Курсовая работа: Тамбовская область

Ниже приведен текст курсовой работы. Закачка работы в формате doc начнется автоматически через 10 секунд.

1

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….

3

1

ИСТОРИЯ И МЕСТО  ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………

6

 

1.1 Административное  строение  области…………………………..

6

 

1.2 Управление областью……………………………………………..

10

2

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА……..

13

 

2.1 Экономический потенциал Тамбовской области……………….

13

 

2.2 Проблемы развития  Тамбовской области……………………….

16

3

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ………..

19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

25

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..

26

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обуславливается повышением роли местного хозяйства в развитии административно-территориальных единиц Росссийской Федерации. Начиная с 1991  года в стране постоянно происходило совершенствование законодательства, регламентирующего функционирование местного хозяйства. За годы реформ местной власти было передано множество социальных и экономических функций. Тем не менее, пока не все они выполняются должным образом. Все еще сохраняются серьезные проблемы в сфере жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, в дошкольном и школьном образовании, социальной и экологической сферах, градостроительстве и т.д. Мировой финансово-экономический кризис отразился также и на местной власти, причем, в особенно тяжелом положении оказались небольшие городские поселения с моноотраслевой структурой местного хозяйства.

Поэтому в настоящее время в науке и в практике сформировалась потребность в анализе и осмыслении сложившейся ситуации в местном хозяйстве, теоретическом обобщении проблем деятельности структур местной власти по организации эффективного хозяйствования на локальном уровне, направленного на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения.

Значимость темы курсовой работы обусловлена, во-первых, ролью, которую играет местное хозяйство в жизнеобеспечении населения, формируя фактически основные сферы его жизнедеятельности на первичном территориальном уровне. Во-вторых, местное хозяйство является экономической базой местного самоуправления. В-третьих, местное хозяйство мобилизует и использует ресурсно-производственный и социальный потенциал первичных территориальных структур – территориальных хозяйств. В-четвертых, местное хозяйство имеет важное значение в организации отраслей социальной сферы. На современном этапе развития российской экономики требуется анализ и обобщение опыта, накопленного за годы реформ, местным хозяйством (прежде всего его социальной инфраструктурой) в условиях неотработанных правовых норм, неотрегулированности экономических отношений, недостаточно четкого выделения и обоснования социальных приоритетов. Результаты такого анализа должны послужить базой для выработки перспективных подходов к формированию структуры и условий функционирования местного хозяйства.

К настоящему времени опубликовано большое число работ российских и зарубежных авторов, посвященных различным аспектам анализа коммунального (муниципального) хозяйства, признаны важность и необходимость подобных исследований. Однако эти исследования носят в большей мере правовой, чем экономический характер. Это объясняется тем, что, несмотря на два десятилетия истории самостоятельного развития России, их коммунальное (муниципальное) хозяйство как экономическая целостность с совокупностью хозяйственных отношений и связей еще находится лишь на начальном этапе своей новой истории развития в условиях рыночных отношений, причем, начинало оно формироваться, скорее, на основе правовых решений, принятых на центральном (на федеральном или региональном – в Российской Федерации) уровнях власти, а не на основе потребностей внутреннего развития территорий. Этим во многом объясняется и интерес в исследованиях муниципальной сферы к управленческим, коммунально-бытовым и жилищным проблемам. Например, в России муниципальный уровень социальной инфраструктуры, как правило, рассматривается в исследованиях последних лет конкретно в разрезе отдельных отраслей. В результате, муниципальное хозяйство как экономическая целостность, его политико-экономические основы и место в нем отраслей социальной инфраструктуры исследованы недостаточно. В научных кругах эта проблема носит общеметодологический характер и в целом мало разработана, что и послужило основанием для определения цели задач курсовой работы.

Цель данного исследования – на основе анализа организационно-правовых и экономических основ местного управления и самоуправления определить наиболее общие проблемы развития местного хозяйства в Российской Федерации, их преломление в условиях конкретной экономики города Тамбова и Тамбовской области, а также определить пути решения этих проблем.

Для достижения указанной цели исследования потребовалось решить следующие задачи:

Рассмотреть административное устройство исследуемой области;

дать характеристику местного хозяйства Тамбовской области;

оценить основные проблемы развития местного хозяйства на региональном уровне и уровне административно-территориальной единицы;

обосновать перспективные направления совершенствования управления развитием местного хозяйства в целом, а также в конкретных административно-территориальных единицах (г. Тамбове и Тамбовской области).

Объект исследования – местное хозяйство административно-территориальных единиц, и в частности, Тамбовской области, его социально-экономические основы и структура.

Предмет исследования – система социально-экономических отношений между федеральными и местными органами по поводу формирования и функционирования местного хозяйства, а также пути совершенствования этой системы.

В процессе проведения исследования использованы общенаучные методы (системный подход, метод анализа и синтеза), а также методы группировок, сравнения и аналогий и др.

При написании курсовой работы использовались литературные и периодические источники,  нормативные правовые акты по вопросам местного управления и самоуправления,  данные статистических сборников.

1 ИСТОРИЯ И МЕСТО  ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Административное  строение  области

 

Тамбовская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр: город Тамбов. Образована: 27 сентября 1937 года. Административный центр: город Тамбов. Образована 27 сентября 1937 года. Граничит с Рязанской, Пензенской, Саратовской, Воронежской и Липецкой областями [25]. Рассмотрим основные характеристики  данной области ( таблица 1.1).

