Курсовая работа: Россия в ВТО

Ниже приведен текст курсовой работы. Закачка работы в формате doc начнется автоматически через 10 секунд.

1

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

4

1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ………………………………………………..

7

 

1.1 Геополитическое положение России………………………………

7

 

1.2 Исторические аспекты вступления России в ВТО…………………

12

2

ВЛИЯНИЕ  ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО НА  ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ……………………………………………..

16

 

2.1 Особенности вступления России в ВТО…………………………..

16

 

2.2 Нормативно-правовая база деятельности ВТО ………………….

20

 

2.3 Преимущества и недостатки вступления России в ВТО…………

23

3

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ………………..

29

 

3.1 Преимущества от вступления в ВТО……………………………..

29

 

3.2 Пути улучшения инвестиционного климата России…………….

31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

41

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...

44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Недавно завершился переговорный процесс о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), которая на сегодняшний день является наиболее влиятельной структурой, регулирующей мировую торговоэкономическую политику и связанные с ней аспекты других форм международных отношений.

Напомним, 21 июля президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон “О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.” Этим протоколом оформляется членство РФ в ВТО. Данный ратификационный закон был принят Государственной Думой 10 июля 2012 года и одобрен Советом Федерации 18 июля.

23 июля российское правительство уведомило секретариат ВТО о завершении Россией всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в ВТО. В соответствии с правилами организации вступление РФ в ВТО состоялось 22 августа, на тридцатый день после передачи указанного уведомления.

Таким образом, протокол о присоединении РФ к ВТО в среду вступил в силу, и Россия стала 156-м членом ВТО. Добавим, что переговоры по вступлению России в эту организацию велись почти 18 лет.

Вступление РФ в ВТО в целом было поддержано российским экономическим сообществом, хотя у этой идеи достаточно и противников. В Минэкономразвития РФ подчеркнули, что вступление России в эту организацию – это, прежде всего, стабильность условий работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность участия страны в формировании правил международного экономического сотрудничества.

Президент Владимир Путин не раз выражал уверенность, что членство России в ВТО в стратегическом плане даст мощный импульс для динамичного, инновационного развития российской экономики, отмечают интернет-СМИ. Вместе с тем, по его мнению, надо понимать, что вступление России в ВТО – это новая реальность, рост конкуренции – серьезный вызов для российской экономики, для целого ряда ее отраслей.

Активизация данного процесса в начале XXI в. стала одним из событий, ознаменовавших начало нового периода в развитии России и явившихся причиной развернувшихся внутриполитических баталий. О необходимости скорейшего вступления России в ВТО неоднократно заявляли представители власти, включая Президента Российской Федерации; о негативных последствиях этого шага много и активно говорили представители бизнес-сообщества.

На сегодняшний день, Россия стала полноправным участником ВТО, оставив позади яркую и напряженную эпоху президентства В.Путина, ставшую в целом определяющей для развития данного процесса. Именно в этот период аббревиатура ВТО прочно укрепилась в средствах массовой информации и стала знакома российской общественности.

Сегодня представляется целесообразным детальный анализ политических аспектов переговорного процесса по вступлению России в ВТО и обозначение потенциальных политико-экономических последствия этого шага. Существующие исследования особенностей полноправного участия России в деятельности ВТО во многом стали отражением напряженных политических споров вокруг процесса вступления, однако пока сконцентрировались в основном на отдельных его составляющих, лишь косвенно затрагивая политическую сторону данного вопроса, что подтверждает актуальность проведенного исследования.

Острая дискуссия вокруг вступления России в ВТО стала основой для большого числа исследований, затрагивающих, прежде всего, экономические и юридические аспекты данного вопроса. Политические же проблемы, сопутствовавшие переговорному процессу, поднимались в литературе очень редко. При этом существующие работы, затрагивавшие аспекты этой проблемы, либо со временем частично теряли свою актуальность, либо затрагивали лишь узкие сферы экспорта и импорта и его составляющих.

Актуальность темы в  повышении роли внешнеэкономической деятельности для российских предприятий в условиях глобализации мировой экономики где важнейшей задачей становится управление  международной торговой политикой.

Вопросы осуществления внешней  торговой деятельности находятся под пристальным вниманием отечественных экономистов, на темы связанные с внешнеэкономической деятельностью постоянно ведутся дискуссии в научных кругах, с целью выявления наиболее эффективной модели  международной торговой деятельности, как на макро, так и на микроуровнях. Таким образом, необходимо отметить, что данная тема курсовой работы является актуальной, и заслуживается детального рассмотрения.

Разработка идей  международной торговой политики и междунаролдного разделения труда нашла отражение в трудах таких западных исследователей, как Р. Акофф, И. Ансофф, Б. Карлофф, У. Кинг, Ф. Котлер, М. Портер, А. Томпсон, Д. Стрикленд и др. В отечественной экономической литературе появились исследования таких авторов, как В. Архипов, О. Виханский, А. Идрисов, М. Круглов, А. Петров, Р. Фатхутдинов и др., труды которых внесли значительный вклад в развитие данного направления.

Цель курсовой работы на основе анализа геополитической ситуации определить основные направления совершенствования деятельности России в рамках ВТО.  Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть геополитическое положение России;

-изучить исторические аспекты вступления России в ВТО;

- рассмотреть особенности вступления России в ВТО;

-определить нормативно-правовую базу деятельности ВТО;

-проанализировать преимущества и недостатки вступления России в ВТО;

-определить возможности  совершенствования   структуры потребления от вступления в ВТО;

-рассмотреть пути улучшения инвестиционного климата России.

Объект исследования менеджмент внешнеэкономических отношений, предмет определение тенденций  внутреннего рынка и перспектив  при вступлении России в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 

1.1 Геополитическое положение России

 

Геополитическое положение страны— это ее место на политической карте мира и ее отношение к различным государствам или группам государств. После распада СССР геополитическое положение Российской Федерации заметно ухудшилось. СССР по суше граничил с 12-ю странами, а после его распада Россия приобрела новые границы — с бывшими союзными республиками, которые в большинстве случаев не оборудованы должным образом, что наносит ущерб ее экономической и государственной безопасности. Сейчас 48 из 89 субъектов федерации являются пограничными, а два из них имеют границы даже с тремя государствами: Псковская обл. — с Эстонией, Латвией и Белоруссией и Республика Алтай — с Казахстаном, Китаем и Монголией.

Геополитическое положение России существенного ухудшилось в результате ликвидации политического блока стран Варшавского договора и экономического союза СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Большая часть бывших социалистических стран-союзников СССР уже вступила в ЕЭС и военный блок НАТО, лидером которого являются США. Вслед за ними в западное сообщество потянулись и некоторые бывшие союзные республики СССР (Эстония, Латвия и Литва). В итоге всех этих геополитических изменений Россия по отношению к Западу практически вернулась к состоянию времен Ивана Грозного (XVI век)  [19].

В результате распада СССР Россия лишилась удобных выходов к морям, хорошо оборудованных портов на Балтике (Рига, Таллин, Клайпеда, Вентспилс) и на Черном море (Одесса, Ильичевск, Николаев, Севастополь) и многих военно-морских баз. Утратив значительные территории ранее единого государства Россия потеряла и часть ресурсного потенциала (месторождения), и огромные основные фонды в виде заводов, военных баз, санаторно-курортных учреждений общесоюзного подчинения, мощностей космодрома Байконур (за них теперь приходится платить Казахстану годовую арендную плату в 115 млн долларов) и т.п. Чтобы компенсировать эти утраты, пришлось во многом заново создавать промышленную инфраструктуру (строительство нового нефтеналивного порта на Балтийском море в Усть-Луге, расширение портовых мощностей в оставшихся в Европейской части страны портах— С.-Петербурге, Мурманске и Новороссийске, строительство обходных железнодорожных веток и ниток трубопроводов и др.

