Курсовая работа: торговля РФ

Ниже приведен текст курсовой работы. Закачка работы в формате doc начнется автоматически через 10 секунд.

Содержание

 

Введение……………………………………..…………………………………3

Глава 1 Механизм функционирования торговли……………………….…..6

1.1 Значение и функции торговли……………………………….……………….6

1.2 Виды торговли в условиях рынка, их характеристика…………………....11

Глава 2 Исследование развития торговли и товарного обращения в России……………………………………………………………………….……20

2.1 Анализ состояния и развития внутренней торговли в Российской Федерации……………………………………………………..………………....20

2.2 Экономическая сущность и функции торгового предприятия………...26

Глава 3 Цели и приоритетные направления развития внутренней торговли в России………………………………………………………...….36

Заключение………………………………………………………………….……42

Список литературы………………………………………………………………45

 

 

 

Введение

 

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.

Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой - требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли.

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит, превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызываемые применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающие повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры обслуживания населения.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловливается участием предприятий товарного обращения в решении социально-экономических, информационных и экологических задач, связанных со структурной перестройкой экономики, продовольственной и экономической безопасностью страны, ресурсосбережением, охраной окружающей среды, поддержкой социальных программ. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует что в высокоразвитой структуре торговых предприятий заложены существенные резервы повышения эффективности развития отраслей товарного обращения и экономики страны в целом.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Следуя из сферы материального производства в сферу потребления, товары проходят через звенья торговли - оптовые и розничные торговые предприятия, в которых совершаются определенные торгово-технологические процессы. На каждом этапе товародвижения (транспортировка товаров от производства до складов оптовой торговли, их внутрискладское перемещение, приемка и хранение, товароснабжение розничной торговой сети, внутримагазинные операции, отпуск товаров покупателям и оказание им дополнительных услуг) применяются различные средства и орудия труда. Проходя через звенья торговли, товарные потоки претерпевают различные количественные и качественные преобразования, связанные с выполнением многочисленных общих операций. Так, приемка товаров по количеству и качеству, их хранение, фасовка, подготовка к продаже и продажа осуществляются в звеньях как оптовой, так и розничной торговли. Однако перечисленные торгово-технологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются [4, c. 129].

Целью данной работы является исследование роли, значения и функций торговых предприятий на внутреннем рынке.

Реализация поставленной цели возможна посредством решения следующих задач.

1. Исследование механизма функционирования торговли.

2. Исследование развития торговли и товарного обращения в России.

3. Изучение целей и приоритетных направлений развития внутренней торговли в России.

Предметом исследования являются торговые предприятия.

Объектом исследования является деятельность торговых предприятий.

Методологической основой курсовой работы являются совокупность законодательных актов Российской Федерации регулирующих деятельность торговых предприятий; исследования отечественных и зарубежных авторов в области экономики и управления торговым предприятием; публикации в периодической литературе освещающие аспекты развития розничной торговли в современной России.

Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1 Механизм функционирования торговли

 

1.1            Значение и функции торговли

 

Торговля, как экономическая категория, представляет собой деятельность, охватывающую все товарное обращение независимо от того, кем она выполняется: предприятиями-производителями, выпускающими продукцию - товары, или предприятиями, организациями, осуществляющими деятельность по доведению товаров различных производителей промежуточным или конечным потребителям. Но если первые в качестве своей главной функции имеют производство товара, а операции обмена носят для них вспомогательный характер, то для вторых операции обмена - главный предмет деятельности, выполняя которую они рассчитывают на получение определенной прибыли. Эти предприятия и составляют обособившуюся отрасль хозяйствования - торговлю. Таким образом, торговля как экономическая категория охватывает отрасли обмена в сфере товарного обращения, а так же отрасль экономики - конкретную профессиональную деятельность по обслуживанию операций в сфере товарного обращения, соединяющую производителей с потребителями.

Торговля, устанавливая и поддерживая связи между различными отраслями хозяйства, территориями отдельной страны и государствами мира, способствует разделению труда, стимулирует повышение качества его результатов и расширение потребителей человека. Таким образом, с одной стороны, она воздействует на производство, ориентируя его на выпуск товаров, востребованных потребителями, а с другой, - доставляя эти товары на рынок и предлагая потребителям, удовлетворяет потребности и повышает их качественный уровень. Связывая производство и потребление, торговля не только активно способствует решению социальной задачи любого государства - обеспечиваю разнообразных потребителей его граждан в товарах и связанных с ними услугах, но оказывает реальное воздействие на состояние экономики, которая только тогда является результативной, когда произведенная продукция нашла конечного потребителя, т. е. реализована. При этом торговля, создавая условия для продолжения процесса воспроизводства, вносит свой вклад в формирование бюджета государства, уплачивая установленные налоги с объема совершаемых операций в бюджеты разных уровней [7, c. 241].

В условиях административно-плановой экономики торговля по своему экономическому содержанию представляла деятельность по доведению от производства до потребителя товаров, как тогда называли, широкого потребления в объеме установленных рыночных фондов, а промышленность получила необходимое для выпуска продукции сырье и материалы через систему материально-технического снабжения. В настоящее время объектом деятельности торговли стали ее товары, выпускаемые в стране, независимо от того, идут ли они на удовлетворение потребностей человека, т.е. на потребительский рынок, или связаны с обеспечением производственных процессов. Более того, и торговля на потребительском рынке стала действительно свободной, ей перестали навязывать в плановом порядке, что и когда продавать, практически не заботясь о том, найдет ли предполагаемая промышленностью продукция спрос у покупателя. Таким образом, в условиях реального рынка масштабы деятельности торговли значительно расширились и охватывают всю сферу обращения товаров.

Переход от практики планового установления величины рыночных фондов, т.е. массы товаров, предназначенных для продажи населению, к свободной торговле произведенной продукцией, раскрепостил деятельность торговли: она получила возможность работать с теми товарами, которые покупают, а не просто продукцией, которую выпускают. Поэтому из вспомогательной, обслуживающей производство отрасли торговля превращается в самостоятельное звено хозяйственного механизма, диктующего производству потребности рынка. В основе этого диктата лежит спрос потребителей, объем, и структура которого и являются основным ориентиром, как торговли, так и промышленности.

Воздействуя на производство, торговля обеспечивает насыщение товарных потоков, формирующихся на рынке, и поддерживает определенные пропорции между спросом и предложением, которые меняются по мере расширения и изменения ассортимента предлагаемых товаров. Реализация соответствия спроса и предложения осуществляется посредством наличного денежного обращения, обслуживающего этот процесс, и имеет огромное экономическое значение. Преобладающая часть наличных денежных средств находится у населения, поэтому деятельность торговли по вовлечению этих средств в оборот отводит ей исключительное место в экономике. Выполняя операции по продаже товаров, торговля организовывает денежное обращение, вовлекая в оборот большую часть наличных денежных доходов населения [8, c. 138].

