

 

Экспортная и импортная цены устанавливаются на базе мировых цен, что отличает методику ценообразования во внешнеэкономической деятельности от той, которую используют при определении цен внутреннего рынка. Контрактные цены на товары, поставляемые для экспорта, устанавливаются на базе цен мирового рынка с учетом складывающейся конъюнктуры отдельных рынков, потребительных свойств, условий поставки и оплаты товаров. 

Основа (базис) экспортной цены – это базисные условия поставки (ИНКОТЕРМС-2010). Экспортные (контрактные) цены всегда приводятся с указанием базисных условий поставки (например, цена CIF, или цена FOB), что указывает на включение в цену таких дополнительных расходов, как хранение на складе экспортера, транспортировка до порта назначения, расходы на страхование, погрузочно-разгрузочные работы, таможенное оформление. 

Цены на импортные товары включают следующие элементы: таможенная стоимость импортируемого товара, таможенная пошлина, акциз, налог на добавленную стоимость, транспортные расходы. При определении таможенной стоимости импортируемого товара применяются различные методы. На практике часто используется метод «по цене сделки с ввозимыми товарами». В этом случае ценой сделки считается цена, которая была использована при оплате товара. 

Следует отметить, что ставки НДС, которыми облагаются импортные товары, имеют различную величину в разных странах. 

Определение экспортных/импортных цен необходимо для определения цены конкретной сделки, анализа цен конкурентов, оптимизации экспорта/импорта.

 

1.2            Экономическая сущность и влияние на внешнеторговые цены экспортной таможенной пошлины

 

Одной из основных задач государства выступает создание условий, благоприятствующих развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Приоритет отдается местным производственным и коммерческим организациям, обеспечивающим поступление значительного объема налогов, а также формирующим рабочие места, необходимые населению. Глобализация экономических рынков, несмотря на общее положительное влияние, стала одним из факторов, повышающих входной порог в сферу предпринимательства. Конкурировать с крупными корпорациями и зарубежными товарами, особенно на стадии открытия, еще не имея достаточной финансовой поддержки, крайне сложно. Одним из решений стало таможенно-тарифное регулирование — это комплекс мер, применение которых целесообразно как с точки зрения защиты интересов отечественного бизнеса, так и в плане пополнения бюджета — за счет введения дополнительной пошлины на определенные категории импортируемой продукции.

Таможенные тарифы регулируют внешнеэкономическую деятельность, и призваны обеспечить экономическую стабильность государства, необходимую для полноценного и всестороннего развития. Российская Федерация является участником ЕАЭС — Евразийского Экономического союза — что обуславливает общность торговой зоны и принципов, на которых выстраивается система контроля. В качестве правовой основы в данном случае выступают Кодекс организации, а также федеральный закон №289, в которых закреплены положения, определяющие порядок совершения коммерческих операций между контрагентами разных стран.

Базовое понятие, характеризующее таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (экспорта и импорта), определяет методы и функции государственного участия, направленного на оптимизацию существующих процессов. Власть, имеющая в своем распоряжении определенный набор законодательных механизмов, осуществляет право введения пошлин, позволяющих не только извлечь дополнительную бюджетную прибыль, но и ограничивающих доступ на внутренний рынок продукции от зарубежных производителей. Система работает и в обратную сторону, снижая объемы экспортируемых ресурсов и товаров, и исключая искусственное создание дефицита для повышения розничных цен.

Перечень приоритетов, определяемых в рамках тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, ежегодно формируется и корректируется с учетом интересов бюджетной и налоговой политики государства. Принимая во внимание непростую ситуацию, связанную с многочисленными ограничениями как политического, так и эпидемиологического характера, в последние годы ключевой целью остается поддержание конкурентоспособности отечественных бизнес-проектов, в том числе специализирующихся на производстве и реализации импортозамещающей продукции, а также эффективная организация экспортных поставок. При этом важно учитывать, что увеличение пошлин в конечном счете сказывается на потребительской нагрузке, особенно когда речь идет о товарах, не имеющих местных аналогов, сопоставимых по качественным характеристикам.

Таможенные тарифы — это метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, известный с давних времен. Применяемые методики позволяют решить две основные задачи: защитить национальных производителей от зарубежных конкурентов, не всегда использующих добросовестные методы продвижения на рынке, а также увеличить объем бюджетных средств, впоследствии расходуемых на иные приоритетные цели. Протекционистский и фискальный функционал реализуются одновременно, что способствует сохранению баланса представленности товаров и развитию отечественного бизнеса в отдельных отраслях.

