Курсовая работа: история и роль финансов

Ниже приведен текст курсовой работы. Закачка работы в формате doc начнется автоматически через 10 секунд.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

1

ИСТОРИЯ ФИНАНСОВ  И ОЦЕНКА ИХ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ…………………………………………………………….

6

2

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ  И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ…………………………………………………

11

3

РОЛЬ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………..

19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

27

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИК…………………………

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы предопределена необходимостью решения одной из приоритетных задач финансовой политики государства - создание прочной основы для мобилизации доходов в бюджетную систему государства и эффективного управления общественными финансами.

В современных условиях  мирового финансового кризиса и проникновения на отечественный рынок иностранных предприятий многие предприятия и организации испытывают финансовые затруднения той или иной степени тяжести. Наличие финансовых затруднений у предприятий от временной, технической неплатежеспособности до состояния банкротства не может не оказывать негативного влияния на общеэкономическую ситуацию в нашей стране, ведя в конечном итоге к снижению жизненного уровня населения.

В этой ситуации заблаговременное выявление финансовых затруднений, их диагностика имеет решающее значение для руководства организаций, поскольку чем раньше выявлены финансовые проблемы в хозяйственной деятельности организации, тем зачастую более безболезненными и действенными оказываются мероприятия, предпринимаемые для их преодоления.

В этой связи необходимо иметь в виду также то обстоятельство, что определенная часть отечественных организаций не только испытывает финансовые затруднения, но и нуждается в инвестициях с целью расширения масштабов хозяйственной деятельности, завоевания и удержания новых рынков сбыта товаров. Поэтому необходимо не только разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление финансовых затруднений, но и впоследствии обеспечить повышение привлекательности предприятий для потенциальных инвесторов.

В целом же как преодоление финансовых затруднений, так и повышение инвестиционной привлекательности (прежде всего, в финансовом ее аспекте) организаций являются двумя сторонами одной важной задачи — улучшения их финансового состояния.

Для принятия наиболее эффективных управленческих решений, направленных на улучшение финансового состояния организации необходима соответствующая информационная база. В качестве этой информационной базы должны выступать результаты комплексного анализа и целевого прогнозирования финансового состояния организации, позволяющие определить пути его улучшения. При этом комплексный анализ финансового состояния организаций должен учитывать их отраслевую специфику как с позиции отбора показателей, используемых в процессе анализа финансового состояния, так и с позиции разработки нормативной базы отобранных показателей. Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения подъема и устойчивого развития отечественных предприятий, хронической неустойчивостью финансового состояния значительной их части, также нерешенностью ряда теоретико-методологических и прикладных аспектов анализа финансового состояния организации.

Вопросы анализа финансового состояния коммерческих организаций, включая торговые, достаточно подробно и всесторонне рассматривались как отечественными, так и зарубежными учеными и получили достаточное освещение в литературе по финансовому и экономическому анализу, анализу финансовой отчетности, финансовому менеджменту, корпоративным финансам. Теоретические аспекты анализа финансового состояния коммерческих организаций достаточно глубоко и полно отражены в работах ряда отечественных ученых: М.И. Баканова, И.Т. Балабанова, Л.E. Басовского, И.А. Бланка, О.В. Ефимовой, В.В. Ковалева, Л.И. Кравченко,  Г. В. Савицкой, А.Д. Шеремета и других. Тем не менее, как показывает практика, не все проблемы анализа финансового состояния предприятий решены однозначно, полностью и окончательно. Прежде всего, это касается методологических аспектов задействованности анализа и прогнозирования финансового состояния в принятии решений, направленных на совершенствование управления финансовым состоянием организации. Кроме того, во многом отсутствуют работы, связанные с целевым улучшением финансового состояния организации.

Таким образом,  целью работы  является определение  путей совершенствования финансовой диагностики предприятия:

-рассмотреть  история возникновения и сущность финансов государства;

- изучить показатели финансовой системы Российской Федерации;

- рассмотреть сущность финансов предприятия.

Объект исследования промышленное предприятие, предмет исследования- финансы предприятия.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИСТОРИЯ ФИНАНСОВ  И ОЦЕНКА ИХ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

 

Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между  двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов.

Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями.

В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер.

В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.

Под финансами понимают экономическую категорию, которая отражает уровень экономических отношений между продавцом и покупателем по поводу денежных средств и инвестиционных ценностей.