В условиях рыночной экономике торговля не является органом государственного планового распределения потребительских и других товаров, экономическая значимость ее наполняется реальными капиталами, вкладываемыми различными собственниками в развитие отрасли, а, следовательно, и государства в целом.

Далее рассмотрим влияние торговли на экономику страны.

Объем и динамика валового внутреннего продукта Российской Федерации представлена в таблице 1.1. [15]

 

Таблица 1.1 - Объем и динамика валового внутреннего продукта Российской Федерации за 2011-2012 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

Отклонения, 2012 к 2011 г.

сумма

в %

Валовой внутренний продукт:

всего, млрд. руб.

 

55798,7

 

62356,9

 

+6558,2

 

111,8

на душу населения, тыс.руб.

390,3

435,4

+45,1

111,6

 

Объем ВВП России в текущих ценах в 2012 году составил 62356,9 млрд. рублей, что больше данного показателя за 2011 год на 6558,2 млрд. руб. В 2012 году объем ВВП России вырос на 11,8% относительно аналогичного периода предыдущего года [15].

Валовой продукт на душу населения увеличился на 45,1 тыс.руб. по отношению к 2011 году и составил 435,4 тыс.руб.

В секторе торговли работает около половины малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На сектор торговли приходится более 70% оборота малых предприятий Российской Федерации. Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.

При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является «первым шагом» для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности.

По состоянию на 2013 г. в секторе торговли Российской Федерации действовало более 2 млн. хозяйствующих субъектов, 67% из которых – индивидуальные предприниматели. Сектор торговли – лидер среди всех секторов российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в секторе в 2012 г. составила около 12 млн. человек или 17,7% от всего занятого населения страны.

Сектор торговли играет значимую роль в обеспечении высокого уровня жизни населения.

В первую очередь, уровень развития сектора торговли способен оказывать влияние на конечные цены для потребителей и потребительскую инфляцию. Реализуется данная функция, как правило, через два механизма [7, c. 158]:

1) влияние торговых организаций на поставщиков и производителей с целью повышения общей эффективности цепочки при наличии у первых достаточной рыночной власти;

2) снижение удельных издержек в самой системе торговли с ростом масштаба деятельности и внедрением новых технологий. Безусловно, для снижения цен необходимы и соответствующие действия со стороны государства, которые обеспечат необходимый уровень конкуренции и приведут к тому, что выгоды от растущей эффективности организаций торговли и производителей будут транслироваться в более низкие цены для потребителей.

Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, т.е. возможность приобрести товар, затратив разумное время и другие ресурсы на получение доступа к нему. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями сегодня входит в число индикаторов, отражающих качество жизни в том или ином регионе.

Развитая и высоко эффективная торговля, диктуя высокие стандарты качества поставщикам и производителям, фактически выступает участником сферы контроля за качеством продукции, попадающей к потребителям, и таким образом способна обеспечить положительный вклад в борьбе государства за безопасность здоровья и жизни населения.

Разнообразие каналов торговли также позволяет обеспечить и необходимое разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителю. Учет интересов, потребностей и предпочтений максимально широкого перечня групп населения, включая представителей малых народностей и религиозных конфессий, также позволяет судить о качестве жизни в том или ином регионе.

Сектор розничной торговли может выступать опережающим индикатором развития экономки [7, c. 159].

Именно обороты розничной торговли используются в большинстве развитых стран, как индикаторы ожидаемого состояния экономики, так как снижение потребительской активности, неминуемо приводящее к падению темпов экономического роста, быстрее всего отражается на динамике розничного товарооборота.

Таким образом, состояние сектора торговли обладает критической значимостью для большинства аспектов жизни страны и ее граждан. Неэффективное развитие сектора может поставить под угрозу развитие экономики, качество жизни, безопасность и здоровье населения. Поэтому государство должно разработать продуманную и эффективную стратегию развития сектора, обеспечивающую его эффективное развитие, максимально полную реализацию возможностей и предотвращение угроз.

 

1.2   Виды торговли в условиях рынка, их характеристика

 

Торговля выступает составной частью системы товарного обращения, связывает производство, потребление и выполняет обусловленные этой посреднической ролью функции, а именно:

- Доведение товаров от производства до потребления. В процессе выполнения этой функции торговля осуществляет хозяйственные связи с промышленностью и сельскохозяйственным производством, транспортом, другими отраслями, способствующими или создающими условия для перемещения товара до конечного потребителя (тара, упаковка, информационное и правовое сопровождение и т. д.);

- Реализацию (смену форм стоимости). Здесь торговля обслуживает возмещение затрат на производство и перемещение товаров, обеспечивает народнохозяйственный оборот денежных средств, от скорости осуществления которого во многом зависит эффективность экономики в целом.

Названные функции торговли характеризуют ее как составную часть экономики, а конкретное содержание ее деятельности раскрывается через внутренние, присущие ей торгово-технологические функции, подразделяющиеся на производственные и непроизводственные. В этой части они совпадают с функциями обслуживания обмена товаров, включающего операции натурально-вещественного обмена (транспортировку, хранение, подработку, фасовку, комплектацию товаров и т.п.), когда объектом товарной деятельности является сам товар (при этом торговля прибегает к услугам других отраслей и подотраслей экономики) и операции по обслуживанию стоимости обмена (учетно-расчетные; купли-продажи; изучения и прогнозирования спроса; управления торгово-хозяйственной деятельностью и т.п.), когда торговля оперирует стоимостью товара [9, c. 109].

Обеспечивая выполнение функции доведения товаров от производства до конечного потребителя, торговля использует различные каналы товародвижения, вступает в контакты с производителем или непосредственно, или через определенных посредников - субъектов товарного обращения. В процессе этих контактов все субъекты товарного обращения предъявляют определенные экономические интересы, которые не всегда удовлетворяются. При совпадении экономических интересов различных субъектов рыночных отношений происходит обмен и начинается технологический процесс перемещения товаров в натурально-вещественной форме: комплектование партии отгрузки товара; транспортные операции; приемка, хранение требуемая подборка, вплоть до преобразования товарного ассортимента в торговый; реализация, сопровождаемая дополнительными операциями в зависимости от конкретного вида каждого товара, например, демонстрацией использования технически сложного изделия.