Любая структура, применяемая в рамках государственного управления, характеризуется наличием определенных элементов, связанных между собой напрямую, или взаимодействующих автономно. В подобном качестве, применительно к рассматриваемой системе, относят:

  • Тарифы — ставки пошлинных сборов, взимаемых таможней за ввоз или вывоз.
  • Декларирование — набор требований, предъявляемых к оформлению и характеристикам.
  • Таможенная процедура и номенклатура ВЭД.

Глобализация мировой экономики обуславливает необходимость унификации подобных элементов. Основанием служат положения ключевых международных договоров, в том числе соглашения ВТО, Конвенции о Гармонизированной системе, а также иных многосторонних нормативных актов, призванных обеспечить поддержание режима торгового благоприятствования во всех странах.

Процесс формирования тарифов, как правило, носит комплексный характер и объединяет методики, влияющие на ценообразование как напрямую, так и косвенным образом.

В первом случае речь идет о прямом государственном вмешательстве, связанном с установлением определенного уровня сборов, соответствующего требованиям рентабельности по отрасли с точки зрения привлечения бюджетных средств. Административное управление подобного рода актуально в ситуациях, характеризующихся общей экономической нестабильностью, а также требующих локального повышения или снижения цен. К числу основных методик относятся:

  • Фиксация тарифных ставок, а также наценок и дополнительных надбавок.
  • Определение нормы рентабельности для отдельных категорий товаров и услуг.
  • Корректировка стандартов декларировани

 

1.3           Климатическая безопасность: понятие, требования соответствия к товарам, влияние на цены

 

Изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации.

Особенную обеспокоенность вызывает беспрецедентно высокая скорость глобального потепления, наблюдаемая в течение последних десятилетий. Современная наука предоставляет всё более веские основания в подтверждение того, что хозяйственная деятельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива, оказывает заметное влияние на климат.

Изменения климата многообразны и проявляются, в частности, в изменении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений. В течение XXI века высока вероятность ускорения динамики наблюдаемых изменений климата.

Ожидаемые изменения климата неизбежно отразятся на жизни людей, на состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станут ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития.

Указанные факторы предопределяют необходимость учёта изменений климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Российской Федерации и выдвигают проблему глобального изменения климата в её национальном и международном измерениях в число приоритетов политики Российской Федерации.

Последствия изменений климата проявляются на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях.

Глобальное изменение климата создаёт для Российской Федерации (с учётом размеров её территории, географического положения, исключительного разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов) ситуацию, которая предполагает необходимость заблаговременного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам климата и смежным вопросам на основе комплексного научного анализа экологических, экономических и социальных факторов.

 

  1. Общие положения

 

  1. Настоящая Доктрина представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации внутри страны и на международной арене по вопросам, связанным с изменением климата и его последствиями (далее – политика в области климата).

Учитывая стратегические ориентиры Российской Федерации, настоящая Доктрина является основой формирования и реализации политики в области климата.

  1. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Рамочная конвенция Организации Объединённых Наций об изменении климата от 9 мая 1992 г. и другие международные договоры Российской Федерации, в том числе по проблемам окружающей среды и устойчивого развития.
  2. Настоящая Доктрина базируется на фундаментальных и прикладных научных знаниях в области климата и в смежных областях, включая:
  • оценку прошлого и современного состояния климатической системы;
  • оценку факторов влияния антропогенной деятельности на климат;
  • прогноз возможных изменений климата и их влияние на качество жизни населения Российской Федерации и других регионов Земли;
  • оценку степени защищённости и уязвимости экологических систем, экономики, населения, государственных институтов и инфраструктуры государства по отношению к изменениям климата и существующих возможностей адаптации к ним;
  • оценку возможностей смягчения антропогенного воздействия на климат.
  1. В основу настоящей Доктрины положен анализ результатов проводимых на территории Российской Федерации и в других регионах Земли исследований климатических изменений и последствий влияния этих изменений на различные сектора экономики, население и окружающую среду с учётом результатов работ, связанных с практическим использованием климатической информации органами государственной власти. Научное обоснование настоящей Доктрины включает признание способности антропогенного фактора оказывать воздействия на климатическую систему, приводящие к значимым, в первую очередь неблагоприятным и опасным для человека и окружающей среды, последствиям. Особенностью реакции климата как на антропогенное воздействие, так и на меры по смягчению антропогенного воздействия является её запаздывание по отношению к такому воздействию. В рамках политики в области климата эта особенность предопределяет важную роль своевременной адаптации к неизбежным в ближайшие десятилетия климатическим изменениям.
  2. Настоящая Доктрина как политический документ признаёт, что проблемы, связанные с изменениями климата, в частности обеспечение баланса между эффективностью экономики и социальной справедливостью, устранение потенциальных конфликтов интересов в связи с экстремальными проявлениями изменений климата (тепловые волны, наводнения, засухи и другие явления), не могут быть решены при помощи только научных методов. В подобных ситуациях поиск баланса является предметом политического выбора.