Таблица 1.1. Характеристики  Тамбовской области

Наименование

Показатель

Областной центр

Тамбов

Площадь

63-я

- Всего
- % водн. пов

34 462 км²
0,2

Население

48-я

- Всего
- Плотность

1 075 748 (2013)

31.22 чел./км²

ВРП

55-я

- Всего, в текущих ценах
- На душу населения

149,1 млрд. руб. (2012)

111,9 тыс. руб.

Федеральный округ

Центральный

Экономический район

Центрально-Чернозёмный

Глава администрации

Олег Иванович Бетин

Первые заместители главы администрации области

Александр Яковлевич Дубовик

Александр Александрович Сазонов

Председатель областной Думы

Александр Валерьевич Никитин

 

Тамбовская область лежит в южной части Восточно-Европейской равнины, в центральной части Окско-Донской равнины. Область занимает центральную часть Окско-Донской (Тамбовской) равнины (высота до 219 м). Рельеф пологоволнистый, расчленённый балками и оврагами. Месторождение «Центральное» — 887 млн м³ ильменитрутилциркониевых песков с 4 % содержанием металлов и, возможно, промышленным содержанием золота около села Никольское Рассказовского района [25].

Фосфориты, строительные материалы, минеральные краски, торф. Наиболее известные месторождения песка — Тамбовское, Полковское. По территории области протекает около 1400 рек, речек и ручьёв. Наиболее значительные реки Цна (бассейн Волги), Ворона, Битюг, Воронеж и Савала (бассейн Дона). Водные ресурсы включают также порядка 900 прудов и водохранилищ с общим объёмом воды 534,5 млн м³.

Тамбовская область расположена в зоне лесостепи. Почвы чернозёмы типичные мощные, на юге — выщелоченные, на севере — серые лесные почвы. По долинам и балкам — лугово-чернозёмные и торфяно-болотные. Леса (основные породы сосна, дуб, клён, липа, ясень, берёза, осина) занимают около 10 % территории. 13 июня 1934 года Центрально-Чернозёмная область была разделена на Курскую и Воронежскую области. 27 сентября 1937 года из состава Воронежской и Куйбышевской областей постановлением ЦИК СССР выделена самостоятельная Тамбовская область. При образовании области в её состав были включены: из Воронежской области — города Тамбов, Мичуринск, Алгасовский, Бондарский, Гавриловский, Глазковский, Дегтянский, Земетчинский, Избердеевский, Инжавинский, Кирсановский, Красивский, Лысогорский, Мичуринский, Моршанский, Никифоровский, Пичаевский, Платоновский, Покрово-Марфинский, Ракшинский, Рассказовский, Рудовский, Сампурский, Соседский, Тамбовский, Умётский, Хоботовский, Юрловский районы, из Куйбышевской области — город Пенза, Башмаковский, Бедно-Демьяновский, Бессоновский, Больше-Вьясский, Голицинский, Головинщинский, Городищенский, Иссинский, Каменский, Керенский, Кондольский, Лунинский, Мокшанский, Наровчатский, Нижне-Ломовский, Пачелмский, Поимский, Рамзаевский, Свищевский, Телегинский, Чембарский, Шемышейский районы.

4 февраля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР город Пенза, Башмаковский, Бедно-Демьяновский, Бессоновский, Больше-Вьясский. Голицынский, Головинщинский, Городищенский, Земетчинский, Иссинский, Каменский, Керенский, Кондольский, Лунинский, Мокшанский, Наровчатский, Нижне-Ломовский, Пачелмский, Поимский, Свищевский, Соседский, Телегинский, Терновский, Чембарский и Шемышейский районы перечислены в состав вновь образуемой Пензенской области. Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 1 075 748 чел. (2013 год). Плотность населения — 31,22 чел./км2 (2013). Городское население — 59,07 % (2013). Всё и городское население (его доля) по данным всесоюзных и всероссийских переписей:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/timeline/6c4c81f474d5ccd7a8b5051d4e1e1fb8.png

Рисунок 1.1. Динамика населения ( в т. ч. городского) Тамбовской области

Рассмотрим городские округа в таблице 1.2.

  Таблица 1.2.Городские округа

Городской округ

Население, чел

г. Кирсанов

17 224

г. Котовск

31 850

г. Мичуринск

98 758

г. Моршанск

41 556

г. Рассказово

45 484

г. Тамбов

280 161

г. Уварово

26 830

 

В Тамбовской области 307 муниципальных образований, из них:

7 городских округов,

23 муниципальных района,

13 городских поселений,

264 сельских поселений [25].  

Рассмотрим муниципальные районы в таблице 1.3 и рисунке 1.2.

Таблица 1.3. Муниципальные районы

Флаг

Муниципальный район

Административный
центр

Площадь,
км²

Население
(2012), чел.