В ходе своей деятельности предприятия торговли выполняют и другие функции, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям, которые часто называют дополнительными, относятся изучение покупательского спроса на товары, формирование ассортимента товаров, реклама товаров и услуг и т.д.

Объем и характер выполняемых предприятием функций зависит от его хозяйственной самостоятельности, типа, размера, технической оснащенности, месторасположения и других факторов.

Осуществляя свои функции, торговые предприятия обеспечивают:

а) развитие производства - путем организации коммерческой работы по заключению договоров, контрактов, заказов на производство и поставку товаров и т.д., тем самым, стимулируя процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;

б) денежное распределение - путем развития финансово-кредитной системы, установления уровня и соотношения цен на товары на основе поддержания баланса между спросом и предложением [13, c. 124];   

в)  личное потребление - посредством удовлетворения населения путем применения различных форм и методов торгового обслуживания, эффективном направленности рекламных, маркетинговых мероприятий.

Таким образом, виды и содержание торгово-технологических функций, выполняемых торговлей, изменяются и будут изменяться по мере развития производства и увеличения потребностей, как человека, так и общества в целом. Особое место в этом процессе будет занимать торговля: и как средство реализации экономических интересов, и как «вечный двигатель», обеспечивающий необходимые экономические связи для удовлетворения ранее предъявленных потребностей и способствующий появлению новых.

Инфраструктура торгового рынка (внутренней торговли) представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций (торговых структур), входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения.

Инфраструктура розничной торговли является развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли.

Разнообразие видов предприятий розничной торговли предполагает использование магазинных и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли на рынках и других форм обслуживания населения [10, c. 238].

В условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции наметились новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Обычно концепция развития розничной торговли включает следующие разделы: ассортиментные перечни товаров; схемы размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов; определение зон самообслуживания и продажи некоторых товаров через прилавок; перечни дополнительных услуг; порядок формирования цен; предоставления скидок на отдельные товары и др.

В данное время важно разработать и ввести реестр торговых предприятий различных форм собственности. При этом необходимо обеспечить оптимальное сочетание различных организационно-правовых форм предприятий внутренней торговли, адекватных развитию многоукладной рыночной экономики (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственной и потре6бительски кооперативы, малые предприятия, государственные муниципальные унитарные предприятия и др.)

Все предприятия должны руководствоваться общепринятыми в рыночной экономике принципами функционирования с ориентацией на поддержку отечественных товаропроизводителей (формирование заказов, присвоение отечественным товарам, отвечающим определенным требованиям, известной торговой марки, знака качества, применение системы цен и др.)

Типы торговых предприятий, сложившиеся в европейских странах, с учетом тенденций, наметившихся в организации отечественной торговли, можно подразделить в зависимости от контингента обслуживаемого население наследующие группы:

- предприятия, торгующие по относительно невысоким ценам, которым относятся дискантные магазины, предлагающие продукты питания повседневного спроса по сниженным ценам (эти магазины имеют простое оформление, узкий ассортимент товаров и низкие затраты, что и позволяет устанавливать более низкие цены);

- «магазины - склады» (работают на вещевых, продовольственных и смешанных рынках и обслуживают население, среднедушевой доход которых относительно низок) [11, c. 109];

- уличные рынки (силы примитивности своего оснащения и минимальных расходов на аренду торговых площадей имеют возможность продавать товары по ценам ниже, чем в стационарных магазинах). Опыт зарубежных стран показывает, что контейнерно-палаточные торговые городки следует преобразовать в современные торговые центры, гипермаркеты, способные за счет больших объемов оборота, быстрой оборачиваемости товаров минимизации издержек обращения продавать товары по ценам значительно ниже, чем в других торговых предприятиях;

- универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магазины «Продукты» и «Непродовольственные товары», минимаркеты, обслуживающие покупателей, которые имеют среднедушевой доход, соответствующий прожиточному уровню или немного превышающий его;

- специализированные магазины, крупные универмаги, супермаркеты (продовольственные магазины самообслуживания с сопутствующими непродовольственными товарами, рассчитанные на ежедневные покупки), гипермаркеты (крупные универмаги, расположенные преимущественно в пригородах и на трассах, с большими площадками для стоянок автомобилей и рассчитанные в основном на закупки товаров на неделю или более длительный срок), а также магазины, находящиеся главным образом, в центральных торговых зонах, торгующие высококачественными дорогостоящими товарами для покупателей, среднедушевой доход которых значительно превышает прожиточный минимум.

В сельских поселениях основным типом розничной торговой сети должны стать магазины, торгующие товарами повседневного спроса, которые одновременно должны быть организаторами посылочной торговли, торговли по каталогам, по телефонным заказам и др.

Определенное внимание сегодня должно быть уделено корпоративному управлению торговыми предприятиями. Речь идет о такой модели ведение хозяйственной деятельности, которая призвана обеспечить наиболее эффективное выражение интересов собственников, руководителей (менеджеров) и наемного персонала. Особенностью этой формы управления в торговле является стремление вовлечь в корпоративные интересы также покупателей, сделать их постоянными посетителями предприятий данной корпорации. Для этого для постоянных контингентов покупателей вводят пластиковые карточки (которые служат удобной формой расчетов) и предусматривают различного рода скидки и бонусы [13, c. 98].

Корпоративные магазины используют хорошо организованный менеджмент, руководствуются в торговой деятельности данными маркетинга, добиваются эффективной организации труда, экономии издержек обращения и высокого уровня обслуживания покупателей.

Многообразие задач, решаемых на потребительском рынке, объективно требует формирование соответствующей инфраструктуры торговли, способной решать эти задачи.

В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние торговые предприятия. Для них невозможно организовать транзитные поставки товаров. Только базы могут предложить им широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Как обоснованно подчеркнуто в документах Минэкономики Российской Федерации, инфраструктура торговых рынков должна создать для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек обращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.

Ценами развития оптовой торговли являются: создание развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков; обеспечение экономии издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране; мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для финансирования процесса товародвижения.

В условиях рыночной экономики происходят изменения в содержании работы оптовых организаций, функциях, выполняемых этим звеном внутренней торговли.