 

 

Глава 2. Анализ влияния требований  климатической безопасности ЕС на экспортные цены российской стали

2.1 Анализ динамики мировых и экспортных цен на сталь

 

Сталь является одним из самых востребованных металлических сплавов в современной промышленности. Ее основными составляющими выступают железо и углерод. Уникальный баланс твердости и пластичности сделал сталь пригодной для изготовления широкого перечня различных изделий, а большое количество доступной для добычи железной руды позволило стали получить широкое распространение за счет сравнительно невысокой стоимости.

Мировое производство стали в 2020 г. достигло 1,69 млрд тонн, из которых на азиатские страны пришлось 1,16 млрд тонн. Основным игроком на мировом рынке стали сегодня является Китай, где сосредоточено около 49% всего мирового производства металла. С большим отрывом от лидера идут Япония и Индия, а строчками ниже расположены США, Россия и Южная Корея.

Исходя из такого расклада сил, ключевым игроком, задающим настроение на мировом рынке стали, является Китай. Аналитики сырьевых рынков внимательно отслеживают баланс спроса и предложения на китайском рынке, уровень внутренних и экспортных цен, запасы на складах и принимаемые местными регуляторами решения. Для локальных рынков других регионов могут быть свои значимые факторы, и уровень цен на них может отличаться, но общемировые тренды задают именно сталелитейщики КНР.

Своим бурным развитием стальная промышленность Китая обязана государственной поддержке, благодаря которой в 2000-2013 гг. производство в стране выросло практически в 7 раз. Массивные государственные субсидии поддерживали постоянный рост производства в среднем на 50,1 млн тонн каждый год. Даже в кризисные 2008-2009 гг. темпы прироста производства стали оставались на положительной территории.

С 2013 г. темпы роста ВВП Китая начали замедляться, и внутренний спрос перестал поспевать за предложением. Производители стали из КНР наводнили мировые рынки дешевым экспортом, оказав давление на рыночные цены.

Многие страны ответили на такую экспансию протекционистскими мерами, введя на поставки китайских металлов более 130 различных антидемпинговых пошлин. Чтобы стабилизировать уровень цен на стальную продукцию и сохранить торговые взаимоотношения с другими странами правительство Китая распорядилось сократить в 2016-2020 гг. сталелитейные мощности с целью убрать с рынка избыток предложения. С 2020 г. эта программа также была поддержана курсом на защиту экологии и снижение вредных выбросов в атмосферу.

Условия программы по сокращению мощностей не являются жестко фиксированными. В зависимости от текущей ситуации они могут гибко меняться. В каждой провинции могут действовать свои локальные ограничительные меры, эффективность которых сильно разнится. В зимний период, когда уровень вредных для экологии выбросов промышленных предприятий существенно возрастает, правительство обычно ужесточает меры по ограничению выпуски стали, что положительно влияет на котировки.

Уровень исполнения программы по сокращению сталелитейных мощностей в Китае является одной из ключевых тем на рынке, которая находится в фокусе внимания участников и оказывает существенное влияние на стальные цены. Информация о принимаемых ограничительных мерах в различных китайских провинциях и их эффективность формирует основную часть информационного фона на рынке стали.

Из-за стремительного развития стальной отрасли добываемого в Китае сырья достаточно быстро стало не хватать для обеспечения бесперебойной работы сталелитейных предприятий. Сегодня значительная доля железной руды импортируется в КНР из других стран. Ключевыми поставщиками железной руды в Китай являются Австралия и Бразилия, совокупно обеспечивающие 85% всех поставок сырья в поднебесную.

Статистика о поставках из этих стран совокупно с уровнем запасов руды на складах в китайских портах используется рядом аналитиков в качестве косвенного индикатора баланса спроса/предложения на сталь в Китае.

Также важными являются статданные по строительному рынку Китая, так как на него приходится чуть более двух третей всего спроса на стальную продукцию в стране.

Стальная продукция является очень различной по своим характеристикам, геометрическим размерам и применению. Основную массу всей стальной продукции можно разделить на продукцию плоского проката (flat steel) и сортового проката (long steel). Из этих стандартизованных заготовок предприятиями следующего цикла в дальнейшем производятся готовые изделия.

Помимо этого, в отдельные категории выделяются горячекатанный прокат (hot roll coil) и холоднокатанный прокат (cold roll coil).