1

Flag of Bondarsky rayon (Tambov oblast).png

Бондарский район

с. Бондари

1 270

13 191

2

 

Гавриловский район

с. Гавриловка 2-я

1 050

12 032

3

Flag of Zherdevsky rayon (Tambov oblast).png

Жердевский район

г. Жердевка

1 398

30 331

4

Flag of Znamensky rayon (Tambov oblast).png

Знаменский район

пгт Знаменка

1 060

18 405

5

 

Инжавинский район

пгт Инжавино

1 820

23 184

6

Flag of Kirsanovsky rayon (Tambov oblast).png

Кирсановский район

г. Кирсанов

1 280

21 756

7

Flag of Michurinsky rayon (Tambov oblast).png

Мичуринский район

г. Мичуринск

1 655

34 245

8

 

Мордовский район

пгт Мордово

1 450

19 375

9

 

Моршанский район

г. Моршанск

2 881

34 088

10

Flag of Muchkapsky rayon (Tambov oblast).png

Мучкапский район

пгт Мучкапский

1 180

15 177

11

Flag of Nikiforovsky rayon (Tambov oblast).png

Никифоровский район

пгт Дмитриевка

1 191

20 066

12

Flag of Pervomaisky rayon (Tambov oblast).png

Первомайский район

пгт Первомайский

970

29 277

13

Flag of Petrovsky rayon (Tambov oblast).png

Петровский район

с. Петровское

1 740

19 074

14

 

Пичаевский район

с. Пичаево

1 270

14 027

15

Flag of Rasskazovsky rayon (Tambov oblast).png

Рассказовский район

г. Рассказово

1 802

22 991

16

Flag of Rzhaksinsky rayon (Tambov oblast).png

Ржаксинский район

пгт Ржакса

1 370

18 565

17

 

Сампурский район

пос. Сатинка

990

14 204

18

 

Сосновский район

пгт Сосновка

2 390

31 641

19

Flag of Staroyurevsky rayon (Tambov oblast).png

Староюрьевский район

с. Староюрьево

1 040

14 553

20

 

Тамбовский район

г. Тамбов

2 630

102 786

21

Flag of Tokaryovsky rayon (Tambov oblast).png

Токарёвский район

пгт Токарёвка

1 450

17 898

22

 

Уваровский район

г. Уварово

1 150

11 221

23

 

Умётский район

пгт Умёт

1 140

12 044

 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dd/Tambov-oblast-numbered.png/400px-Tambov-oblast-numbered.png

 

Рисунок 1.2. Административное деление Тамбовской области

 

 

1.2 Управление областью

 

Повышение эффективности использования органами местного самоуправления бюджетных средств в сферах Здравоохранение, Общее образование, ЖКХ, Организация муниципального управления рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего параметра оценки эффективности их деятельности, показателя степени вовлечённости региона в осуществление стратегических реформ  социально-экономических жизни страны.

В  2012  г.  общий  объём  неэффективных  расходов  органов  местного  самоуправления  области  по  сравнению  с предыдущим  годом  вырос    незначительно  -  всего  на  41,8  млн.  руб.  и  составил  1 270,4  млн.руб.(в    2011  г.  -  1 228,6 млн.руб.). 

Анализ  неэффективных  расходов  ОМС  2012  года    показывает,  что  администрацией  области  и  ОМС (Органов местного самоуправления)  ведётся

целенаправленная работа по сокращению неэффективных расходов во всех четырёх  оцениваемых по данному параметру сферах  деятельности.  Об  этом  свидетельствует    как  фактическое  прекращение  роста  абсолютных  объёмов

неэффективных расходов в 2012 г. (для сравнения, в 2011 г. общий объём неэффективных расходов ОМС относительно  2011  г.вырос  более  чем  в  2  раза  –  с  608,6  млн.руб.      до  1    228,6  млн.руб.),  так  и,    в  первую  очередь,  -  заметное  сокращение доли неэффективных расходов в общем объёме расходов бюджетов ОМС в установленных сферах [27].

В  течение  4-х  лет  применения  утверждённых  Правительством  РФ  методик  расчёта  неэффективных  расходов, работа  ОМС  характеризуется  отсутствием    неэффективных  расходов  в  сфере  ЖКХ.  Как  и  в  2010  г.,  в  отчётном  2012 году, ОМС не имеют неэффективных расходов и в сфере Организация муниципального управления. Однако, в названной сфере  имеются  серьёзные  проблемы.  По  показателю  численности  муниципальных  служащих  на  10  тыс.  населения область  имеет  более  высокий  уровень,  чем  среднероссийский  и  окружной.  Средством  оптимизации  численности муниципальных  служащих  служит  работа  по  снижению  расходов  бюджета  муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчёте на одного жителя [27].

В таблице 1.4  представлен  консолидированный  бюджет Тамбовской области (таблица 1.4).

Губернатор области Бетин Олег Иванович. Впервые назначен на этот пост в 1995 году, но в декабре проиграл коммунисту Александру Рябову. В декабре 1999 года во втором туре выиграл губернаторские выборы, на следующих выборах в декабре 2003 года подтвердил свои полномочия.