На всех уровнях управления оптовой торговлей необходимо предусмотреть выполнение следующих функций:

- по отношению к своим покупателям - оценка потребностей в товарах и всего спроса; организация продвижения товаров от производителей в сферу оптовой торговли; преобразование промышленного ассортимента в торговый; формирование необходимых размеров и хранение товарных запасов; кредитование, информационное и консалтинговое обслуживание своих покупателей [14, c. 169];

- по отношению к поставщикам товаров - осуществление коммерческой деятельности и воздействие на производителей в деле их ориентации (в соответствии с маркетинговыми исследованиями) на потребности покупателей и выпуск необходимых товаров; использование процесса перехода прав собственности на товары в целях повышения ответственности и заинтересованности сторон в повышении эффективности хозяйственных связей; создание современной инфраструктуры как условия повышения эффективности товародвижения; осуществляемые мер по поддержке отечественных товаропроизводителей; минимизация коммерческого риска.

Совершенствование оптовой торговли, четкое и продуманное выполнение ею своих функций усиливает стимулы к производству, способствует решению проблем восстановления хозяйственных связей, межрегиональной интеграции потребительского рынка и повышению эффективности внутренней торговли в целом.

Исходя их особенностей развития внутренней торговли и решения задачи обеспечения потребностей рынка в товарах народного потребления, поиска новых форм региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей, в оптовом звене должны получить развитие две основных группы оптовых организаций:

- крупные оптовые структуры общенационального (федерального) и межрегионального масштаба (оптовые предприятия первого уровня);

- оптовые предприятия регионального уровня (оптовые предприятия);

Потребителями оптовых предприятий первого уровня могут быть самостоятельные оптовые организации, крупные розничные структуры и их объединения, а также промышленные предприятия.

На основе деятельности оптовых предприятий первого уровня формируется структура капиталов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, и создаются благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков товаров [14, c. 171].

Оптовые структуры федерального уровня выступают гарантами стратегической стабильности потребительского рынка. На их основе могут формироваться крупные торговые корпорации, торгово-финансово- промышленные группы, унитарные государственные предприятия стратегического значения.

Товарный ассортимент этих структур должен формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд, снабжения спецконтингентов потребителей, потребностей в товарах труднодоступных территорий.

Основным звеном оптовой торговой системы должны стать оптовые предприятия второго (регионального) уровня. В процесс формирования коммерческой стратегии эти предприятия точно определяют зону своего влияния эти на рынок услуг оптовой торговой деятельности. Товары эти оптовые организации закупают у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей, как в регионе размещения, так и на остальной территории страны, и доводят до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне деятельности.

В соответствии с требованиями товаропроизводителей и с учетом опыта стран активной рыночной ориентации структура оптовой торговли развивается на основе выделения в ее составе:

- самостоятельных хозяйствующих субъектов, т.е. специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;

- посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (торговые агенты, комиссионеры и т.п.);

- организаторов оптового оборота, абсолютно не работающих с товаром (ярмарки, аукционы, оптовые рынки).

Из указанных трех видов оптовых структур, основными на российском потребительском рынке должны стать самостоятельные хозяйствующие субъекты, специализированные на оптовой торговой деятельности предприятия и могущие использовать различные методы обслуживания клиентов.

 

 

 

 

 

Глава 2 Исследование развития торговли и товарного обращения в России

 

2.1 Анализ состояния и развития внутренней торговли в Российской Федерации

 

Внутренняя торговля Российской Федерации представлена двумя крупными секторами: сектором оптовой и сектором розничной торговли. Сектор оптовой торговли выполняет посреднические функции между производителями и организациями розничной торговли, и розничная торговля является определяющей по отношению к оптовой торговле. Характеристики розничного сектора определяют такие характеристики сектора оптовой торговли как объем товарооборота, ассортимент продукции, цены на продукцию (частично), географическую локализацию бизнеса предприятий оптовой торговли.

По данным Росстата в 2012 году доля оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в валовой добавленной стоимости составила 19,7%, а доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации - 10,3% [15].

Согласно данным Росстата по итогам 2012 года оборот розничной торговли составил 19075 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 7,2% к 2011 году.

Динамика оборота розничной торговли в разрезе товарных групп в 2012 году характеризовалась более высокими темпами роста продаж непродовольственных товаров. По итогам 2012 года оборот розничной торговли непродовольственными товарами вырос на 10,7% к 2011 году, а пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями – на 3,6%.

В результате замедления динамики оборота, замедления роста цен на продовольственные товары в структуре оборота розничной торговли по итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом сократилась доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 47,8% (на 0,8 процентных пункта ниже показателя 2011 года).

Среди продовольственных товаров по данным за 2012 год по сравнению с 2011 годом, прежде всего, выросли объемы продаж мяса птицы (на 10,3%), продуктов из мяса (на 9,3%), рыбы и морепродуктов (на 8,2%), сыров (на 7,3%), питьевого молока (на 5,6%), кондитерских изделий (на 6,5%), свежих фруктов (на 12,7%) и овощей (на 13,2%). В то же время сократились продажи растительных масел (на 2,4%), крупы (на 6,5%), реализация мяса животных и картофеля осталась практически на уровне 2011 года.

По непродовольственным товарам в 2012 году наблюдался в первую очередь рост продаж относительно более «дорогих» товаров. Так, продажи компьютеров выросли на 19,1%, аудиоаппаратуры – на 13,8%, телевизоров – на 15,6%, фотоаппаратуры и фототоваров – на 22,4%, легковых автомобилей – на 24,0% [15].

Одной из современных тенденций развития розничной торговли является изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продаж.

В 2012 году отмечалась более высокая динамика продаж в стационарной торговле, что привело к снижению доли розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли. По итогам 2012 году оборот розничной торговли на 88,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка и на 11,5% розничными рынками и ярмарками. По сравнению с 2011 годом доля рынков и ярмарок в обороте розничной торговли сократилась на 0,7%.

В 2012 году динамика оборота розничной торговли торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка) характеризовалась достаточно высокими темпами роста, превышающими аналогичные показатели в целом по отрасли.

Так, по итогам года оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка вырос на 8,4% к 2011 году, что превышает динамику оборота торговли в целом на 1,2 процентных пункта, а продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составили 98,9% от уровня 2011 года.

На 1 января 2013г. на территории Российской Федерации функционировало 3159 розничных рынков. В течение 2012 года закрылись или были преобразованы в торговые центры 268 рынков, в том числе 186 универсальных рынков, 21 специализированный рынок по продаже продуктов питания, 38 вещевых рынков, 1 сельскохозяйственный рынок, 3 рынка по продаже строительных материалов и 19 рынков другой специализации. Число сельскохозяйственных кооперативных рынков и специализированных рынков по продаже радио- и электробытовой техники за этот период не изменилось [15].