Разные категории стального проката пользуются спросом в различных отраслях промышленности, так что цены на них могут различаться. Каждой категории соответствует свое семейство срочных контрактов. Например, в строительстве широко используется стальная арматура (steel rebar), поэтому одним из основных индикаторов стальных цен на внутреннем рынке Китая является фьючерс на этот вид проката с кодом SRBcv1.

Значимым ценовым индикатором являются китайские экспортные цены на горячекатанный прокат (HRC China FOB). FOB (free on board) — означает условия поставки, при которых продавец выполнил свои обязательства в тот момент, когда растаможенный товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки.

Для оценки общемировых цен на сталь единого бенчмарка нет. Для каждого региона поставок существуют свои финансовые инструменты, различающиеся в том числе по виду проката. Для примерной оценки динамики цен на первичное сырье можно использовать фьючерс на лом черных металлов на бирже LME (Steel Scrap Futures — SSCc1).

Цены на лом являются производными от цен на сталь и при этом быстрее реагируют на изменение конъюнктуры рынка, чем цены на первичное сырье ­— железную руду. Для оценки динамики цен на железную руду эффективнее всего использовать котировки австралийских контрактов Iron Ore Futures на бирже SGX.

 

2.2 Анализ продукции металлургии с позиции климатической безопасности

 

Металлургия, одна из ведущих экспортно ориентированных отраслей России, производит 95% конструкций для целого ряда смежных отраслей промышленности, обеспечивая рабочими местами более 600 000 человек. При этом металлургия потребляет пятую часть энергии от общепромышленного уровня и удерживает лидерство по генерации парниковых газов. В России на долю черной и цветной металлургии приходится 28% выбросов. В мире, по разным оценкам, — 7-9%. Как при таких вводных данных компаниям удается включаться в программы устойчивого развития?

Трендсеттерами новых взглядов в металлургии стали экспортеры, но они первыми столкнулись с требованиями мирового финансового рынка. Но планам по реализации проектов в сфере устойчивого развития мешают многие факторы: от непонимания пользы от трансформации бизнеса до доставшихся в наследство устаревших фондов и технологий.

Сейчас трудно найти компанию, которая не ставила бы своей целью снижение уровней потребления сырья, энергии и воды, сокращение объемов выбросов парниковых газов, сточных вод и других воздействий. В последнее время реализация этих целей заметно ускорилась из-за давления со стороны ЕС, который намерен ввести трансграничный углеродный налог в рамках планируемой «зеленой сделки». В Минпромторге потенциальные потери черной металлургии от введения налога оценивают в сумму до $800 млн в год.

Компании металлургического сектора по всему миру заявляют о своей приверженности целям устойчивого развития. Международный гигант ArcelorMittal планирует к 2050 году сделать производство стали в ЕС полностью безуглеродным. О старте водородных проектов уже заявили австралийская Voestalpine, датская Orsted совместно с ITM Power, сразу три шведские компании SSAB, LKAB и Vattenfall. Крупные металлопроизводители не хотят покупать сырье с большим углеродным следом и отказываются от сделок с грязными производствами. Российские металлурги не остаются в стороне и тоже стараются идти в зеленом направлении.

За последние 30 лет в России не было построено ни одного металлургического комбината полного цикла. Материально и морально устаревшее оборудование увеличивает трудоемкость и энергоемкость продукции, а также повышает экологические риски производства. Все это сказывается на конкурентоспособности отечественной металлопродукции.

Благодаря инвестициям износ основных фондов несколько снизился (в черной металлургии — с 53,5% в 2000 году до 42% в 2015 году). Но последнее десятилетие было для металлургов непростым. Несколько кризисов не способствовали масштабной модернизации. Локальные обновления происходили в основном за счет закупки импортных технологий и оборудования.

За 20 лет группа НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат) инвестировала в природоохранные проекты около $1,3 млрд (более 51 млрд рублей), из них $82 млн (около 6 млрд рублей) в прошлом году. За это время объем производства удвоился, а воздействие на окружающую среду существенно снизилось благодаря внедрению современных технологий и модернизации оборудования. Удельные выбросы НЛМК в прошлом году составили 1,91 тонны СО2 на тонну стали. Аналогичный показатель при производстве чугуна составил 1,39 тонны CO2-эквивалента, что соответствует уровню наилучших доступных технологий России, но на 5% хуже эталонного значения EU ETS (рассчитывается для 10% лучших металлургических компаний в ЕС). НЛМК планирует сократить это отставание до 3%.

По данным Росгидромета и оценке Минприроды, комплексный индекс загрязнения атмосферы в Липецке, где расположен ключевой актив компании, в 2019 году составил 3 единицы. Город был официально признан самым чистым центром российской металлургии, опередив по чистоте воздуха Череповец (3,9 единицы), Нижний Тагил (7 единиц), Магнитогорск (13 единиц) и Новокузнецк (17 единиц), где находятся основные площадки крупных металлургических холдингов.