С распадом Советского Союза перед Россией встали новые внешнеполитические задачи. В первую очередь необходимо было наладить дружественные отношения с государствами - бывшими республиками Советского Союза, а также со странами бывшего социалистического лагеря. В конце 1991 г. возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое вошли почти все бывшие республики СССР. Постепенно на основе равноправных экономических контактов стали налаживаться отношения с Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией [19].

Чтобы утвердить себя как равноправное европейское государство, Россия вступила в Совет Европы - политическое объединение большинства европейских стран. Однако тесному сотрудничеству с Европой мешает существование НАТО (военно-политического союза, цель которого - противостоять СССР) и невысокий экономический уровень развития России.

СССР существовал в биополярном мире (США - НАТО, СССР - организация Варшавского договора), но распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты во внешнеэкономической торговле России, среди которых прочное место заняли следующие страны:

1. Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса - Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России - 50%.

2. Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.

3. Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия).

4. Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей) [20].

В геополитическом положении России в 90-е годы ХХ в. произошли следующие изменения:

по периметру России образовались новые суверенные государства, в том числе непосредственно на границе пять государств-членов СНГ и три государства Балтии;

по отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье;

образовались частично "прозрачные" границы с ближним зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках СССР, прибавилось еще 25;

было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы;

блок НАТО расширился на восток, к границам России;

образовался анклав - Калининградская область [20].

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

Японии, которая хочет получить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.

Эстонии - Печорский район (на территории России - Псковская область).

Латвии - Пыталовский район.

Финляндии - на земле Карелии - Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе [20].

Изменение геополитического положения также привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы и т.д.). Поэтому представляется очевидным ухудшение геополитического и экономико-географического положения России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж и железная дорога Прага - Будапешт - Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия вступили в НАТО [2, c.55].

Несмотря на имеющиеся трудности Россия не только поддерживает связи с другими европейскими государствами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций. В прошлом этому часто препятствовали политические и военные конфликты между нашим государством и европейскими державами, а также необъективные представления друг о друге.

Наиболее значимые среди европейских политических и экономических организаций - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Европейский Союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские - Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией.

Для того чтобы вступить в Совет Европы, от нашей страны потребовалось внести изменения в свое законодательство: было необходимо приблизить его к правовым нормам большинства европейских государств. Но законодательство России еще не полностью удовлетворяет этим требованиям.

Россия пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия еще не достигла, с точки зрения европейских партнеров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце ХХ в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнером России [2, c.56].

Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада советского Союза. Постепенно в нее вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме стран Балтии). Россия играет в содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации.

Главные цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу ХХ в. почти все государства содружества находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили политические конфликты. Россия и Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств [2, c.57].

Внутри СНГ происходят процессы интеграции (т.е. объединения). Политический и экономический союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный договор.

Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить свое влияние в государствах - бывших советских республиках. Поэтому России пришлось взять на себя охраны внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн. русского и русскоязычного населения.

Таким образом, с распадом Советского Союза перед Россией встали новые внешнеполитические задачи. На нынешнем этапе Россия нуждается в долговременной внешнеэкономической стратегии, от которой в свою очередь зависит роль страны в мировой экономике. Специфические особенности сложившейся в России ситуации таковы, что переходу к устойчивому развитию должен предшествовать особый период, который охватывает выход из нынешнего кризиса и преодоление ряда негативных явлений и процессов.

В конце XX в. возросло геополитическое значение Азиатско-Тихооке-анского региона. Здесь находятся динамично развивающиеся государства - Япония, Китай, Малайзия. Многие политологи считают, что возможность для России остаться державой мирового значения связана именно с этим регионом.

 

 

1.2 Исторические аспекты вступления России в ВТО

 

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей [2, c.63].

Со второй половины 1980-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.

После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.

Новые геополитические реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном — Новороссийский и Туапсинский.

В качестве одной из главных целей своей деятельности ВТО провозгласила борьбу с протекционизмом: отказ от нетарифных и уменьшение тарифных барьеров. В результате таможенные пошлины стран-участниц снизились с 40-60% в конце 40-х гг. до 3-5% к концу 2000 г. Однако сокращением торговых барьеров деятельность ВТО отнюдь не исчерпывается. С момента ее создания принимаются новые решения по либерализации международной торговли. В настоящее время ВТО представлена уже целой системой соглашений, связанных с международной торговлей товарами и услугами, правами интеллектуальной собственности, инвестиционным сотрудничеством, за соблюдением которых осуществляется регулярный контроль [2, c.65].

На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним — из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы.

Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас — 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.

Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к «допетровским временам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.

Со стороны новых геополитических субъектов — Балтийских стран — наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал российско-украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия — Приднестровье. В начале 90-х гг. на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров.

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики [2, c.67].

Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.

Руководители Азербайджана заявляют о желательности транспортировки нефти в Турцию, а через нее — на Запад, в обход России по так называемому транскавказскому коридору. Эксперты считают, что товарный поток, движущийся из Центральной Азии через Россию, скрепляет Урал, Поволжье, Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую часть России в единое целое. В случае реализации транскавказского коридора проблемы территориальной целостности России могут обостриться.

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси [15].

Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.

Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас — только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО. В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.

Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2—3 места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия [15].

И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом.

Задача, которую Россия сама должна решить, — не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.

Таким образом, после распада СССР и образования  СНГ  сложилась  принципиально  новая внешнеполитическая  ситуация  для  России.  Россия   сократилась   в   своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов,  военных баз, курортов. Она не только лишилась  традиционных  союзников в Восточной и Центральной Европе, но и  получила  вдоль  своих  "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно  в Прибалтике). В настоящее время  произошли качественные сдвиги обусловившие  членство России в ВТО.

 

2 ВЛИЯНИЕ  ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО НА  ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

 

2.1 Особенности вступления России в ВТО

 

Можно сказать,  что существовал ряд проблем по вступлению России в организацию.  Россия подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию в июне 1993 г., а вступила лишь в 2011 г. Это обусловлено  многими  факторами. Одним из них является то, что,  по правилам данной организации,  Россия обязана договориться о своем членстве в этой международной организации со всеми странами-участницами. Именно из-за этого процесс вступления России во Всемирную торговую организацию занял так много времени.

Помимо  названной  проблемы можно  выделить  еще  одну. Суть  ее  заключается в том, что Россия должна была снять ограничения на поставки товаров из-за  рубежа, в каком-то смысле ограничений на конкуренцию со стороны иностранных компаний. Привести это может к тому, что  российские  товары  окажутся неконкурентоспособными  как с очень качественной западной продукцией, так и с очень дешевой китайской.

Говоря о взаимоотношениях России и Всемирной торговой организации,  надо  сказать, что наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. После того как Россия поддержала Киотский протокол, разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать. А вот переговоры с США в свою очередь велись в течение 6 лет [14]. Существовали разногласия, но основные из них касались:

–   финансовых рынков;

–   поставок в РФ сельскохозяйственной продукции;

–   защиты прав интеллектуальной собственности.

В рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое  Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 г. На 2008 г.  Грузия оставалась единственной страной,  препятствующей вступлению России в ВТО, но в августе 2008-го вступление России в ВТО было отложено на неопределенный срок в связи с обострением ситуации на Кавказе. Также одним из осложнений вступления стал мировой кризис, кото-рый заставил задуматься множество стран не о свободной торговле, а о жестком регулировании своей  экономики. В июне 2009 г.  на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России В.В. Путин сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Также он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 г.  Россия будет участ-вовать в рамках  Единого таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Таможенный союз являлся большим препятствием по вступлению, так как в ВТО могут вступать только страны, а не союзы. На следующих этапах переговоров опять возникли конфликты с Грузией по вступлению России в ВТО [14].