Универсальные рынки, составляют 73,2% от общего числа рынков (на 1 января 2013г. – 72,9%), вещевые – 8,8% (9,2%), сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные – 7,9% (7,3%), рынки по продаже продуктов питания – 4,2% (4,5%), по продаже строительных материалов – 2,1% (2,0%), по продаже радио- и электробытовой техники – 0,1% (0,1%), рынки другой специализации – 3,7%(4,0%).

Количество торговых мест на рынках на 1 января 2013 года составило 896,3 тыс. По сравнению с 1 января 2012 года их число сократилось на 64,8 тыс., или на 6,7%.

Уровень фактического использования торговых мест на 1 января 2013г. в среднем по Российской Федерации составил 72,4% против 73,7% на аналогичную дату 2012г., в том числе на универсальных рынках – 72,3% (74,0%), специализированных рынках по продаже продуктов питания - 81,5% (82,3%), вещевых рынках – 73,7% (73,1%) рынках, по продаже радио- и электробытовой техники – 62,1% (67,6%), строительных рынках – 88,8% (88,5%), сельскохозяйственных рынках – 63,3% (63,9%), сельскохозяйственных кооперативных рынках – 54,6% (47,1%).

На 1 января 2013 года на розничных рынках осуществляли деятельность 456,9 тыс. индивидуальных предпринимателей (на 1 января 2012г. – 517,7 тыс.).

В 2012 году по отношению к 2011 году в большинстве регионов отмечалась положительная динамика продаж в стационарной торговле. Снижение оборота розничной торговли в стационарной торговой сети было отмечено в 2 субъектах Российской Федерации (в Хабаровском крае и Еврейской автономной области) [15].

Динамичное развитие сетевой торговли, усиление отраслевой конкуренции позитивно сказались на росте качества торгового обслуживания населения и стабилизации уровня потребительских цен, а также способствовали росту объема оборота розничной торговли. Так, согласно данным Росстата доля сетевых компаний в обороте розничной торговли в 2012 году составила 18,5% (в 2010 году – 14,6%, в 2011 году – 17,5%). В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями доля сетевых форматов в 2012 году составила 21,8% против 20,0% в 2011 году.

Динамика оборота оптовой торговли показала меньшие темпы роста по сравнению с розничной торговлей. Общий оборот оптовой торговли за 2012 год составил 38924 млрд. руб., увеличившись на 4,6% к 2011 году. Оборот организаций оптовой торговли в 2012 году составил 30844 млрд. рублей, увеличившись на 2,4% к 2011 году. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 32,2% оборота оптовой торговли.

Число хозяйствующих субъектов розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования по данным на 1 января 2013 года составило 373,2 тысячи, сократившись на 0,1% по отношению к 1 января 2012 года. Число хозяйствующих субъектов оптовой торговли, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами по данным на 1 января 2013 года составило 1286,8 тысячи, увеличившись на 0,7% по отношению к 1 января 2012 года [15].

Роль субъектов малого предпринимательства в формировании оборота розничной торговли постепенно уменьшаясь остается существенной (по данным за 2012 год субъекты малого предпринимательства формировали 25,5% оборота розничной торговли).

На 1 января 2013 года в оптовой и розничной торговле, ремонте бытовых изделий и предметов личного пользования насчитывалось 71,3 тыс. малых предприятий (без микропредприятий), в том числе в розничной торговле, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонте бытовых изделий и предметов личного пользования – 24,5 тыс. предприятий, в оптовой торговле – 39,9 тыс. В совокупности в секторе торговли по данным на 1 января 2013 года занято 30,8% от общего числа малых предприятий по всем видам экономической деятельности, в том числе в розничной торговле – 10,6%. По сравнению с данными на 1 января 2011 года число малых предприятий (без микропредприятий) в оптовой и розничной торговли на 1 января 2013 года выросло на 5,8 тысяч (или на 8,8%), в том числе в розничной торговле – на 1,3 тысячи (или на 5,8%), в оптовой торговле – на 3,9 тысячи (или на 10,9%).

Оборот малых предприятий в сфере розничной торговли по итогам 2012 года составил 1553,5 млрд. рублей или 12,0% от общей величины оборота малых предприятий по всем видам экономической деятельности. Оборот малых предприятий в сфере оптовой торговли по итогам 2012 года составил 5451,4 млрд. рублей или 42,2% от общей величины оборота малых предприятий по всем видам экономической деятельности.

Индивидуальные предприниматели по данным за 2012 год формировали 25,1% оборота розничной торговли. Индивидуальных предпринимателей, занятых в оптовой и розничной торговле, на 1 января 2013 года насчитывалось 2107,7 тыс., в том числе в розничной торговле – 1709,8 тыс., в оптовой торговле – 233,0 тыс. По сравнению с 1 января 2012 года их число в торговой отрасли сократилось на 2,9%, в том числе в розничной торговле – сократилось на 3,3%, в оптовой торговле – на 2,8%. В целом, индивидуальные предприниматели, занятые в торговой отрасли, составляют 51,4% от общего числа индивидуальных предпринимателей по всем видам экономической деятельности, в том числе в розничной торговле – 41,7% [15].

Среднесписочная численность работников, занятых в организациях оптовой и розничной торговли, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (без внешних совместителей) в 2013 году составила 5694 тыс. человек, увеличившись на 6,3% по отношению к 2011 году, в том числе в розничной торговле – 2437 тыс. чел., что на 5,7% больше, чем в 2011 году, в оптовой торговле – 2718 тыс. чел., что на 6,2% больше, чем в 2011 году. Среднемесячная заработная плата работников отрасли торговли в 2012 году составила 20819 руб., увеличившись на 12,3% к 2011 году (87,9% общероссийскому уровню среднемесячной заработной платы), в том числе в розничной торговле – 16435 рублей, увеличившись на 10,2% к 2011 году, в оптовой торговле – 24165 рубля, увеличившись на 12,8% к 2010 году.

Таким образом, в 2012 году на динамику оборота розничной торговли заметное влияние оказало изменение потребительского поведения населения, сопровождающееся снижением норм сбережения и увеличением объема потребительского кредитования и характеризующееся более высокими темпами роста продаж непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными товарами. Более динамично развивалась розничная торговля торгующих организаций (в первую очередь сетевой торговли) и индивидуальных предпринимателей вне рынка, а доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли сократилась.