 

2.3 Анализ возможного влияния углеродного налога ЕС на внешнеторговые цены российской стали

 

Намерение Евросоюза ввести налог на продукцию с повышенным углеродным следом заметно снизит конкурентоспособность некоторых российских товаров в Европе. В первую очередь это коснется продуктов металлургии, химической промышленности, а также природного газа и нефти. Бремя углеродного сбора для российского экспорта за один год работы составит от 3 до 4,8 млрд долларов, следует из подсчетов BCG. В исследовании КПМГ потери с 2022 по 2030 год оценены в 50 млрд евро.

Под углеродным следом понимают количество парниковых газов, в пересчете на двуокись углерода (CO2), которое выделяется при всём процессе изготовления и эксплуатации продукта. Учитывается не только прямой вред, например, при изготовлении пластика, но даже то, за счет какого ресурса генерируется электричество в стране, где он производятся.

Россия считает углеродный сбор противоречащим нормам Всемирной торговой организации. Об этом заявлял глава минэкономразвития Максим Решетников на брифинге по итогам встречи с министрами БРИКС. Ранее в российском минэнерго также подчеркивали, что при расчете углеродного сбора ЕС никак не учитывает площадь лесов в России и их вклад в поглощение углекислого газа.

Отрицательное отношение к новому налогу ЕС в США. Схожесть позиций не вызывает удивления, главные источники выбросов CO2, если использовать методологию подсчетов, принятую в ЕС, находятся в России, США и Китае. Но Пекин, как крупнейший экспортер товаров в Европу, начиная с 2013 года, активно взаимодействовал с ЕС по этой проблеме, и успел подготовиться к негативному воздействию углеродного сбора на свой экспорт. Уже в 2020 году в стране планируется запуск китайской ETS (схема внутренней торговли квотами на выбросы в Европе), создание которой велось с 2014 года при экспертной поддержке ЕС.

 

 

Глава 3. Совершенствование внешнеторговых цен посредством экспортной пошлины на товары, не соответствующие требованиям климатической безопасности

3.1 Проблемы формирования внешнеторговых экспортных цен на сталь с учетом  требований климатической безопасности

 

Российские поставщики железа, стали, алюминия, удобрений заплатят как минимум €1,1 млрд в год углеродного налога в странах ЕС, когда налог начнет взиматься на 100%

Российские поставщики железа, стали, алюминия, удобрений будут платить не менее  €1,1 млрд в год трансграничного углеродного налога, когда власти европейских стран начнут в полной мере его взимать, подсчитало РБК. Расчеты издания подтвердили в Минэкономразвития, которое отвечает за консультации с ЕС по углеродному налогу.

Налог на поставки с углеродным следом может затронуть импорт в ЕС на сумму около €7 млрд (7,3% от общего импорта товаров из России в Евросоюз в 2020 году), а в натуральном выражении — 16,3 млн т (в 2019 году — 18,4 млн т), следует из внешнеторговой базы данных Евростата. Для России углеродный налог будет фактически равнозначен дополнительной адвалорной пошлине в 16% от стоимости товаров — €1,1 млрд от €7 млрд. Больше всего придется заплатить за ввоз железа и стали из России — €655 млн, азотных удобрений — €398 млн. У них более значительные объемы поставок в тоннах и высокие показатели углеродоемкости.

ЕС 14 июля объявил, что намерен обложить импортеров товаров  с углеродным следом специальным налогом. Он необходим для сокращения выбросов парниковых газов к 2030 году не меньше чем на 55% относительно уровней 1990 года, и снижения глобальной эмиссии парниковых газов. Предполагается, что дополнительные издержки мотивируют производителей уменьшать вредные выбросы в окружающую среду. Под действие налога попадут, согласно проекту, цемент, электроэнергия, удобрения (в том числе аммиак, азотные удобрения и азотсодержащие комплексные удобрения), железо и сталь (в том числе рельсы для железнодорожных путей, трубы, металлоконструкции, цистерны), алюминий (в том числе проволока, алюминиевые листы, фольга). В дальнейшем планируется распространить углеродный налог на другие товары, например, нефтепродукты. В 2020 году более 60% европейского импорта из России (€60,1 млрд из €95,3 млрд) пришлось на энергоносители.