 

Таблица 1.4. Консолидированный  бюджет Тамбовской области  (по данным финансового управления области; миллионов рублей, 1992-1997 г.г. – млрд. рублей)

Годы

Доходы

Расходы

Дефицит (-),профицит (+)

1993

19,2

17,4

1,8

1994

224,8

220,3

4,5

1995

804,6

787,2

17,4

1996

1595,7

1609,4

-13,7

1997

2277,3

2289,4

-12,1

1998

2620,3

2738,8

-118,5

1999

2359,3

2243,1

+116,2

2000

2867,3

2996,2

-128,9

2001

4308,8

4203,4

+105,4

2002

6569,8

6524,8

+45,0

2003

9972,3

10263,3

-290,9

2004

11889,6

11812,1

+77,4

2005

13853,2

14225,8

-372,6

2006

17316,0

17228,0

+86,9 1)

2007

17291,1

17002,7

+288,4

2008

22696,8

23350,7

-653,9

2009

26768,0

27914,6

-1146,6

2010

32393,0

31862,8

+530,2

2011

33781,1

34818,3

-1037,3

2012

40637,5

40365,7

271,8

 

18 декабря 2005 состоялись выборы в областную думу. 25 мест распределялись по партийным спискам и ещё 25 — по одномандатным округам.

Единая Россия получила 40,52 % голосов по партийным спискам и 15 из 25 мест по одномандатным округам (всего — 28-29 из 50 мест).

 

 

 

 

 

 

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

 

2.1 Экономический потенциал Тамбовской области

 

В области имеются  следующие отрасли промышленности:

ашиностроение (производство химического оборудования, комплектующие детали и запасные части к автомобилям и тракторам, оборудование для текстильной промышленности, приборостроение, бытовые холодильники, кузнечно-прессовые машины),

-химическая,

-лёгкая,

-пищевая (сахарная, мясная, мукомольно-крупяная, маслобойная, консервная).

Таблица 1.5. Объем и динамика валового регионального продукта

  

ВРП (валовая добавленная стоимость в текущих основных ценах), млн. руб. -  всего

Индекс физического объема ВРП (валовой добавленной стоимости в основных ценах), в процентах к предыдущему году, в постоянных ценах 

ВРП на душу населения, рублей)

1999

9871,3

99,1

7866,9

2000

16750,9

109,2

13514,2

2001

23387,3

112,1

19133,8

2002

31086,6

109,6

25830,2

2003

38897,8

103,1

32858,4

2004

46877,7

108,1

40133.5

2005

56775,0

104,9

49098.8

2006

63614,8

104,5

55573.9

2007

79766,2

107,2

70416.2

2008

106039,6

110,5

94532.5

2009

120836,0

105,8

108653.3

2010

136323,9

99,6

123512.0

2011

143902,4

97,0

131456,7

2012

182305,1

112,8

167849,5

 

Производство в 2012 году:

мяса — 4100 тонн;

сахар — 564т.,6 тонн;

электроэнергия — 1400 квт;

чёрные металлы — 116 тонн;

вывозка древесины — 116 тыс. м³;

пиломатериалов — 67 тыс. м³ [26].

В агропромышленном комплексе Тамбовской области производится более 20 % валового регионального продукта. В селе проживает более 42 % населения области. Основное богатство региона — черноземные почвы. Земельный фонд области включает более 3,4 млн га, в его структуре преобладают сельскохозяйственные угодья (78,9 %), из которых на долю черноземов приходится 87 %.

Учитывая это, развитие агропромышленного комплекса признано приоритетным направлением развития региона. В растениеводстве основные усилия аграриев направлены на увеличение производства продукции, повышение ее качества за счет внедрения высокопродуктивных сортов и более широкого применения современных ресурсосберегающих технологий.

Из федерального и областного бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидируются затраты на приобретение минеральных удобрений, элитных семян, страхование посевов, проведение работ по раскорчевке погибших многолетних насаждений и закладке новых. Всего на данные цели в 2012 году направлено более 412,2 млн рублей.

Одним из приоритетных направлений является развитие молочного животноводства в малых формах хозяйствования. В области создается принципиально новая база молочного скотоводства с использованием перспективных экономически обоснованных проектов, в которых будут реализованы современные технологические решения по заготовке кормов, кормлению, содержанию, доению коров, выхода на продуктивность европейского уровня.

В Тамбовской области особое внимание уделяется стимулированию развития малых форм хозяйствования. В области насчитывается 270,0 тысяч личных подсобных хозяйств граждан, 2512 крестьянских (фермерских) хозяйств. В связи с этим ставится задача не только повышения объема производства в данной категории хозяйств, но и социальные задачи — снижение уровня безработицы, а также обеспечение самозанятости сельских жителей. Следует отметить, что малые формы хозяйствования производят более половины сельскохозяйственной продукции области, ввиду чего они пользуются значительной государственной поддержкой [26].

Возделывают зерновые культуры, сахарную свёклу, подсолнечник, кормовые культуры, картофель. Развито садоводство. На базе переработки зерна и картофеля производят спирт, крахмал и патоку. Животноводство области специализируется на разведении крупного рогатого скота молочно-мясного направления, свиней, овец и птицы. Агропромышленный сектор по итогам 2012 года стал локомотивом экономического развития Тамбовской области, прирост производства по госпрограмме АПК составил 17,5%. Рассмотрим  финансовый результат области в таблице 1.6.