 

2.2 Основные проблемы развития внутренней торговли

 

Основными угрозами эффективного развития торговли в Российской Федерации являются:

1. Угроза малому и среднему бизнесу в торговле. В случае успешного решения основных проблем отрасли в России будут активно развиваться сетевые игроки и современные форматы торговли, что является, в целом, благом для потребителей. Однако, как показывает мировой опыт, развитие сетей ведет к сокращению как доли малых и средних предприятий на рынке, так и их общего количества. В то же самое время наличие достаточного количества малых и средних предприятий в торговле необходимо для сбалансированного развития экономики страны:

- Во-первых, малые и средние предприятия в торговле необходимы для существования малых и средних предприятий в производстве. Последние часто не могут работать с сетевыми компаниями, поскольку не могут обеспечить необходимый объем и регулярность поставок, качество логистических услуг, маркировку товара и пр. Как показывает мировой опыт, малые предприятия в торговле в среднем реинвестируют в локальную экономику в 10 раз больше, чем крупные розничные сети, что отражает их больший объем закупок у малых локальных производителей;

- Во-вторых, малые и средние предприятия способствуют диверсификации и большей устойчивости экономики, обеспечивают больший уровень занятости по сравнению с сетевыми компаниями и способствуют развитию в стране предпринимательского класса;

- В-третьих, малые и средние торговые предприятия создают необходимое потребителям разнообразие ассортимента. Сетевые игроки в силу своей экономической природы склонны работать со стандартизованным массовым ассортиментом, а специфическую нишевую продукцию часто можно приобрести только в предприятиях малого бизнеса.

Поэтому, притом, что для эффективного развития отрасли в Российской Федерации доля крупных игроков в розничной торговле должна серьезно увеличиться, необходимо следить, чтобы малый и средний бизнес в торговле сохранился в достаточном количестве и выросло его качество и эффективность работы [11, c. 142].

2. Угроза достаточному уровню конкуренции. Россия в данный момент отличается значительным недостатком торговых площадей современных форматов. В ряде населенных пунктов современные форматы не представлены вовсе или представлены одной или двумя компаниями. Причем во многих случаях вход на этот рынок для федеральных или межрегиональных розничных сетей и, соответственно, развитие современных форматов ограничен протекционизмом местных властей, которые защищают региональными сети от конкуренции нерыночными методами (отказ в предоставлении площадей, затягивание разрешений и т.д.).

Такое развитие событий может привести к слабому уровню конкуренции на некоторых локальных рынках, что создает угрозу завышения розничных цен и ухудшения условий поставок для производителей, по сравнению с конкурентно-равновесными.

Согласно результатам анализа развития торговли в Российской Федерации и зарубежных странах можно выделить основные показатели, характеризующие отставание российского ритейла от развитых стран (рисунок 2.1.)

 

Рис. 2.1. Ключевые показатели торговли в России и других странах

Проблемы торговой отрасли России представлены на рисунке 2.2.

 

Рис. 2.2. Проблемы торговой отрасли России [3]

До последнего времени регулирование отрасли торговли в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства:

в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций;

отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний;

отсутствие ценового контроля по большинству товарных позиций;

отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций;

слабое вмешательство со стороны ФАС России;

отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров;

отсутствие регулирования оптовых и дистрибуционных компаний;

существенное делегирование полномочий по работе с отраслью регионам [13, c. 137].

Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жесткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов.

Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровням цен между различными регионами. Хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.

Действующую нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют:

недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли;

избыточность правового регулирования [14, c. 234].

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, а именно неразвитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной, неприспособленность инфраструктуры, созданной до 1990-х годов, для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.

Основное беспокойство у торговых организаций всех товарных сегментов вызывает низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов и даже отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие регионы, нарушает процесс товарообмена между регионами.

Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами [3].

Проблему представляет собой также сложность и недостаточная прозрачность процедуры получения земли и разрешений на строительство торговых и логистических объектов.

Зачастую подведение коммуникаций приходится самостоятельно осуществлять компаниям, строящим объект, что приводит к удорожанию стоимости строительства до трех раз. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность отрасли и тормозит строительство новых торговых и логистических объектов.

Кроме того, в настоящее время технологические потребности производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, а также оптовых продавцов в материально-технической базе хранения оказались в значительной мере неудовлетворенными. Вследствие нехватки складских площадей произведенная продукция частично хранится в малоприспособленных или неприспособленных помещениях, в которых невозможно обеспечить оптимальные условия хранения. В результате такого хранения значительно увеличиваются товарные потери, снижается рентабельность производственных и торговых предприятий.

Исторически сложилось, что преобладающей тенденцией стало размещение хранилищ в местах потребления. В результате этого ощущается острая нехватка складов и холодильников в местах производства сельскохозяйственного сырья или вылова рыбы.

В России отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Около 5% населения России не имеют доступа к торговым объектам, вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов.

Среди основных проблем можно выделить:

                   отсутствие платежеспособного спроса;

                   отсутствие развитой инфраструктуры;

                   отсутствие предложения логистических услуг;

                   отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена [3].

Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения страны с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по стране. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены главным образом быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям в российских вузах.

Персонал занятый в розничной торговле условно можно разделить на три категории:

низко квалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики;

персонал средней квалификации, например, менеджеры магазинов, руководители отделов;

топ-менеджмент, высшее руководство розничных компаний.

Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии. Текучесть персонала данной категории может доходить до 80% в год, а спрос может превышать предложение в отдельных случаях в два раза [3].

Также существует дефицит кадров средней и высшей квалификации, который связан, с одной стороны, с быстрым ростом розничной торговли, с другой стороны, с недостаточным качеством подготовки выпускников вузов, обучающихся торговым специальностям.

Россия существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства от развитых стран. Так, вклад предпринимателей в ВВП России не превышает 12 процентов, тогда как в США этот показатель – более 50 процентов.

Среди основных проблем развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли следует выделить:

наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий;

дефицит финансовых ресурсов;

сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений;

проблемы подключения к инженерным коммуникациям;

другое [3].

В последние годы  активно реализуется административная реформа. Многое удалось сделать. В то же время, ряд нерешенных проблем остается. По прежнему к числу серьезных барьеров можно отнести необходимость получения значительного количества разрешительных документов, наличие чрезмерной налоговой и статистической отчетности. Поэтому сохраняется актуальность решения задачи по дальнейшему сокращению количества необходимых разрешительных и отчетных документов.

Одним из существенных барьеров ограничивающих развитие малого бизнеса является дефицит финансовых ресурсов. Недостаток финансирования означает:

- отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для пополнения оборотных средств, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

- отсутствие кредитования начинающих предпринимателей (стартапов).

Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса. Действующие механизмы государственной поддержки - субсидирование процентных ставок, предоставление госгарантий по кредитам и т.д. - эффективны, если малая компания работает на рынке хотя бы несколько лет. Для стартапа получить ссуду достаточно сложно. Поэтому необходимо совершенствовать механизмы финансовой поддержки стартапов, предполагающих раздел рисков между государством и коммерческими банками.