Из заключения экспертов Еврокомиссии следует, что новый налог начнет действовать в полной мере с 2035 года. Вариант, который эксперты назвали наиболее предпочтительным из шести, предполагает постепенное увеличение налога до 100% с 2026-го по 2035 год. Параллельно будут сворачиваться бесплатные квоты на выбросы, которые распределяются среди участников углеродного рынка Европы. Директор департамента торговых переговоров Минэкономразития Екатерина Майорова передала изданию, что такой подход согласуется с внутренними расчетами министерства. «Хотя Еврокомиссия намерена взимать плату с импортеров исходя из их фактических выбросов парниковых газов при производстве продукции, пока систематического измерения углеродного следа в российских промышленных компаниях нет, да и непонятно, насколько ЕС будет принимать данные российских производителей», —  сказала Майорова. Из проекта Еврокомиссии следует, что «авторизованный заявитель» (представитель одного или нескольких импортеров) будет подавать ежегодную декларацию с данными об объемах эмиссии парниковых газов, сопровождавшей производство ввозимого продукта. Эталонные значения углеродоемкости на 2021–2025 годы установлены законом ЕС. На период 2026–2030 годов бенчмарки будут обновлены — снижены с учетом технического прогресса.

Майорова отметила, что представленный расчет консервативен, поскольку, во-первых, исходит из объемов поставок в тоннах в пандемическом 2020 году (когда эти поставки по многим товарным группам снизились), а во-вторых, ориентируется на преобладающую цену квот на выбросы в Евросоюзе за последние месяцы (около €50 за тонну CO2-эквивалента), а участники углеродного рынка прогнозируют рост цены к концу десятилетия. В расчете не учтен и импорт электричества, поскольку сама Еврокомиссия указывает, что углеродный налог в отношении электроэнергии будет рассчитываться по-особенному.

Из проекта Еврокомиссии следует, что цена тонны СО2 для импортеров будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС за предыдущую неделю. В 2021 году на европейском рынке углеродных квот наблюдается ценовое ралли: если до пандемии углеродная единица в системе EU ETS торговалась на уровне €20, то сейчас ее стоимость поднялась до рекордных уровней — более €50. Большинство отраслевых экспертов ожидают дальнейшего роста на этом рынке: по данным Еврокомиссии, консенсус-прогноз по цене углеродной единицы в 2030 году составляет €71/т. Участники рынка, опрошенные фирмой Refinitiv в мае, прогнозируют цену €89 к 2030 году.

 

3.2 Предложения по применению экспортной пошлины на товары, не соответствующие требованиям климатической безопасности

 

Минпромторг России не обсуждает возможность введения экспортных пошлин на российские минеральные удобрения на фоне роста закупок аграриями удобрений на весну, сообщили ТАСС в пресс-службе министерства. При этом отечественные сельхозпроизводители закупят большую часть удобрений для весеннего сева уже в этом году, считает Минпромторг.

«Вопрос ввода пошлин на экспорт минеральных удобрений в настоящее время на повестке дня не стоит», - отметили в министерстве.

«Чтобы избежать пикового спроса, многие аграрии уже начали готовиться к весне 2022 года и заблаговременно закупать удобрения. Таким образом, закупки сместилась с весны 2022 года на осень 2021 года. Мы прогнозируем, что большая часть удобрений для весенних полевых работ 2022 года будет закуплена уже в этом году», - добавили в Минпромторге.

В министерстве напомнили, что крупнейшие российские производители минеральных удобрений добровольно зафиксировали до конца года цены на свою продукцию для аграриев на фоне резкого роста мировых цен. «Эти меры направлены на повышение уровня и качества подготовки аграриев к весенним полевым работам в условиях резких изменений ценовой конъюнктуры на мировых рынках», - отметили в Минпромторге.

По данным Минсельхоза и регионов, на которые ссылается министерство, по состоянию на 8 октября аграрии закупили почти 93% от планируемого на этот год объема удобрений.

Ранее губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что рост цен на селитру ставит под угрозу высокий урожай в 2022 году. Он назвал неизбежным рост цен на сельхозпродукцию края без ввода заградительных пошлин на вывоз минеральных удобрений.

Мировые цены на азотные удобрения растут до рекордов на фоне подорожания газа, из-за чего ряд производителей в Европе остановили или снизили производство, а также проблем с логистикой после штормов в США и возможности ограничения экспорта Китаем.

 

3.3 Оценка эффективности выдвинутых предложений

 

Международный бизнес предполагает ввоз различной заграничной продукции. Довольно часто аналоги таких вещей или продуктов производятся и в принимающей стране. Если происходит экспорт по так называемой «бросовой» стоимости, то есть цены на него занижены, если сравнивать с аналогичной продукцией, производящейся для себя страной-экспортером, такая ситуация называется демпингом. Международное использование демпинговых цен законодательно запрещено в большинстве государств из-за своего деструктивного экономического влияния.