В конце января 2011 г.  Паскаль Лами заявлял о том, что у России есть шансы вступить в ВТО в 2011 г. Для этого необходимо было решить проблему с Грузией,  и  существовало два способа:

–   России необходимо было набрать голоса двух третей участников организации для вступления в ВТО;

–   те страны, с которыми у России уже имеются договоренности о вступлении в ВТО, могут оказать давление на Грузию о положительном решении вопроса.

Проблема решилась осенью 2011 г., когда под нажимом Евросоюза и при посредничестве Швейцарии Грузия согласилась пустить Россию в организацию. 18 ноября 2011 г. президент Грузии утвердил соответствующие соглашения,  и последнее препятствие на пути вступления России в ВТО было снято.

16 декабря 2011 г.  председатель правительства России Владимир Путин подписал протокол о присоединении России в ВТО, после чего Министерская конференция в Женеве окончательно одобрила вступление страны в ВТО.

Нельзя не обратить внимания на то, что Россия много лет пыталась вступить во Всемирную торговую организацию. Но ввиду различных причинам и из-за различных конфликтов и недоговоренностей не могла  это сделать. В 2011 г.  Россия стала членом Всемирной торговой организации, на чем взаимоотношения с  ВТО из стадии вступления перешли на новый этап сотрудничества [14].

Одной из важных проблем для России  является  субсидирование ее сельского хозяйства. Согласно правилам Всемирной торговой организации,  субсидирование должно быть отменено, но с учетом тяжелого положения отечественного сельского хозяйства это может привести к нежелательным последствиям. Сельское хозяйство является довольно конкурентоспособной отраслью России, которая играет большую роль в стране.

Многие считают,  что вступление России в ВТО окажет важное влияние на многие аспекты российской экономики. Ряд последствий вступления России в ВТО существует на макроуровне. Вступление России в ВТО  принесет существенные выгоды, которые будут воплощены за счет:

–   увеличения прямых иностранных инвестиций  (ПИИ), производимых многонациональными поставщиками услуг, благодаря принятым обязательствам по либерализации сферы услуг для иностранных инвесторов;

–   повышения производительности благодаря притоку импортных технологий в результате снижения российских тарифов;

–   улучшения режима в отношении российских экспортеров при рассмотрении случаев антидемпинга [14].

Ключевой проблемой вступления является также вопрос доступа иностранных поставщиков на российский рынок телекоммуникационных, финансовых и транспортных услуг. Россия гарантирует определенный уровень доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок 2/3 секторов. Это означает, что Россия оставляет за собой право после присоединения в ВТО вводить любые ограничения доступа на свой рынок.

В результате вступления в ВТО Россия получит три ключевых изменения:

–   либерализацию  барьеров для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в сфере бизнес-услуг;

–   снижение тарифов в товарных отраслях;

–   улучшение доступа к рынку для российских экспортеров в отраслях,  на которые распространяется антидемпинг.

Также существуют совокупные выгоды от вступления во Всемирную торговую организацию.  Первой  из них является  либерализация барьеров для  ПИИ в сфере услуг. Этот источник – самый значительный. Либерализация барьеров для многонациональных поставщиков услуг увеличит расчетное потребление. Яркими примерами барьеров можно назвать:

–   монополию «Ростелекома» на услуги международной телефонной связи;

–   квоты, устанавливаемые для многонациональных поставщиков услуг страхования.

Обязательства, взятые Россией перед многонациональными поставщиками услуг, создали бы стимул для большего притока ПИИ в Россию. Это дало бы российскому бизнесу лучший доступ к услугам многонациональных поставщиков услуг в таких отраслях, как связь,  банковское дело, страхование и транспортные перевозки, и  должно снизить издержки, связанные с ведением бизнеса, а также привести к увеличению производительности фирм, пользующихся такими услугами.

Следующим источником является снижение тарифов, которое  приведет к значительным выгодам, хотя и  не является самым важным источником выгод от вступления во Всемирную торговую организацию.

Нельзя не обратить внимания на  такие  аспекты. Вступление в ВТО будет иметь и другие многочисленные влияния, к примеру  вступление  в ВТО стимулирует модернизацию стандартов и процедур таможенной очистки, потребует принятия закона об интеллектуальной собственности, внедрения единого таможенного режима в России, на который не влияют барьеры, существующие в российских регионах. Являясь  членом ВТО, Россия станет принимать участие в выработке правил ВТО в будущем. По нашим оценкам, эти прочие аспекты будут в целом позитивны для России. Следовательно, мы не считаем, что переоцениваем выгоды для России от вступления во Всемирную торговую организацию [15].

Россия может использовать Всемирную торговую организацию как эффективный инструмент развития экономики. Ведь переход от автаркии к свободной торговле улучшает благосостояние страны. В России в условиях автаркии потребители могут покупать только отечественные товары, а производители  –  поставлять свою продукцию только местным потребителям. Внутренние цены и количества определяются внутренним спросом и предложением.

Нельзя не обратить внимания на то, что есть риск для нашей страны в рамках Всемирной  торговой организации снизить экономический  уровень  в некоторых отраслях и стать неконкурентоспособными. Это возможно из-за поступления качественной продукции с Запада и дешевой продукции из Китая. Но основной причиной неконкурентоспособности нашей страны в  некоторых отраслях является неправильное распределение полезных ископаемых или ресурсов.

Проанализировав проблемы вступления России в ВТО, возможные недостатки и последствия вступления, мы можем сделать вывод: при наличии в запасе большого количества  ресурсов и ископаемых  Россия имеет огромные перспективы в рамках Всемирной торговой организации и должна использовать их с максимальной для себя выгодой.

 

 

2.2 Нормативно-правовая база деятельности ВТО
 

 

В соответствии с Марракешским соглашением об учреждении ВТО (Статья IX), «ВТО будет продолжать практику принятия решений путем консенсуса, которая применялась в ГАТТ-1947. В случае невозможности принятия решения консенсусом спорный вопрос решается голосованием. Однако в практике ВТО голосование при принятии решений почти не применяется.

Случаи, когда возможно голосование:

- Интерпретация любого из правовых документов ВТО требует
большинства в 3/4 ;

- Внесение поправок в соглашения ВТО требует большинства в 2/3
голосов;
- Временное освобождение любого члена ВТО от взятых обязательств
требует большинства в ¾ голосов [9, c.115].

В связи с преобладанием консенсуса при принятии решения в ВТО большую роль играют неформальные консультации («встречи в зеленой комнате»).

При всей несомненной демократичности система принятия решений методом консенсуса имеет свои изъяны. В рамках ВТО они проявились гораздо сильнее, чем в ГАТТ. Дело в том, что в ВТО в отличие от ГАТТ был введен принцип т.н. «единого пакета», означавший, что все содержимое пакета принимается как единое целое.

Также в отличие от ГАТТ в ВТО правовые обязательства «единого пакета» связывают все страны-члены.

Принцип «все – обязательно для всех» изменил отношение к принятию решений в ВТО со стороны развивающихся государств. Причина заключалась в том, что вначале эти страны не участвовали в неформальных встречах, где собственно происходила подготовка консенсуса. Это дало повод говорить о «внутренней непрозрачности» механизма принятия решений в ВТО. В 2000 г. Генеральный совет ВТО принял решение, которое сделало неформальный переговорный процесс более открытым для участвующих в нем стран [9, c.116].

Правовые положения, действующие в рамках ВТО, предусматривают создание системы мониторинга выполнения странами-членами взятых на себя обязательств. Этот мониторинг осуществляется двумя путями.