 

Таблица 1.6. Динамика  финансового   результата   деятельности (в фактически действующих ценах, по данным бухгалтерской отчетности;  миллионов рублей, 1995 – 1997 г.г. – млрд. рублей) 

Годы

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)  

Удельный вес убыточных организаций, %

Сумма убытка убыточных организаций

1996

413,1

48,5

361,3

1997

-564,1

66,5

1117,0

1998

-608,8

65,4

1202,7

1999

-738,1

66,3

1456,2

2000

953,1

53,5

846,2

2001

1426,5

53,8

826,7

2002

860,5

51,5

1380,1

2003

-648,8

61,6

2507,1

2004

-451,6

52,7

2151,4

2005

703,2

45,2

1935,4

2006

302,5

46,7

2020,4

2007

1994,9

40,3

1761,8

2008

4256,0

22,7

1028,5

2009

2872,1

29,5

1717,6

2010

2849,2

27,3

2599,5

2011

3053,9

30,5

2221,3

2012

2866,2

28,4

2812,7

Жилищно-коммунальное хозяйство области на сегодняшний день насчитывает 265 организаций коммунального комплекса, предоставляющих услуги тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения. В них работает около 17 тысяч человек. 230 организаций коммунального комплекса являются частными, что составляет 86,8 % от общего количества. На территории области работают крупные системные операторы. В их числе ОАО «Тамбовские коммунальные системы», «Тамбовская сетевая компания», «Тамбовская областная сбытовая компания» и «Тамбовская энергосбытовая компания», филиал ОАО «Квадра» — «Восточная региональная генерация», ООО «Тамбовтеплоэнергоресурс». Из общего объема услуг в 2011 году ими реализовано 57,2 % воды, около 80 % тепловой энергии. Общая площадь жилищного фонда области, по состоянию на 1 января 2012 года, составляет 26260,9 тысяч квадратных метров, в том числе 12306,2 тысяч квадратных метров — площадь многоквартирных домов [28].

Образование представлено следующими единицами:

1.Тамбовский Государственный Университет им. Г. Р. Державина.

2. Тамбовский государственный технический университет.

По состоянию на 1 января 2013 года в области функционируют 73 областных государственных лечебно-профилактических учреждения общей мощностью 25559 посещений в смену и общим коечным фондом — 9025 круглосуточных коек.

 

2.2 Проблемы развития  Тамбовской области

 

Проблема обеспеченности населения Тамбовской области жильем продолжает оставаться актуальной для десятков тысяч семей, особенно для молодых. Собственное жилье – это залог уверенности в завтрашнем дне и место, где будут расти дети. От доступности и комфортности жилья напрямую зависит решение демографических проблем Тамбовской области.

Одной из главных возможностей купить жилье является ипотечное кредитование. Однако в Тамбовской области ситуация с ипотекой очень сложная. На последнем отчете перед депутатами областной Думы губернатор Олег Бетин в частотности заявил: «…Количество выданных ипотечных кредитов за год увеличилось более чем в полтора раза и превысило 4 миллиарда рублей…» [28].

Безусловно, рост в полтора раза радует глаз и хорошо ложится в канву отчета выдержанного в стиле «головокружения от успехов». Более подробно о рынке ипотечного кредитования рассмотрено на рисунке 1.3.

Тамбовская область – аутсайдер рынка ипотечного кредитования

Рисунок 1.3. Ипотечное кредитование в Тамбовской области

 

Если сравнить объем рынка ипотечного кредитования Тамбовской области и соседних областей, то получится, что от успехов тамбовской ипотеки не останется и следа. По объему рынка ипотечного кредитования среди регионов России Тамбовская область занимает только 61 место.

По официальным данным Центробанка России, на 1 января 2013 года со значительным отрывом лидируют Саратовская и Воронежская области – в каждом из регионов в 2012 году было выдано более 11 миллиардов рублей ипотечных кредитов. Остальные регионы заметно отстают, так в Рязанской и Белгородской областях выдано около 7 миллиардов рублей, в Пензенской, Липецкой, Курской областях выдано от 5 до 6,3 миллиардов рублей. Группа отстающих регионов представлена Тамбовской областью – всего 4,3 миллиардов рублей и Орловщиной – 3,5 миллиарда рублей [28].

Таким образом, в Тамбовской области в 2012 году выдано в 3 раза меньше ипотечных кредитов, чем в Воронежской области и в 1,7 раза меньше, чем в Белгородской области. Среди анализируемых регионов ипотечное кредитование развивается хуже только в Орловской области. По такому важному показателю, как размер процентной ставки по ипотечным кредитам Тамбовская область держит сомнительную пальму первенства. В нашем регионе одни из самых дорогих кредитов в ЦФО.

 

 

 

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Успехи Тамбовской области за прошлый год во многих сферах оказались беспрецедентны не только для субъекта, но и для страны в целом. Произошло это во многом благодаря выполнению принятых ранее программ социально-экономического развития области.

Глава региона Олег Бетин выступил 26 апреля 2013 года с очередным, уже двенадцатым по счету отчетом перед региональным парламентом. "Несмотря на быстро меняющиеся внешние факторы, регион устойчиво развивался и по многим направлениям занимал лидирующие позиции, - сказал он, - так, прирост промышленного производства составил 12,5%. Валовой региональный продукт, по оценкам, увеличился на 11,2 %, что более чем втрое больше аналогичных общероссийских показателей", - заявил в ходе отчета губернатор. [27]

Тамбовская область продолжает отстаивать звание ведущего агропромышленного региона. Объемы производства в сельском хозяйстве Тамбовщины удалось увеличить на 7,9% тогда как по всей России они за прошлый год снизились на 4,9%. Одного только мяса область произвела на 189% больше.