Не менее острой является проблема выкупа арендуемых помещений. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» открыл дорогу приватизации недвижимости, арендуемой малым бизнесом - дал арендаторам право преимущественного выкупа. Однако процесс идет очень медленно. Основными причинами являются малые сроки рассрочки платежа, «запретительные листы» на выкуп объектов, расположенные вдоль центральных магистралей, высокие рыночные цены на недвижимость.

Острой проблемой остается ограниченные возможности подключения к инженерным коммуникациям, в первую очередь - источникам электроэнергии. Это относится прежде всего к высокой стоимости получения разрешения на подключение или использование дополнительных мощностей. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий малого и среднего бизнеса, ослабило финансовую нагрузку на малых предпринимателей. Однако проблема получения согласования технических условий подключения к сетям остается [3].

К числу одного из наиболее эффективных методов повышения конкурентоспособности малых и средних торговых предприятий относится франчайзинг (коммерческая концессия). Рынок франчайзинга в России оценивается примерно в 4-5 миллиардов долларов. Около половины рынка приходится на хозяйствующие субъекты, занятые в сфере розничной торговли, больше четверти – в общественном питании, около 12% приходится на сферу услуг.

К факторам, которые препятствуют более активному развитию франчайзинга на российском рынке, следует отнести:

                   отсутствие единых схем регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке, вызванное отсутствием законодательно утвержденных терминов «франчайзинг» и «франчайзинговый договор»;

                   неоднородность развития франчайзинга. Можно выделить 11 субъектов Российской Федерации в которых сложились наиболее благоприятные условия как для сетевой торговли, так и для франчайзинговых отношений, среди которых: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области;

                   кредитование начинающих франчайзи. Если в зарубежных странах банки представляют льготы для данной категории предпринимателей, то в России франчайзи попадает под категорию малого предпринимателя, которому весьма трудно, а порой и невозможно получить доступ к кредитным ресурсам;

                   закрытость франчайзинговых предложений. Большинство предприятий, которые могут и готовы вступить во франчайзинговую систему, не могут сделать выбор из-за отсутствия информации о существующих франшизах и опыте их использования, что связано с ограниченностью информации, которые представляют франчайзеры.

В итоге из анализа текущего состояния сектора торговли в Российской Федерации можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.

Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России. Кроме того, существует ряд угроз, которые необходимо нивелировать для максимальной реализации потенциальных положительных эффектов.

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Цели и приоритетные направления развития внутренней торговли в России

 

Основными целями государства являются рост и повышение конкурентоспособности экономики, рост качества жизни населения. Эти цели планируется достигнуть путем реализации инновационного сценария развития экономики Российской Федерации, как он представлен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 – 2015 гг. и на период до 2020 года [3].

Согласно Стратегии основной целью государственной политики в сфере внутренней торговли является максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

Стратегия предполагает достижение указанной цели посредством решения следующих задач:

1. Повышение эффективности регулирования торговой отрасли;

2. Обеспечение развития инфраструктуры торговли;

3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;

4. Обеспечение условий для развития конкуренции;

5. Оказание поддержки малому и среднему бизнесу;

6. Снижение уровня кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки кадров;

7. Развитие дистанционной торговли;

8. Совершенствование традиционных форматов торговли;

По результатам реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией с целью увеличения эффективности российской внутренней торговли, можно ожидать существенного роста оборота, занятости и эффективности, как в самой отрасли торговли, так и в сопряженных отраслях, повышения качества жизни населения.

К критериям эффективности товаропроводящей системы относятся:

  1.               Количество торговых площадей современных форматов на 1000 чел.

Именно этот критерий показывает географический охват системы дистрибуции для производителей и физическую доступность товаров для потребителей [3].

  1. Доля современных форматов в обороте отрасли.

Современные форматы, по сравнению с традиционными, отличаются большей эффективностью продаж (оборот на м2), меньшими удельными издержками, низкими ценами, более высоким качеством сервиса и контролем качества товаров. Поэтому данный критерий описывает эффективность системы дистрибуции для производителей, ценовую доступность, качество товаров и услуг для потребителей.

  1. Степень консолидации отрасли (доля 5 крупнейших компаний).

Консолидация позволяет реализовать критически значимые для отрасли эффекты масштаба в закупках, логистике, привлечении финансовых ресурсов.

Только крупные компании имеют возможность осуществлять масштабные инвестиции в инновационные технологии и методы работы, т.е. снижать издержки и повышать эффективность товаропроводящей системы.

В настоящее время уровень конкуренции в сфере розничной торговли в целом по России близок к среднему. В то же время степень развития конкуренция различается в зависимости от территории и в крупных городах достигает достаточно высокого уровня. По всем ключевым параметрам развития отрасли торговли Россия заметно отстает от развитых стран.

Целевые показатели развития торговли представлены на рисунке 3.1.

 

Рис. 3.1. Целевые показатели стратегии [3]

Прогноз ВВП на душу населения и оборота розничной торговли при инновационном сценарии развития экономики показывает, что Россия к 2015 году выйдет примерно на современный уровень Польши, Хорватии и Венгрии, а к 2020 на уровень Чехии, Словении и Португалии. Анализ ключевых параметров отрасли торговли данных стран позволяет установить целевые ориентиры, необходимые для реализации инновационного сценария развития торговли в России.

Реализация стратегии будет осуществляться в три этапа:

- 1 этап. Развитие институциональной базы. 1 апреля 2011 г. – 31 декабря 2011 г.

- 2 этап. Ускоренный рост. 1 января 2012 г. – 31 декабря 2013 г.

- 3 этап. Дальнейшее развитие. 1 января 2014 г. – 31 декабря 2019 г.

Первый этап реализации стратегии характеризуется двумя определяющими условиями:

                   необходимость совершенствования институциональной базы для дальнейшего развития отрасли;

                   сохранение части кризисных явлений в экономике, отсутствие дополнительных финансовых ресурсов для финансирования развития сектора торговли;

Все мероприятия, которые будут осуществляться на первом этапе, не потребуют дополнительного государственного финансирования и будут направлены на совершенствование институциональной базы для эффективного развития отрасли, то есть:

                   изменение / принятие новых нормативно-правовых актов;

                   разработку необходимых методик и программ.

К началу второго этапа должна быть скорректирована институциональная база и закончены другие подготовительные работы. Второй этап будет характеризоваться активным ростом отрасли, обусловленным общим восстановлением экономики, снижением административных барьеров, реализацией региональных программ развития торговли.