1) Посредством требования к странам-членам регулярно информировать Секретариат ВТО через уведомления-нотификации об изменениях в их торговой политике.

2) Посредством «механизма обзора торговой политики».

На начало 2005 г. было проведено около 200 таких обзоров. Документы каждого обзора немедленно публикуются и становятся доступны.

Генеральный совет ВТО принял в июне 1996 г. решение о том, что вся информация о деятельнсти ВТО должна быть открытой и доступной широкому кругу общественности. Электронная версия документов ВТО доступна на сайте www.wto.org .

В современных условиях таможенный тариф сохранил свою протекционистскую роль.

Правовые нормы ВТО дают каждому члену организации целый ряд возможностей для защиты национальной экономики.

Во-первых, каждый член ВТО может периодичски (один раз в три года, Ст. ХХYIII ГАТТ-1994) пересматривать взятые на себя тарифные обязательства. В случае изъятия сделанных ранее тарифных уступок страна-член ВТО должна компенсировать их уступками в другой области.

Во-вторых, ГАТТ-1994 (Ст. ХII) разрешает ограничить количество и стоимость товаров, разрешенных к импорту, в целях обеспечения устойчивости платежного баланса.

В-третьих, разрешается ограничить импорт товаров, причиняющих или могущих причинить ущерб любой отрасли национального производства, выпускающей аналогичные товары. Эти ограничения (защитные меры) вводятся на основании Ст. ХIХ ГАТТ-1994 и на основании Соглашения ВТО о защитных мерах. Последнее позволяет временно повысить пошлину или ввести квоту. Защитная мера вводится максимум на четыре года [13].

Соглашение по сельскому хозяйству ВТО устанавливает особую систему защитных мер в данной области.

В сфере торговли услугами Ст. Х ГАТС (Чрезвычайные защитные меры) разрешает любому члену ВТО отменить/отозвать любое специфическое обязательство при условии, что член ВТО объяснит Совету по услугам ВТО причину данного действия. Кроме того Ст. ХII ГАТС разрешает вводит ограничения на торговлю услугами в рамках ранее принятых специфических обязательств в случае серьезных затруднений с платежным балансом или других внешних финансовых проблемах.

В-четвертых, Ст. YI ГАТТ-1994 и Соглашение о применении этой статьи разрешают использовать для борьбы с демпингом антидемпинговые меры.

В-пятых, правила ВТО устанавливат жесткую дисциплину в отношении субсидируемого экспорта. Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах регулирует две группы вопросов: правила применения компенсационных мер, значительно расширяющие Ст. YI ГАТТ-1994, и правила использования субсидий, существенно дополняющие Ст. ХYI ГАТТ-1994.

На этом возможности защиты национальной экономики в рамках ВТО не исчерпываются. Ст. ХYIII ГАТТ-1994 разрешает защиту т.н. зарождающихся отраслей экономики [13].

Немаловажную роль в защите национальных экономик играют Соглашение ВТО о техническтих барьерах в торговле и Соглашение ВТО о санитарных и фитосанитарных мерах.

Кроме того существует также целый ряд исключений из правил ГАТТ-1994 и ГАТС, которыми также можно пользоваться в целях защиты национальной экономики.

Разрешение спорных и конфликтных ситуаций в торговле – одна из важнейших функций ВТО, унаследованная ею от ГАТТ-1947. Речь идет о разрешении споров на уровне правительств стран-членов [13].

В итоге Уругвайского раунда переговоров была достигнута новая Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров (ДПРС). Она создала объединенную систему разрешения споров для всех многосторонних соглашений ВТО. Организационной основой стал Орган по разрешению споров (ОРС) ВТО, который получил право создавать специальные группы экспертов (третейские группы – panels) для рассмотрения споров и подготовки рекомендаций, принимать доклады специальных групп, осуществлять наблюдение за выполнением их рекомендаций, разрешать приостанавливать действие уступок и других обязательств в отношении тех стран, которые нарушают условия соглашений, входящих в систему ВТО.

Цель системы урегулирования споров в ВТО состоит в том, чтобы урегулировать спор позитивными способами: путем консультаций, добрых услуг, процедур примирения, и, наконец, с использованием последнего мирного способа разрешения споров – рекомендаций третейской группы.

Система разрешения споров в ВТО функционирует весьма эффективно. За период 1998-2010 гг. было рассмотрено около 360 спорных и конфликтных ситуаций.


 

2.3 Преимущества и недостатки вступления России в ВТО


 

Вступление России в ВТО, к которому страна шла ни много ни мало 18 лет, является именно таким шагом – учитывая основные положения мировых экономических процессов, она не могла принять их всецело, что обусловлено рядом национальных особенностей. К тому же на нашем пути к присоединению к Всемирной торговой организации стояло немало препон – как политического, так и экономического, а также социального характера. Состоялась даже попытка провести референдум против вступления России в ВТО, впрочем, не увенчавшаяся успехом.

Итак, 22 августа 2012 года можно считать отправной точкой нового этапа развития Российской Федерации – она стала официальным членом ВТО, 156-м. На льготных условиях. Кстати, сделала она это последней из «большой двадцатки». Однако споры по данному вопросу не утихают. Попробуем разобраться, какие преимущества получит наша страна в результате этого шага, а также уточним, существуют ли минусы присоединения России к Всемирной торговой организации.

Бесспорно, вступление России в ВТО не является синонимом ее светлого экономического будущего, поскольку любой процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Обратимся к мнению экспертов в данном вопросе [7, c.68].

  1. Плюсы присоединения России к ВТО.
    1.     Улучшение имиджа страны в качестве равноправного участника мировой торговли.
    2.     Снижение барьеров на пути к международному торговому рынку.
    3.     Свободный доступ к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли (в составе ВТО действует Комиссия по урегулированию споров).Более широкие возможности участия в экономиках стран – членов ВТО для российских инвесторов.
    4.     Увеличение конкуренции в финансовой сфере. Результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса.Модернизация отечественной экономики в соответствии с требованиями современного этапа развития торгово-экономических отношений. Многие российские производители для выхода на мировой рынок будут вынуждены особое внимание обратить на качество своей продукции, дабы обеспечить ей высокую конкурентоспособность.
    5.     Снижение импортных пошлин на ряд товаров (лекарства, продукты, одежда, IT-продукция и пр.). От этого выиграют потребители, но могут проиграть производители.
    6.     Снижение экспортных пошлин. Здесь четко видны плюсы для предприятий, работающих в сырьевом сегменте.
    7.     Прозрачность торгового законодательства участников ВТО. Выстраивать торгово-экономические отношения, безусловно, всегда проще при четком понимании позиции сторон, отсутствии подводных камней.
      Поддержка торгово-экономических интересов страны в процессе принятия новых законодательных актов в области международной торговли.
  2. Минусы присоединения России к ВТО
    1.     Угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.
    2.     Снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).
    3.     Снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме – наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей. (Пример: таможенная пошлина за ввоз автомобилей б/у до недавнего времени составляла более 40 тыс. евро. После присоединения России к ВТО она упадет более чем в 4 раза.).
    4.     Снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга [7, c.69].

Экспертами называются различные сроки, в которые должны проявиться первые серьезные результаты от вступления России во Всемирную торговую организацию. В среднем адаптация отечественной экономики, по прогнозам специалистов, продлится 6-7 лет. Думается, в течение этого времени полемика вокруг этого этапа развития страны будет то затихать, то разгораться с новой силой.

Свободная торговля

 

Рисунок 1.1-Плюсы и минусы свободной торговли

 

Что говорит за вступление? Плюсы.

Во-первых, принятый в цивилизованном мире инновационный путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя, таким образом, не столько товарообмен, сколько технический прогресс. Находясь вне системы, Россия обрекает себя на самоизоляцию, техническую отсталость, усиление сырьевой ориентации, сохранение форм хозяйствования, непригодных в рыночных условиях [6].