И сейчас взят прицел на то, чтобы Тамбовская область могла стать крупнейшим производителем мясной продукции в России. Ничего нереального в этом нет, так как по итогам ежегодного Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, проводимым рейтинговым агентством "Эксперт РА", Тамбовская область заняла 6-е место по "Минимальному риску инвестирования" среди регионов России.

Кроме АПК, в области вырос на 13,5% строительный комплекс: одной только ипотеки за прошлый год жители взяли более чем на 4 млрд рублей. В эксплуатацию было введено 0,6 кв. м жилья на душу населения. Здесь область также вплотную приблизилась к лидеру - Белгородской области. Там этот показатель составляет 0,8 кв. м. [27]

Объем капитальных вложений в экономику области достиг рекордной цифры в 82,5 миллиардов рублей. Средняя зарплата по области с учетом инфляции выросла на 12,5% и составила 16 900 рублей.

Всего этого удалось добиться благодаря тому, что в области создается благоприятный инвестиционный климат, способствующий активному привлечению инвестиций. Объем капитальных вложений в экономику превысил 82,5 млрд рублей. Для сравнения, эта цифра в 1999 году составляла несоизмеримую величину - менее 2 млрд руб.

Но экономическими не исчерпываются направления развития региона. Выполняются социальные программы: идет обеспечение жильем детей-сирот, молодых семей (осуществляется программа "Молодежи - доступное жилье") и ветеранов, успешно пропагандируется здоровый образ жизни с параллельным развитием спортивных центров и центров здоровья. Все это также принесло свои результаты [27].

"Приоритеты экономической политики, проводимой в области, инвестиции в человеческий капитал стали по истечении времени оказывать воздействие на демографическое положение", - подчеркнул Олег Бетин. Так продолжительность жизни в области, например, уже достигла 70,7 года, а количество новорожденных в 2012 году - 10 394, что на 324 больше, чем в прошлом.

"Я слышал все 12 отчетов губернатора и данный, в отличие от других, весь подан через экономику. Развивать область можно только опираясь на экономический потенциал, - прокомментировал отчет губернатора представитель заксобрания, ректор Тамбовского госуниверситета Владислав Юрьев. - И в области такой экономический потенциал создается" [27].

Положительно отозвался об отчете и присутствовавший на мероприятии член Совета Федерации Евгений Тарло: "Высокая рождаемость, растет продолжительность жизни, бизнес развивается. Все это означает, что область живет и находится на верном пути".

По словам губернатора, главным двигателем экономического развития региона в минувшем году стала сфера АПК: "В сельском хозяйстве объемы производства в прошлом году увеличились на 7,9%, в то время как в целом по России произошло снижение на 4,7%. Как никогда, почти на четверть, выросли объемы выпуска продукции перерабатывающей промышленности. А в целом прирост производства по госпрограмме АПК составил 17,5%", — говорится в сообщении губернатора.

Столь значительный рост глава региона объяснил тем, что в минувшем году регион стал получать отдачу от ранее построенных животноводческих и птицеводческих комплексов. Производство мяса в целом только за один год увеличилось почти вдвое — на 189%. Хотя 2012 год оказался не самым удачным для растениеводства, агропромышленный комплекс области работал устойчиво за счет роста инвестиций в животноводство и переработку. В целом продукции сельского хозяйства и продовольствия произведено на 112 миллиардов рублей, что на 17 миллиардов рублей больше, чем в 2011 году [27].

В 2013 году в регионе продолжится реализация более 80 инвестиционных проектов в АПК. Планируется ввести в эксплуатацию элеватор и комбикормовый завод, свинокомплексы производственной мощностью более 100 тысяч тонн мяса в год в Жердевском, Сампурском и Знаменском районах. Начато строительство забойного производства в Тамбовском районе на 1,5 миллиона свиней в год, а также первой очереди комплекса по производству индюшатины мощностью 33 тысячи тонн мяса в год в Первомайском районе. Планируется начать возведение крупного завода по глубокой переработке зерна в Никифоровском районе, а также ряда других объектов. Их общая стоимость превысит 40 миллиардов рублей.

В Тамбовской области в январе-феврале 2013 года показатель производства скота и птицы на убой в живом весе вырос более чем в 1,5 раза в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, до 27,7 тыс. тонн, сообщает Тамбовстат.

В частности, производство КРС выросло более чем на треть, до 500 тонн, птицы – на 40%, до 18 тыс. тонн. Наибольшую динамику роста продемонстрировало производство свиней – оно выросло более чем в два раза, до 9,24 тыс. тонн.

Отметим, что таких результатов региону удалось достичь за счет ввода в эксплуатацию птицефабрики в Инжавинском районе и запуска части свинокомплексов «Тамбовского бекона». В будущем ожидается также значительный рост производственных показателей в связи с увеличением мощности Инжавинской птицефабрики, запуском оставшихся свинокомплексов подконтрольной «Русагро» структурой и завершением строительства предприятия по выращиванию индейки (реализует Группа «Черкизово»). К тому же в настоящее время в области реализуется проект по реконструкции Иловайской птицефабрики с яичного производства на производство мяса бройлеров. Общий объем инвестиций в реализацию проекта анонсируется на уровне 3,5 млрд рублей. Планируется, что к окончанию реконструкции мощность предприятия составит 50 тыс. тонн мяса птицы в год [27].