Чтобы исключить возможность экспортного демпинга, на таможне вводится особый вид сборов, а именно антидемпинговые пошлины – специальные платежи, взимаемые дополнительно к обычным тарифам таможни. Эти спецмеры вводятся, если расследованием компетентных органов установлено, что ввоз импорта по заявленной стоимости:

  • материально повредил какой-либо сфере экономики Российской Федерации;
  • потенциально может угрожать материальным ущербом;
  • мешает или способен помешать прогрессу в данной отрасли отечественной экономики.

Под потенциальным или реальным материальным ущербом, причиняемым экономике России, понимается создание ситуации, при которой:

  • объемы производства ввозимого товара сокращаются внутри страны;
  • отечественная продукция реализуется в значительно меньших объемах либо вообще становится дефицитом;
  • производство этой продукции теряет рентабельность;
  • уменьшаются товарные запасы;
  • растет уровень незанятости и уменьшаются заработные платы в соответствующей экономической отрасли;
  • снижается или прекращается инвестирование в данную сферу экономики.

Если такая ситуация подтверждена, справедливо, чтобы сторона, ввозящая товар, понесла дополнительную финансовую нагрузку, которая отойдет в пользу российского бюджета – в компенсацию причиняемого вреда. Предприниматель-экспортер сам вправе решать, будет ли ему выгодно поставлять в страну товар по демпинговым ценам вкупе с такими таможенными пошлинами или же установить так называемую «нормальную» цену.

Если аналогичный товар в стране не производится, нормальную цену можно посчитать путем расчета себестоимости, добавив к ней разумную наценку, либо посмотреть, по каким ценам этот товар идет на экспорт в другие страны.

Например, во Франции банка растворимого кофе стоит 2 евро, а в России аналогичный кофе можно купить за 150 руб., это примерно 2,2 евро. Если из Франции привезут такой кофе для продажи в РФ по 2 евро (около 134 руб. по курсу), это не будет демпингом. А вот продавать его дешевле этой цены уже запрещено.

Основным законодательным актом, регламентирующим введение антидемпинговых пошлин, порядок их взимания и размер, является «Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода», ратифицированное на основании Федерального закона от 19.10.2011 №274-ФЗ. Руководствуясь им, Комиссия Таможенного союза принимает решения относительно особых пошлин или иных ограничений на ввоз конкретных товарных групп из определенных стран.

Антидемпинговая пошлина вводится по итогам доклада, составленного по результатам экономического расследования компетентного органа – представительства Комиссии Таможенного союза. Чтобы решение о введении антидемпинговой пошлины было принято, расследование нужно проводить не быстрее 6 месяцев.

Можно ввести эту пошлину, сделав лишь предварительное заключение (не раньше чем спустя 2 месяца), тогда пошлина тоже считается предварительной, то есть будет взята, но не поступит в федеральный бюджет до окончательных выводов (еще около 120 дней). Если в итоге демпинг не констатируют, пошлину вернут плательщику.

Если экспортер сам по собственной воле пересмотрит цены на свой товар в приемлемых размерах, расследование правомерно прервать досрочно, так как для него уже не будет оснований.

Заключение о демпинге не может действовать дольше 5 лет, по истечении этого срока нужно отменять антидемпинговые меры или предпринимать новое расследование. Спустя год после введения антидемпинговых пошлин экспортеру позволено заявить требование о пересмотре ставки или назначении нового расследования, инициирующего отмену этих пошлин.

Поэтому список антимонопольных пошлин постоянно обновляется как в отношении наименований ввозимой продукции, так и в отношении стран-экспортеров. Его актуальность нужно постоянно уточнять у таможенного брокера.

 

 

Заключение

 

Вызов для российского бизнеса — принятая в ЕС программа «Европейского зелёного курса», её внешнеторговое измерение. Пока стремление сделать экономику ЕС климатически нейтральной выливалось в поддержку альтернативной энергетики и снижение углеродного следа, Россию это беспокоило несильно. Разве что темп введения экологических стандартов Евро-4, Евро-5, Евро-6 заставляет российский автопром «бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте». А грядущее в 2025 году введение Евро-7 может поставить крест на классических автомобилях с двигателями внутреннего сгорания и отдать рынок гибридам и электромобилям. Такой точки зрения придерживается Хильдегард Мюллер, президент Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA).

Пока переход к зелёной энергетике лишь повышал издержки европейских производителей, с российской стороны это воспринималось как милое чудачество, которое богатая Европа может себе позволить. Более того, рост стоимости электроэнергии с повышением доли зелёной энергетики в национальном энергобалансе европейских стран подталкивал Европу к поиску источников получения сравнительно дешёвых энергоресурсов, среди которых трубопроводный газ «Газпрома» оказывался вне конкуренции. Позиция Германии по «Северному потоку – 2» интерпретировалась у нас именно таким образом.