Притом, что национальная безопасность все более зависит от безопасности технологической. Она же, в свою очередь, определяется состоянием экономики в целом, а не только военно-промышленного комплекса.

 

Плюсы и минусы вступления России в ВТО

 

Рисунок 1.2- Плюсы и минусы вступления России в ВТО

 

Во-вторых, со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования.

В-третьих, ВТО выступает в роли верховного арбитра в многочисленных международных хозяйственных спорах. Членство в ВТО автоматически избавит нас от американской поправки Джексона-Вэника, с 1974 года ограничивавшей номенклатуру импорта в нашу страну – из-за тогдашних проблем с еврейской эмиграцией.

В-четвертых, ВТО защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для России проблему “утечки мозгов” [6].

В-пятых, адаптация страны к нормам ВТО предполагает уступки ей со стороны международного сообщества – в виде удовлетворения ряда встречных требований по “чувствительным” позициям экспорта.

У критиков вступления – тоже пять доводов. Минусы.

Первый: на мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем – объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Поэтому нет смысла вступать в ВТО прежде, чем повысится их конкурентоспособность. Иными словами, нам поставят то, что захотят и сколько захотят, а мы – то, что всегда.

 

Плюсы и минусы вступрения России в ВТО (по отраслям)

 

Рисунок 1.3-Плюсы и минусы вступления России в ВТО (по отраслям)

 

Второе: защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего. К тому же это далеко не основная функция Всемирной торговой организации.

Третье: членство в ВТО негативно повлияет на внутренний рынок страны, лишит экономику социально и исторически обусловленной самостоятельности [6].

При “открытых дверях”, а это – один из главных принципов ВТО, дело может закончиться полным вытеснением российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки в конечном счете обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения.

В наибольшей степени это затронет интересы авиа- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное – сельхозпроизводителей.

Четвертое: интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров. Тем более нельзя допустить захвата иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка.

Пятое: ВТО строит свою политику в смычке с Международным Валютным Фондом – известным лоббистом интересов США. “Внедряясь” в “американоцентричную” мировую экономику, мы разделяем не только ее проблемы (например, далеко не гармоничные отношения между долларом, евро, иеной, в будущем и юанем), но и ответственность за политическую составляющую макроэкономических процессов.

Сторонники и противники членства в ВТО сходятся в одном: России так и так придется согласиться, как минимум, на экспортные уступки.

В практическом плане уже согласованы пошлины примерно на 70 – 80 процентов импортируемых товаров. Что касается свободного доступа к нам иностранных банков – фактических регуляторов экономического развития страны, то пока вопрос так не ставится.

Зато квота зарубежного капитала на российском банковском рынке будет увеличена с 25 до 50 процентов, а пошлины на импорт иномарок до 2014 года снизятся с 25 до 15 процентов.

Россия согласилась на присутствие на нашем рынке компаний со стопроцентным иностранным капиталом в производстве компьютерной техники, дистрибуции товаров и сфере бизнес-услуг [6].

Таким образом,  целесообразность присоединения России к ВТО  остается  спорным. Заведомо кабальные условия поставили предприятия несырьевого сектора на грань вымирания. По итогам полугодия инвестиционная активность в РФ показала отрицательный рост, а ВВП увеличился всего на 1,7%. Эксперты полагают, что экономика сейчас балансирует на грани кризиса. В этих условиях особенно обостряется международная конкуренция. Таким образом, Россия начала свое движение по ВТО на кризисной точке.

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ

 

3.1 Преимущества от вступления в ВТО

 

Сейчас эксперты подводят первые итоги и признают: самые мрачные прогнозы не оправдались. В то же время не было и роста, прогнозировавшегося в ряде областей.

«По моим данным, реального улучшения условий для нашего экспорта не произошло, потому что были сняты лишь 4 из более чем 2000 запретительных условий», - рассказал Первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов. По его мнению, не стоит питать иллюзий, что мы получим от ВТО на действующих условиях что-то позитивное для экономики страны. Напротив, инвестиционный климат ухудшается, при этом правительство за этот год, не представило в Госдуму законопроекты, чтобы что-то изменить, отметил Емельянов.

Хотя некоторые отрасли сельского хозяйства пострадали, покупатели-россияне в целом выиграли от вступления страны в ВТО.

Этот год (2013) показал, что изменение конъюнктуры на мировых рынках оказывает на экономику России гораздо большее влияние, чем вступление в ВТО. Тот факт, что мировая экономика сейчас находится где-то между рецессией и кризисом, - гораздо больший вызов для нас", - сказал Би-би-си руководитель Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН Владимир Оболенский.

По самым мрачным прогнозам, после присоединения к ВТО Россию ждал крах целых отраслей экономики. Эксперты-оптимисты говорили о росте ВВП как минимум на 3%, повышении заработной платы и увеличении доходов потребителей.

По оценкам экспертов Российской Академии наук, всерьез рассуждать о последствиях вступления России в ВТО можно будет лет через пять. Но первые выводы можно сделать уже сейчас.

К числу пострадавших отраслей экономисты причисляют сельское хозяйство. В особенности - свиноводство и рисоводство.

Вступив в ВТО, Россия снизила ставки на импорт свинины с 15 процентов до нуля внутри квоты и с 75 до 65 процентов в случае превышения квоты. В несколько раз уменьшились ставки на ввоз живых свиней.

В результате импорт дешевой свинины из Европы резко вырос, снизив цены на эту продукцию в России на 30%. При этом себестоимость производства свинины в РФ увеличилась из-за дорогих кормов.

Похожая ситуация и в области рисоводства. После того, как ставка на ввоз этой культуры в Россию снизилась почти в три раза, полки магазинов оказались заполнены рисом иностранного производства.

По словам экспертов, в большинстве стран ВТО рисоводческая отрасль субсидируется государством. За счет этого, например, Китай и Таиланд продают рис на мировом рынке дешевле себестоимости. Без аналогичной поддержки российское рисоводство может деградировать, считают в Российском зерновом союзе.

Серьезные трудности испытывает сельскохозяйственное машиностроение. Раньше Москва дотировала кредиты на покупку отечественной техники. После запрета импортозамещающих субсидий фермеры стали переходить на импортные машины. Они дешевле, а в ряде случаев и надежнее.

Специалисты отмечают, что российские потребители уже смогли ощутить первые выгоды от вступления в ВТО.

Падение пошлин привело к снижению цен и росту потребления. Выиграла и часть производителей: в связи со снижением стоимости оборудования они смогли снизить себестоимость продукции.

В плюсе оказались в первую очередь крупные ритейлеры-импортеры и дистрибуторы международных торговых сетей.

Экономисты прогнозировали увеличение выпуска цветных металлов почти на 15%, а также рост черной металлургии и химической промышленности.

Цены на свинину в России упали примерно на 30%.

"Многие ждали роста в экспортно-ориентированных отраслях нашей экономики. Однако пока российская металлургия пребывает в тяжелом состоянии. И дело здесь не в правилах ВТО, а в застое на мировом рынке", - сказал в интервью Би-би-си руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелев [14].

Вопреки прогнозам, не понес существенных убытков автомобильный сектор. Но здесь ситуация может измениться. Нажать Евросоюз официально предъявил России претензию по поводу введенного в стране в 2013 году налога на утилизацию автомобилей, который дает российским производителям конкурентное преимущество и потому противоречит правилам ВТО.

Сумма налога варьируется от 420 до 2700 евро для новых автомобилей, только сошедших с конвейера. Для машин старше трех лет налог составляет уже от 2600 до 17200 евро.