В начале третьего этапа будет проведен анализ тенденций внешней среды и эффективности реализации стратегии. Результаты проведенного анализа станут основанием для внесения необходимых корректировок в стратегию.

В целом, по результатам реализации мероприятий, предусмотренных стратегией развития торговли с целью увеличения эффективности российской внутренней торговли, вне зависимости от сценария развития макроэкономических показателей можно ожидать существенного роста оборота, занятости и эффективности, как в самой отрасли торговли, так и в сопряженных отраслях, а также значительного повышения качества жизни населения.

Планируется, что размер современных продовольственных торговых площадей увеличится с 73 в 2008 году до 109 – 139 кв.м. на 1000 жителей в 2015 году (215 – 281 кв. м на тыс. жителей к 2020 году). Доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 35% до 45-55% к 2015 году и до 60-70% к 2020 году. Рост торговых предприятий, увеличение торговых площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции. Потребитель получит возможность выбора из  более широкого ассортимента товаров, что приведет к росту оборота как внутренней торговли, так и производственных отраслей. Оборот оптовой и розничной  торговли увеличится с 46,1 до 80,1–84,2 трлн. руб. в текущих ценах к 2015 году (118,8 – 132,7 трлн. руб. к 2020 году).

Рост оборота торговли в свою очередь позволит увеличить налоговые поступления от торговой отрасли в бюджеты всех уровней Российской Федерации  – совокупные налоговые поступления возрастут с 751 до 1291-1358 млрд. руб. в текущих ценах к 2015 году (2,1-2,35 трлн. руб. к 2020 году).

Доля сетевой торговли в обороте розничной торговли  достигнет к 2015 году 35-45% и 55-65% к 2020 году против 20% в 2008 году. Рост доли сетевой торговли, современных форматов торговли в обороте розничной торговли позволит реализовать мультипликативный эффект по налоговым отчислениям, заключающийся в существенном увеличении прозрачности сектора. В совокупности, экономику Российской Федерации  ожидает существенный рост поступления налоговых платежей. Так, совокупный вклад внутренней  торговли в ВВП страны к 2015 году составит около 21% и 19% к 2020 году [3].

Торговые сети и современные форматы торговли, будучи более производительными, нежели традиционные магазины, киоски и розничные рынки,  позволят повысить общую эффективность отрасли. Производительность розничной торговли увеличится с 1 487 до 2804-3081 тыс. руб. на занятого в текущих ценах к 2015 году (4832-5206 тыс. руб. на занятого к 2020 году).

Таким образом, стратегия развития торговли направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики России. Основная цель стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

Для создания такой товаропроводящей системы необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов в Российской Федерации, долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, долю дистанционной торговли.

Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.

 

 

 


Заключение

 

В курсовой работе нами была изучена тема: «Роль, значение и функции торговых предприятий на внутреннем рынке». В результате этого необходимо сделать следующие выводы:

Торговля, как экономическая категория, представляет собой деятельность, охватывающую все товарное обращение независимо от того, кем она выполняется: предприятиями-производителями, выпускающими продукцию - товары, или предприятиями, организациями, осуществляющими деятельность по доведению товаров различных производителей промежуточным или конечным потребителям. Но если первые в качестве своей главной функции имеют производство товара, а операции обмена носят для них вспомогательный характер, то для вторых операции обмена - главный предмет деятельности, выполняя которую они рассчитывают на получение определенной прибыли.

В курсовой работе подробно охарактеризованы виды торговли - это розничная и оптовая торговля.

Инфраструктура розничной торговли является развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли.

Разнообразие видов предприятий розничной торговли предполагает использование магазинных и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли на рынках и других форм обслуживания населения.

В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние торговые предприятия. Для них невозможно организовать транзитные поставки товаров. Только базы могут предложить им широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление.

в 2012 году на динамику оборота розничной торговли заметное влияние оказало изменение потребительского поведения населения, сопровождающееся снижением норм сбережения и увеличением объема потребительского кредитования и характеризующееся более высокими темпами роста продаж непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными товарами. Более динамично развивалась розничная торговля торгующих организаций (в первую очередь сетевой торговли) и индивидуальных предпринимателей вне рынка, а доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли сократилась.

Cектор торговли в Российской Федерации представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.

Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России. Кроме того, существует ряд угроз, которые необходимо нивелировать для максимальной реализации потенциальных положительных эффектов.

Основными проблемами торговой отрасли России являются:

1.                 Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли.

2.                 Проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития инфраструктуры.

3.                 Недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.

4.                 Проблема недостатка и низкой квалификации кадров.

5.                 Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли.

Cтратегия развития торговли направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики России. Основная цель стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

Для создания такой товаропроводящей системы необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов в Российской Федерации, долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, долю дистанционной торговли.

Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 51-ФЗ (в последней редакции) // http://www.consultant.ru.

2. Федеральный Закон от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в последней редакции) // http://www.consultant.ru.

3. Стратегия развития торговли в Российской Федерации
на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года // http://www.consultant.ru

 

Книги, изданные под фамилией автора (авторов)

4. Грибов, В. Д. Экономика организации (предприятия) [Текст] : учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2010. – 416 с.

5. Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием [Текст]. - М. :  ИНФРА-М, 2010. - 454 с.

6. Коноплев, С. П. Экономика организаций (предприятий) [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2011. - 160 с.

7. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля общественное питание, туристский бизнес [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.А. Чернов; под. Ред. М.И. Баканова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 639 с.

Книги, указанные по заглавию

8. Экономика предприятия: учебник / [В. М. Семенов и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 416 с.

9. Экономика предприятия: учебный комплекс / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Минск: Современная школа, 2010. – 429 с.

10. Экономика предприятия (организации): учебник / [Н. Б. Акуленко и др.]. – Москва: Инфра–М, 2011. – 638 с.

11. Экономика предприятия: учебник / [А. П. Аксенов и др.]. – Москва: КноРус, 2011. – 346 с.

12. Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. – Москва: Проспект: Кнорус, 2010. – 304 с.

13. Экономика предприятия: тесты, задачи, ситуации [Текст]: учеб, пособие для экономических спец. вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля, Б. Н. Чернышева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 335 с.

14. Экономика, организация и управление на предприятии: учебное пособие / [А. В. Тычинский и др.]. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2010. – 475 с.

 

Электронные ресурсы

15.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/

 

Имя файла: kursovaya_torgovlya_rf.doc

Размер файла: 687.5 Kb

Если закачивание файла не начнется через 10 сек, кликните по этой ссылке