Однако всё обстояло несколько иначе. Новая экономическая реальность зелёного будущего проступила после обнародования планов введения в ЕС трансграничного углеродного налога на импорт в страны еврозоны. При реформировании механизма налогообложения импорта Европейская комиссия предполагает исходить из трёх основных вариантов. Первый — налог на границе: введение дифференцируемого налога в зависимости от отраслевой принадлежности импортёра и степени углеродоёмкости ввозимой продукции. Второй подразумевает включение импортёров в текущую систему Евросоюза по торговле квотами на выбросы (Emissions Trading System; EU ETS) и продажу им квот наряду с европейскими производителями. Третий — введение углеродного НДС для всех производителей углеродной продукции, как внешних, так и внутренних.

В исследовании Boston Consulting Group (BCG) «Как пограничный углеродный сбор ЕС может повлиять на мировую торговлю» (How an EU Carbon Border Tax Could Jolt World Trade) делается вывод, что мера может в корне изменить структуру конкурентного преимущества на одном из крупнейших мировых рынков. Повышение за счёт этого налога цены на российскую сырую нефть может привести к тому, что европейские производители химической продукции начнут закупать больше сырья у Саудовской Аравии, где добыча оставляет меньший углеродный след. А китайская или украинская сталь, производимая с использованием доменных печей, станет менее конкурентоспособной в ЕС, по сравнению со сталью из других стран, где её производят с меньшими выбросами углерода. Поставщики ресурсов будут стараться сохранить свою долю рынка, оставляя цену для европейских потребителей на прежнем уровне за счёт снижения своих доходов, фактически субсидируя экономику ЕС и лишая себя ресурсов для модернизации производства. Таким образом закрепляя собственную углеродную «отсталость».

Введение углеродного налога повлечёт за собой повышение стоимости российских товаров в ряде секторов. Для российских производителей это приведёт к изменению положения на кривой затрат и ухудшению их позиций в конкурентной борьбе на рынках ЕС — особенно в энергетическом и металлургическом секторах, где есть товары с низкой добавленной стоимостью.

Введение налога усилит давление на правительства по всему миру, вынуждая всё больше стран принимать дополнительные меры по ограничению выбросов и разработке собственного законодательства. При этом Евросоюз сможет освобождать от углеродного сбора или снижать его ставки для компаний-производителей из стран с собственными схемами углеродного ценообразования, таких как Австралия, Канада или Япония, в том случае, если правительства стран заключат новые торговые соглашения с ЕС или пересмотрят существующие. У Европы появится новый мощный рычаг давления на своих торговых партнёров.

Из топ-8 стран — экспортёров в ЕС системы регулирования парниковых газов на сегодняшний день нет только у Турции и России — то есть у двух главных стран, с которыми у Европы наибольшее количество противоречий.

Консалтинговая компания KPMG оценивает будущие расходы российских компаний на углеродный сбор за период до 2030 года в размере от 33,3 до 50,6 млрд евро. При самом оптимистичном сценарии, если ЕС введёт налог только в 2028 году и он будет взиматься с разницы между фактическими выбросами при производстве товаров и установленным в ЕС уровнем, дополнительные расходы для российских экспортёров составят 6 млрд евро в 2028 — 2030 годах. Для этого нужны определённые договорённости с ЕС, над подготовкой которых, видимо, и предстоит работать.

 

Список литературы

 

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/576887823f291ab761d8a97a3286717ddbca7c6d/.
  2. Указ Президента РФ от 19.04.2020 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/616c9493f4ee0f3b54560986fc81998f90d80315/.
  3. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 (ред. от 14.07.2021) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151402/.
  4. Акматалиева А.С. Оценка влияния вывозных таможенных пошлин на развитие экспорта страны // Таможенное регулирование процессов развития свободных, особых и специальных экономических зон в ЕАЭС: вызовы и риски современных процессов глобализации. Статья в сборнике трудов конференции, 2019. – С. 11-16.
  5. Климатическая повестка России: реагируя на международные вызовы // Официальный сайт Фонда "Центр стратегических разработок". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.csr.ru/ru/news/klimaticheskaya-povestka-rossii-reagiruya-na-mezhdunarodnye-vyzovy/.
  6. Обзор и статистика внешней торговли России // Официальный портал внешнеэкономической информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia/
  7. Обзор рынка черной металлургии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B8%202020.pdf.
  8. Товарная структура экспорта // Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/folder/519.
  9. Экспорт России важнейших товаров // Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/folder/513.
  10. Экспорт товаров Российской Федерации (по данным таможенной статистики) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://showdata.gks.ru/report/277340/.