Для тяжелого транспорта - например, используемого в добывающей промышленности - налог может доходить почти до 150 тысяч евро, подчеркивают недовольные импортеры, что делает ввоз такой техники в Россию совершенно невозможным.

Импорт автомобилей в Россию снижается с сентября прошлого года.

Если налог будет признан незаконным, в отношении России могут быть введены торговые санкции.

"По оценке Всемирного банка, те отрасли, которые выигрывают от вступления России в ВТО, - составляют треть российской экономики. В то же время те, которые проигрывают, составляют лишь 4%".

Международный опыт показывает, что вступление в торговую организацию может принести существенные плюсы, если власти страны займутся улучшением инвестиционного климата.

"Многие проблемы можно было бы решить за счет грамотных реформ экономики. Пока этот процесс затягивается. Наш экспортный потенциал не велик, но нам просто необходимо втягиваться в глобальную конкуренцию. Мы не сможем выстроить конкурентоспособное производство, создавая тепличные условия", - считает Борис Шмелев [14].

Экономисты Всемирного банка призывают власти не бояться роста конкуренции со стороны иностранных игроков, а вспомнить опыт Китая.

Несмотря на то что китайские страховые компании опасались, что рынок окажется переполнен иностранными компаниями, они смогли нарастить свою долю именно на внутреннем рынке - во-первых, потому что выросли зарплаты квалифицированных работников, а во-вторых, потому что иностранные компании, выходя на местный рынок, приглашали в партнеры китайские фирмы.

 

 

3.2 Пути улучшения инвестиционного климата России

 

Итак, выше было отмечено, что основным  преимуществом от вступления в ВТО является улучшение инвестиционного климата. Был проведен опрос потенциальных инвесторов Им задали вопрос, на каком из направлений российскому правительству следует прежде всего сосредоточить усилия с целью улучшения инвестиционного климата страны. Большинство (58%) участников исследования согласились с тем, что правительству необходимо сконцентрировать внимание на административных мерах по борьбе с бюрократией, волокитой и коррупцией.

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ

ПО БОРЬБЕ С БЮРОКРАТИЕЙ,

ВОЛОКИТОЙ И КОРРУПЦИЕЙ

 

МЕРЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ

СТАБИЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ, В ЧАСТНОСТИ, ВАЛЮТНОГО И ФОНДОВОГО

 

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ

ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

ПОЛИТИКА РОССИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ

ЕЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

РЕФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

В ВОПРОСАХ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ПРАВ АКЦИОНЕРОВ

 

 

Рисунок 1.4-Рекомендации потенциальных инвесторов

 

 

В целях совершенствования этих аспектов российскому правительству целесообразно  продолжать принимать четкие и последовательные меры, направленные на улучшение деловой среды, а также на информирование инвесторов о рыночных возможностях.

Успех реализации представленных далее рекомендаций зависит от соблюдения сроков их выполнения [1].

В целях улучшения инвестиционного климата России целесообразно  выполнить следующие рекомендации, касающиеся проводимой политики, государственных инициатив и процесса коммуникации.

 

Таблица 1.1-Рекомендации по улучшению инвестиционного климата

 

Ближайшая перспектива

Долгосрочная перспектива

Настоящее время

Политика и государственные инициативы

•  Повысить эффективность существующего законодательства в целях борьбы с волокитой, бюрократией и коррупцией.

•  Облегчить процедуру получения

краткосрочных виз с целью развития делового и научного сотрудничества.

•  Прояснить ход и масштаб экономической и законодательной реформы, направленной  на модернизацию и диверсификацию

экономики России.

•  Сделать «Сколково» физической

и виртуальной платформой для делового и научного сотрудничества в России.

•  Поддержать потребительский рынок путем обеспечения широкополосного доступа

к Интернету.

•  Оказать поддержку развитию

фундаментальной науки, языкового

и бизнес-образования для  поддержания

высокого уровня квалификации кадровых ресурсов.

•  Облегчить процесс открытия новых предприятий, в том числе доступ к инфраструктуре и внутренним кредитным рынкам.

•  Продемонстрировать поддержку

внутреннего потребительского рынка, включая осуществление технических инноваций в основных отраслях, таких как энергетика, горнодобывающая промышленность, транспорт.

Продемонстрировать поддержку внутреннего потребительского рынка,

включая осуществление технических инноваций в основных отраслях, таких

как энергетика, горнодобыва ющая промышленность, транспорт.

•  Максимально стимулировать развитие

НИОКР и рост инвестиций мировых компаний на российском рынке

для повышения уровня квалификации и эффективности трудовых ресурсов.

•  Поддерживать основные университеты, а также энергетические и инновационные

кластеры «Сколково», международные

программы обмена.

•  Обеспечить высокий уровень подготовки

выпускников в плане владения иностранными языками и навыками

управления.

  Инвестировать в повышение качества

государственных услуг и развитие

инфраструктуры.

•  Создать совместно с крупнейшими компаниями

ряд партнерских глобальных проектов в сферах

прямых иностранных инвестиций и НИОКР.

России в рамках этих инициатив следует играть

исключительную роль.

•  Создать стабильную деловую

среду для стимулирования прямых

иностранных инвестиций с тем, чтобы

улучшить долгосрочные перспективы

экономического роста.

•  Поощрять инвестиции крупнейших российских

компаний в НИОКР и инновации для

поддержания внутреннего спроса и рынка.

•  Гарантировать защиту прав интеллектуальной

собственности, принять более жесткие меры

по борьбе с коррупцией и следить за

соблюдением законов о борьбе с пиратством

 
         

 

Продолжение таблицы 1.1

 

•  Максимально стимулировать развитие НИОКР и рост инвестиций мировых компаний на российском рынке

для повышения уровня  квалификации и эффективности трудовых ресурсов.

•  Поддерживать основные университеты, а также энергетические и инновационные

кластеры «Сколково», международные программы обмена.

•  Обеспечить высокий уровень подготовки выпускников в плане владения иностранными языками и навыками управления.

•  Инвестировать в повышение качества государственных услуг и развитие инфраструктуры.

•  Создать совместно с крупнейшими компаниями ряд партнерских глобальных проектов в сферах

прямых иностранных инвестиций и НИОКР.

России в рамках этих инициатив следует играть исключительную роль.

•  Создать стабильную деловую

среду для стимулирования прямых

иностранных инвестиций с тем, чтобы улучшить долгосрочные перспективы экономического роста.

•  Поощрять инвестиции крупнейших российских

компаний в НИОКР и инновации для поддержания внутреннего спроса и рынка.

•  Гарантировать защиту прав интеллектуальной собственности, принять более жесткие меры

по борьбе с коррупцией и следить за

соблюдением законов о борьбе с пиратством.

 

 

Продолжение таблицы 1.1

 

 

 

 

Коммуникации

Подготовить и провести брифинги

представителей правительства для

финансового сообщества и СМИ,

чтобы продемонстрировать готовность к привлечению прямых иностранных инвестиций.

•  Отметить успех российских компаний, создав группу «послов» для представления историй

успеха бизнеса России за рубежом.

•  Максимально использовать Олимпийские игры в Сочи для продвижения инноваций

и экономического роста России.

•  Создать и внедрить шестилетний план для отслеживания достижений страны в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса».

•  Способствовать участию высокопоставленных

лиц из состава правительства

в мероприятиях в рамках инвестиционных проектов в России (включая запуск

инвестиционных проектов, открытие производственных объектов).

•  Показать, что Россия открыта для компаний и прямых иностранных инвестиций.

•  Сосредоточить усилия на самом главном преимуществе и отличительной характеристике  России–высококвалифицирован ных трудовых ресурсах, способных обеспечить развитие

бизнеса международных компаний с учетом удачного географического положения страны.