По итогам первого квартала этого года значительно увеличились объемы реализации подсолнечника, картофеля, овощей. Однако наибольшую динамику продемонстрировал объем реализации скота и птицы - 42,1 тыс. тонн (рост почти в 1,5 раза), сообщает Тамбовстат.

  Больше других отгружено скота и птицы хозяйствами Инжавинского (25,5 тыс. тонн), Бондарского (5,1 тыс. тонн), Жердевского (4,1 тыс. тонн) районов, что связано с запуском там крупных птицеводческих и животноводческих комплексов.

Также в регионе увеличивается поголовье скота. По состоянию на 1 апреля уже имеется поголовье 2,8 тыс. голов мясного скота. Лидерами по наращиванию мясного поголовья являются Тамбовский (740 голов), Сампурский (590 голов) Уваровский (310 голов). Завезена первая партия поголовья в Пичаевском районе. Подобная работа ведется еще в десяти районах области. До конца года сельхотоваропроизводителями области планируется закупить около 1 тыс. голов скота.

Объем реализации подсолнечника в первом квартале вырос на 66,2 тыс. тонн - на 16,7% больше уровня прошлого года. Зерна в январе-марте реализовано 130,6 тыс. тонн, сахарной свеклы - 135,4 тыс. тонн [27].

«…К 2015 году за счет новых производств в области АПК объем валовой продукции в России, по указу президента, должен увеличиться на 25%. При этом отечественная экологически чистая продукция должна, в первую очередь, удовлетворять потребности местного населения, и уже излишки будут пускаться на экспорт. Уверен, что тамбовские аграрии с поставленными задачами справятся», - отметил глава администрации Тамбовской области Олег Бетин.

Напомним, что сейчас на территории Тамбовской области реализуется 60 агропромышленных инвестиционных проектов по возведению и реконструкции животноводческих комплексов, элеваторных мощностей и сахарных заводов, строительству тепличных комплексов.

По словам губернатора, рост промпроизводства в 2012 году составил 12,5% - выше планируемых администрацией показателей. ВРП, по оценкам, увеличился на 11,2%, что более чем в три раза превышает аналогичные общероссийские показатели [27].

Положительно глава региона отметил и работу основных предприятий области: их совокупная прибыль увеличилась за год на треть, до 8 млрд рублей. Такие результаты положительно повлияли не только на рост экономики в целом, но и на состояние региональных финансов: доходная часть консолидированного бюджета увеличилась на 4,1 млрд рублей и превысила 42,6 млрд рублей.

В рамках своего отчета Олег Бетин отметил, что «.. в прошлом году велась активная работа по привлечению в регион новых инвесторов и улучшению инвестпривлекательности области в целом. Он напомнил, что по итогам ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов Тамбовская область в 2012 году вошла в тройку регионов-лидеров в номинации «Высокая эффективность государственного управления».

Кроме того, в прошлом году Тамбовская область активно участвовала в 55 федеральных программах, за счет чего было привлечено 15 млрд рублей, в том числе и на поддержку ключевых инвестпроектов. В прошлом году Тамбовская область на цели развития по программам вложила около 18 млрд рублей своих средств. В целом объем капитальных вложений в экономику в 2012 году превысил 82,5 млрд рублей [27].

Глава администрации пообещал, что работа по привлечению инвестиций в регион будет продолжена и в 2013 году. В частности, в рамках бюджетного процесса будет разработана и реализована 21 новая госпрограмма, которые станут основными ориентирами в достижении целевых параметров.

«Для оценки эффективности реализации этих программ должна быть введена обновленная система показателей и созданы условия для общественного контроля. Необходимо также дополнительно отмобилизовать в областной инвестиционный фонд как минимум 2 млрд рублей собственных доходов. И кроме того провести оптимизацию кадастровой стоимости земель поселений области», - заключил Олег Бетин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог  курсовой работе можно сделать следующие выводы и предложения.

Тамбовская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр: город Тамбов. Образована: 27 сентября 1937 года. Административный центр: город Тамбов. Образована 27 сентября 1937 года. Граничит с Рязанской, Пензенской, Саратовской, Воронежской и Липецкой областями. Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 1 075 748 чел. (2013 год). Плотность населения — 31,22 чел./км2 (2013). Городское население — 59,07 % (2013). Прирост промышленного производства составил 12,5%. Валовой региональный продукт, по оценкам, увеличился на 11,2 %, что более чем втрое больше аналогичных общероссийских показателей В области имеются  следующие отрасли промышленности: машиностроение (производство химического оборудования, комплектующие детали и запасные части к автомобилям и тракторам, оборудование для текстильной промышленности, приборостроение, бытовые холодильники, кузнечно-прессовые машины), химическая, лёгкая,  пищевая (сахарная, мясная, мукомольно-крупяная, маслобойная, консервная).