Продемонстрировать шаги, направленные

на устранение давно существующих

структурных препятствий на пути роста

и осуществления иностранных инвестиций.

•  Четко обозначить готовность России

в долгосрочной перспективе к улучшению

деловой среды и достижению целей и задач

прямых иностранных инвестиций.

•  Показать текущие достижения в области

диверсификации экономики и создания

деловой среды, в равной степени благоприятной для отечественных

и иностранных игроков.

•  Взаимодействовать с КСИИ и иностранными

деловыми организациями в целях стимулирования инвестиций.

•  Содействовать созданию офиса омбудсмена по вопросам инвестиций.

 

Ожидаемые результаты успешной реализации предлагаемых мер:

•  Российская экономика хорошо диверсифицирована и является одним из основных  мировых регионов, привлекательных для осуществления прямых иностранных инвестиций.

•  Благодаря глобальному стратегическому партнерству с крупнейшими международными  компаниями Россия поднимается до 20-го места в рейтинге «Ведение бизнеса»  Всемирного банка.

•  Россия становится экспортером интеллектуальных услуг и высокотехнологичных товаров благодаря сложившимся традициям и способности трудовых ресурсов выполнять сложнейшие проекты. Для российских промышленных товаров и услуг существует как внутренний, так и внешний рынок.

•  Москва рассматривается как один из главных мировых финансовых  центров.

•  Россия известна благодаря заметным успехам многих компаний и высокой доходности прямых иностранных инвестиций [1].

Только время покажет, как именно вступление в ВТО отразится на экономике России.  Тем не менее, уже сейчас ясно, что нормативно-правовая среда, в которой работают ориентированные на экспорт российские компании, равно как и законодательство, регулирующее конкуренцию со стороны иностранных компаний на российском рынке, претерпит существенные изменения.  Последствия вступления России в ВТО будут в значительной степени определяться тем, сумеют ли российские компании использовать новую нормативно-правовую среду в своих интересах.  Новая реальность открывает перед российскими предприятиями огромные возможности, но одновременно ставит перед ними сложные задачи.  Смогут ли они воспользоваться плодами участия в международной торговой системе и каким образом им удастся это сделать, во многом будет зависеть от того, захотят ли они взять на вооружение эти возможности и будут ли готовы отвечать на задачи нового времени.  Решения, которые они примут по этому вопросу сейчас, могут серьезно повлиять на их будущие позиции в процессе конкуренции на внутреннем и международном рынках.

Вступив в ВТО, Россия обязалась соблюдать правила и принципы этой организации, как предусмотрено ее Протоколом о присоединении к ВТО и прилагаемыми к нему Перечнями обязательств по товарам и услугам.  Эти правила действуют на взаимной основе, и другие члены ВТО, в свою очередь, обязаны соблюдать их во взаимоотношениях с Россией.  Более того, в случае несоблюдения партнерами по ВТО этих правил у России будет право обратиться в Комиссию ВТО по урегулированию споров.  При этом и другие члены ВТО смогут к этому прибегнуть, чтобы добиться выполнения Россией взятых на себя обязательств. Такой механизм разрешения споров обеспечивает исполнение обязательств, согласованных в рамках ВТО, и дает членам ВТО уверенность в том, что достигнутые соглашения и договоренности будут соблюдаться.

Заметное предпочтение в базовых правилах и принципах международной торговой системы отдается мерам тарифного регулирования перед мерами нетарифного регулирования.  Эти правила запрещают использовать так называемые количественные ограничения (за некоторыми исключениями), а торговый протекционизм посредством импортных пошлин допускается.  Однако члены ВТО обязуются не увеличивать пошлины сверх уровня, согласованного на момент их вступления в организацию.

Страна-участница ВТО не имеет права на дискриминацию в отношении своих торговых партнеров, также являющихся членами ВТО, и обязана предоставлять им равный режим «наибольшего благоприятствования».  Этот принцип предусматривает отсутствие дискриминации при импорте товаров и услуг.  В соответствии с этим принципом, для всех членов ВТО должны действовать одинаковые пошлины.  Запрещается дискриминация со стороны членов ВТО в отношении иностранных товаров, услуг или граждан, и им должен быть предоставлен «национальный режим».  Поэтому отношение к импортным товарам и к товарам местного производства должно быть одинаковым, по крайней мере, после поступления импортных товаров на рынок.  Этот принцип действует и применительно к налогообложению.

ВТО вводит правила, регулирующие применение антидемпинговых, антисубсидиарных и защитных мер, известных как «защитные меры в торговле», согласно которым могут быть временно повышены действующие пошлины на импорт определенных товаров из определенных стран.  Соблюдение санитарно-гигиенических норм и технических стандартов также строго регулируется.

Правила ВТО выходят за рамки торговли и касаются процедур таможенного оформления, лицензирования, сертификации, защиты интеллектуальной собственности и государственных закупок.

Российским компаниям, скорее всего, придется столкнуться с более серьезной конкуренцией со стороны иностранных компаний на внутреннем рынке.  Вступление России в ВТО откроет международным компаниям более широкий доступ на российский рынок, так как Россия должна будет снизить импортные пошлины и рационализировать свою тарифную систему.    

Характер конкретных перемен может сильно различаться в зависимости от сектора экономики.  В некоторых отраслях самым существенным может стать не снижение пошлин как таковое, а наличие фиксированных тарифных ставок, поскольку в прошлом тарифные изменения часто использовались в качестве механизма защиты российской промышленности от нежелательной конкуренции.

Впрочем, доступ на рынок не будет свободен от ограничений.  По-прежнему имеются законные способы защиты определенных секторов и отраслей, и у российского правительства остаются возможности поддержать национальную промышленность в рамках законодательства ВТО, не нарушая правил этой организации.  Для того чтобы воспользоваться некоторыми из таких возможностей, российским компаниям придется проявить инициативу.  Так, по требованию национальных производителей могут быть организованы антидемпинговые или антисубсидиарные расследования, результатом которых может стать введение импортных пошлин.

Скорее всего, правительство России будет использовать те или иные защитные механизмы в конкретных секторах, а другие члены ВТО будут возражать против этого по требованию компаний-экспортеров.  Чтобы поддержать свое правительство в этом вопросе, российским компаниям необходимо будет доказывать, что такие механизмы соответствуют требованиям ВТО.  В некоторых случаях для достижения этой цели достаточно будет изменить формулировку в соответствующих нормативных актах.

В этих новых, непростых условиях для российских компаний открываются и новые возможности.  Тем компаниям, которые заранее проанализируют новую нормативно-правовую среду и ее последствия для их бизнеса, будет легче адаптироваться к новым реалиям, и они получат важное конкурентное преимущество.

Вступление России в ВТО открывает российским компаниям более широкий доступ на экспортные рынки.  Пошлины будут снижены, а существующие торговые ограничения (в том числе квоты) на некоторые товары будут сняты.  В результате вступления в ВТО российским экспортерам должно быть обеспечено отсутствие дискриминации на рынках других входящих в ВТО стран.  Российские экспортеры, которые столкнутся с дискриминацией относительно других экспортеров или национальных предприятий, смогут, при определенных обстоятельствах, добиваться принудительного исполнения своих прав в рамках Соглашений ВТО.  Поскольку российские экспортеры уже имеют возможность пользоваться многими тарифными льготами благодаря двусторонним торговым договорам России со странами-членами ВТО, большая часть преимуществ для российской экономики от снижения и/или снятия тарифных барьеров будет выражаться скорее в либерализации, нежели в снижении тарифов.

Вступление в ВТО также обеспечит российским экспортерам такой же статус, как у других членов ВТО, при использовании антидемпинговых, антисубсидиарных и/или защитных мер и должно положить конец дискриминации по отношению к ним.  Российские экспортеры, сталкивающиеся с последствиями применения защитных мер в торговле, вправе требовать, в соответствии с правилами ВТО, проведения расследования властями страны-импортера (являющейся членом ВТО), где принимаются такие меры.

Самой сложной задачей для российских экспортеров, по всей видимости, станет обеспечение выполнения этих и других правил и принципов мировой торговли.  Пока сложно предсказать, в какой степени российские экспортеры выиграют от вступления в ВТО, однако главная задача, стоящая перед всеми отраслями российской экономики, будет заключаться в осуществлении контроля за соблюдением правовых норм и принятии надлежащих мер к устранению нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подводя итог курсовой работе можно сделать следующие выводы и предложения.

Вступив в ВТО, Россия обязалась соблюдать правила и принципы этой организации, как предусмотрено ее Протоколом о присоединении к ВТО и прилагаемыми к нему Перечнями обязательств по товарам и услугам.  Эти правила действуют на взаимной основе, и другие члены ВТО, в свою очередь, обязаны соблюдать их во взаимоотношениях с Россией.  Более того, в случае несоблюдения партнерами по ВТО этих правил у России будет право обратиться в Комиссию ВТО по урегулированию споров.  При этом и другие члены ВТО смогут к этому прибегнуть, чтобы добиться выполнения Россией взятых на себя обязательств. Такой механизм разрешения споров обеспечивает исполнение обязательств, согласованных в рамках ВТО, и дает членам ВТО уверенность в том, что достигнутые соглашения и договоренности будут соблюдаться.

ВТО вводит правила, регулирующие применение антидемпинговых, антисубсидиарных и защитных мер, известных как «защитные меры в торговле», согласно которым могут быть временно повышены действующие пошлины на импорт определенных товаров из определенных стран.  Соблюдение санитарно-гигиенических норм и технических стандартов также строго регулируется.

Правила ВТО выходят за рамки торговли и касаются процедур таможенного оформления, лицензирования, сертификации, защиты интеллектуальной собственности и государственных закупок.

Российским компаниям, после вступления в ВТО пришлось столкнуться с более серьезной конкуренцией со стороны иностранных компаний на внутреннем рынке.  Вступление России в ВТО открыло международным компаниям более широкий доступ на российский рынок, так как Россия должна снизить импортные пошлины и рационализировать свою тарифную систему.    

Характер конкретных перемен может сильно различаться в зависимости от сектора экономики.  В некоторых отраслях самым существенным может стать не снижение пошлин как таковое, а наличие фиксированных тарифных ставок, поскольку в прошлом тарифные изменения часто использовались в качестве механизма защиты российской промышленности от нежелательной конкуренции.

Впрочем, доступ на рынок не будет свободен от ограничений.  По-прежнему имеются законные способы защиты определенных секторов и отраслей, и у российского правительства остаются возможности поддержать национальную промышленность в рамках законодательства ВТО, не нарушая правил этой организации.  Для того чтобы воспользоваться некоторыми из таких возможностей, российским компаниям придется проявить инициативу.  Так, по требованию национальных производителей могут быть организованы антидемпинговые или антисубсидиарные расследования, результатом которых может стать введение импортных пошлин.

В этих новых, непростых условиях для российских компаний открываются и новые возможности.  Тем компаниям, которые заранее проанализируют новую нормативно-правовую среду и ее последствия для их бизнеса, будет легче адаптироваться к новым реалиям, и они получат важное конкурентное преимущество.

Вступление России в ВТО открывает российским компаниям более широкий доступ на экспортные рынки.  Пошлины снижены, а существующие торговые ограничения (в том числе квоты) на некоторые товары сняты.  В результате вступления в ВТО российским экспортерам должно быть обеспечено отсутствие дискриминации на рынках других входящих в ВТО стран.  Российские экспортеры, которые столкнутся с дискриминацией относительно других экспортеров или национальных предприятий, смогут, при определенных обстоятельствах, добиваться принудительного исполнения своих прав в рамках Соглашений ВТО.  Поскольку российские экспортеры уже имеют возможность пользоваться многими тарифными льготами благодаря двусторонним торговым договорам России со странами-членами ВТО, большая часть преимуществ для российской экономики от снижения и/или снятия тарифных барьеров будет выражаться скорее в либерализации, нежели в снижении тарифов.

Вступление в ВТО также обеспечило российским экспортерам такой же статус, как у других членов ВТО, при использовании антидемпинговых, антисубсидиарных и/или защитных мер и должно положить конец дискриминации по отношению к ним.  Российские экспортеры, сталкивающиеся с последствиями применения защитных мер в торговле, вправе требовать, в соответствии с правилами ВТО, проведения расследования властями страны-импортера (являющейся членом ВТО), где принимаются такие меры.

Самой сложной задачей для российских экспортеров, по всей видимости, станет обеспечение выполнения этих и других правил и принципов мировой торговли.  Пока сложно предсказать, в какой степени российские экспортеры выиграют от вступления в ВТО, однако главная задача, стоящая перед всеми отраслями российской экономики, будет заключаться в осуществлении контроля за соблюдением правовых норм и принятии надлежащих мер к устранению нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1.               Болдырев Юрий «ВТО вместо ООН? Как наша власть сдает итоги Второй мировой войны» 13.04.2013 [ Электронный ресурс] –Дата доступа: 20.10.13.
  2.               ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Под общей ред. Сутырина С.Ф. Москва: Эксмо. 2008.-178с.
  3.               Вукович  Г.Г. Диалектика закономерностей эволюции природной системы и экономической цикличности развития социума // Экономика устойчивого развития. 2011. № 7. С. 27−32.
  4.               Данильцев А.В. Основы торговой политики и правила ВТО. Москва, 2006.
  5.               Данильцев А.В. и др. Основы торговой политики и правила ВТО: Москва, Международные отношения. 2005.
  6.               Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2012 года № WT/ACC/ RUS/70, WT/MIN(11)/2;
  7.               Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. Москва. 2008.- 214 с.
  8.               Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: Учебное издание. Москва 2007.-85с.
  9.               Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Москва. 2003.-152 с.
  10.          Краткий обзор обязательств России перед ВТО в сфере услуг, связанных со страхованием;
  11.          Краткий обзор обязательств России перед ВТО в сфере банковских услуг, услуг на рынке ценных бумаг и иных финансовых услуг (кроме страховых);
  12.          Краткий обзор обязательств России перед ВТО в сфере услуг, связанных с телекоммуникациями;
  13.          Результаты переговоров Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. Москва, Наука/Интерпериодика. 2005.
  14.          Россия как никогда близка к достижению одной из важных внешнеполитических и экономических целей // echo.msk.ru, 31.09.2013 [ Электронный ресурс] –Дата доступа: 20.10.13.
  15.          Рубченко Максим, Кокшаров Александр. Задержались на пороге // Эксперт. — 2013. — № 41 (535).
  16.          Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации.
  17.          Тарра Д.Г. Торговая политика и  значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ : руководство. Москва, 2006.
  18.          Трунк-Федорова М.П. Разрешение споров в рамках Всемирной торговой организации. Изд.дом С.-Петербургского университета. 2005.-178 с.
  19.          Шувалов И. Для России присоединение к ВТО — ключевой этап на пути вступления в ОЭСР. — Новости дня — PосБизнесКонсалтинг  [ Электронный ресурс] –Дата доступа: 20.10.13.
  20.          Фаляхов Р. В ВТО без Америки Газета.ру 16.12.12        [Электронный ресурс] –Дата доступа: 20.10.13.

 

 

 

 

 

 

 

Имя файла: kursovaya_rabota_-_rossiya_v_vto.docx

Размер файла: 353.23 Kb

Если закачивание файла не начнется через 10 сек, кликните по этой ссылке