В агропромышленном комплексе Тамбовской области производится более 20 % валового регионального продукта. В селе проживает более 42 % населения области. Основное богатство региона — черноземные почвы. Земельный фонд области включает более 3,4 млн га, в его структуре преобладают сельскохозяйственные угодья (78,9 %), из которых на долю черноземов приходится 87 %. За минувший год зарплата тамбовчан выросла на 18,4% и составила в среднем 17 162 рубля.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бабичев, И. Разграничение собственности, регулирование земельных отношений и иные проблемы / И. Бабичев / Муниципальная власть. – 2009. – № 5. – С. 12-14.
  2. Григорьев, В.В. Управление муниципальной недвижимостью /
    В.В. Григорьев, А.В. Острина, А.В. Руднев
    . – Москва: Дело, 2010. – 704 с.
  3. Екшембиев, Р.С. Персональные финансы в финансовой системе государства / Р.С. Екшембиев. – Москва: Эксмо, 2007. – 302 с.
  4. Жариков, В.В. Региональная экономика: учеб. пособие /
    В.В. Жариков. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. – 96 с.
  5. Кадомцева, С.В. Государственные финансы / С.В. Кадомцева. – Москва: Инфра-М, 2010. – 352 с.
  6. Кухтин, П.В., Левов, А.А., Мирзалиев М.Н., Ряховская А.Н., Широков А.Н.,  Юркова С.Н. Управление муниципальным хозяйством и местными финансами. Учебно-методическое пособие/ Кухтин П.В. –Москва: Инфра-М, 2004. – 318 с.
  7. Лаптев С.П. Основы теории государственных финансов/ Лаптев С.П. Москва: Юнити, 2010. – 240 с.
  8. Леви А. Эффективное управление муниципальной собственностью. // Муниципальная власть. – 2008. – № 5.  – С. 4-6.
  9. Леви А. Муниципальная собственность: проблемы формирования. // Муниципальная власть. – 2010. – № 1. – С. 8-9.
  10. Морозова Т.Г., Поляк Г.Б., Победина М.П. Региональная экономика. / Морозова Т.Г., Поляк Г.Б., Победина М.П. –Москва:Эксмо, 2004 г- с.158;
  11. Муниципальные предприятия в системе муниципальной собственности. / Под ред. Маркварта Э.-Санкт-Петербург: Питер, 2010 г., c.288;
  12. Поляк Г.Б.Государственные и муниципальные финансы: учеб. Пособие для вузов /Поляк Г.Б.-Москва: Юнити-Дана, 2006 г.-с.368;
  13. Региональная экономика / под ред. В.И. Видяпина-Москва: Инфра-М, 2007г. –с.665;
  14. Родионова И.А. Региональная экономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей. / Родионова И.А. – Москва: Экзамен, 2004г. –с.215;
  15. Система муниципального управления / Под общ. Ред. В.Б.Зотова Учебник.-Москва: Юристъ, 2004 г. –с. 148;
  16. Система муниципального управления / Под ред. В.Б.Зотова. Учебник для вузов- Москва: ООО «Новое знание»- Москва: 2006 г., с. 255;
  17. Устина Н. Функциональное содержание и структура управления муниципальной собственностью. // Муниципальная власть. 2005. № 5, с.4;
  18. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление / Фетисов Г.Г.-Москва: ООО «Новое знание», 2006г.-с. 416;
  19. Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление /Фетисов Г. Г.-Москва: Инфра-М, 2007 г. –с.416;
  20. Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление/ Фетисов Г. Г.-Москва: РИОР, 2010 г.-с. 160;
  21. Широков А.Н., Юркова С.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: основные понятия, термины и положения федерального законодательства. Справочное пособие / Широков А.Н.-Москва: 2004 г. –с.425;
  22. Широков А.Н., Юркова С.Н. Местное самоуправление в современной России: концептуальные основы, законодательное регулирование и практическая реализация/ Широков А.Н.-Москва: Высшая школа, 2009 г. –с. 238;
  23. Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление. Учебник/ Широков А.Н.-Москва: Академия, 2010 г. –с.328;
  24. Юркова С.Н., Широков А.Н. Основы управления муниципальной собственностью. Учебно-методическое пособие./ Юркова С.Н.- Москва: Инфра-М, 2002 г., с.140;
  25.  ru.wikipedia.org/wiki/Тамбовская_область [Электронный ресурс], Дата доступа: 4.05.2013.
  26. tmb.gks.ru/ Тамбовстат: Главная-Официальный  сайт Тамбова [Электронный ресурс], Дата доступа: 4.05.2013.
  27. www.msktambov.ru › Новости Официальный  сайт Тамбова [Электронный ресурс], Дата доступа: 4.05.2013.
  28.  www.tambov.gov.ru/  Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области [Электронный ресурс], Дата доступа: 4.05.2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Федеральные структуры органов власти

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области

Управление Федеральной миграционной службы по Тамбовской области

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области

Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области

Управление Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области

Управление Федеральной почтовой связи Тамбовской области

Управление Федерального казначейства по Тамбовской области

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области

Управление внутренних дел по Тамбовской области (УВД Тамбовской области)

Управление ГИБДД УВД по Тамбовской области

Главное управление МЧС России по Тамбовской области

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области

Избирательная комиссия Тамбовской области

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области

Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ

Прокуратура Тамбовской области

Управление Судебного департамента в Тамбовской области

Тамбовский областной суд

Арбитражный суд Тамбовской области

 

 

Имя файла: kursovaya_rabota_-tambovkaya_oblast.docx

Размер файла: 392.87 Kb

Если закачивание файла не начнется через 10 сек, кликните по этой ссылке