Предпосылки возникновения финансов:

1.         В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2.         Формирование и  использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.

3.         Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. С широким развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более многообразными. В частности, устраняется их единственная связь с казной и прихотями монарха, короля или шаха. Развиваются и совершенствуются денежные отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более прогрессивной формой налогообложения - денежной.

Совершенствуются и развиваются функции государства: помимо содержания двора и придворных хозяйств, а также армии и полиции, государство становится активным проводником экономических интересов крупных торговцев и производителей, финансируя колониальные захваты и политику протекционизма. Появляется и развивается контрольная функция финансов: хорошо известен один из лозунгов американской революции "Нет налогообложения без представителя", который связан с желанием жителей США - тогда поданных Великобритании - участвовать в определении направлений и объемов расходования налоговых поступлений в бюджет. Тогда же развивается и институт интерполяций - вопросов, задаваемых представителю исполнительной власти в парламенте.

Дальнейшее развитие финансовых отношений связано с демократизацией общества. В большинстве государств укрепляется парламентская (представительная) власть, зарождается политика социальной стабильности, что подразумевает необходимость перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев, установления социальный гарантий в виде пособий и пенсий (родоначальником пенсионного и вообще социального обеспечения был Бисмарк), внедрения специальных государственных программ по социальной защите и поддержке (медицина, образование, обеспечение занятости и т.д.).

Особенно быстрые преобразования в данной области принес с собой ХХ век; в течение первой трети совокупность разнообразных финансовых отношений складывается в финансовую систему в том виде, в котором она существует и поныне. Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств.

http://www.aup.ru/books/m171/img/image004.gif

 

Рисунок 1.1. Объекты финансового рынка

 

 

Финансовая система Российской Федерации — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система Российской Федерации   включает в себя:

1.Государственную бюджетную систему;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов Российской Федерации    Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в Российской Федерации . Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления Российской Федерации   и субъектов Российской Федерации . Система финансово-кредитных органов — система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов Российской Федерации   и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк Российской Федерации   является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.

Счетная палата Российской Федерации    является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство Российской Федерации    по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет. Финансовые институты:

1.Бюджетные фонды (БФ).

2.Внебюджетные фонды ВБФ.

3.Децентрализованные Фонды (ДФ).

4.Страховые фонды.

5.Государственный и муниципальный кредит.

6.Валютно-денежная система (ВДС).

7.Финансы предприятий различных форм собственности.

В качестве проблем нынешнего общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

-диспропорции развития экономической системы;

-недостаточные темпы развития экономики;

-отставание в приспособлении к изменениям на финансовых и внешних товарных рынках;

-излишнюю социальную напряженность, негативно воздействующую на воспроизводственный процесс;

-низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ  И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ

 

Дефицит федерального бюджета на кассовой основе в 2012 году составил, по предварительным данным Минфина России, 12,82 млрд. руб., или 0,02% ВВП против профицита в размере 442,04 млрд. руб. (0,8% ВВП) годом ранее. При этом доходы бюджета составили 12858,29 млрд. руб., или 20,62% ВВП (11367,65 млрд. руб., или 20,4% ВВП в 2011 году), а расходы бюджета (на кассовой основе) – 12871,11 млрд. руб., или 20,64% ВВП против 10925,62 млрд. руб. (19,6% ВВП) за  двенадцать месяцев 2011 года. Непроцентные расходы сложились в объеме 12551,11 млрд. руб., или 20,13% ВВП (10662,87 млрд. руб., или 19,1% ВВП в 2011 году), а обслуживание государственного долга (процентные расходы) составило 320,00 млрд. руб., или 0,51% ВВП против 262,74 млрд. руб., или 0,47% ВВП годом ранее.

Совокупный объем государственного долга составил по состоянию на 1 января 2013 года 6522,46 млрд. руб., или 10,5% ВВП, увеличившись за прошедший год на 1179,24 млрд. руб., или на 22,1%. В структуре государственного долга на 1 января текущего года внешний долг составил 23,6% (21,6% - на 1 января годом ранее), внутренний долг – 76,4% (78,4% соответственно) ( таблица 1.1).

Таблица 1.1. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на  01.04.2013

Код

Субъект Российской Федерации

Объем государственного долга субъектов Российской Федерации

внутренний

внешний

1

2

3

4

 

    Центральный федеральный округ

408 436 896,1

16 199 536,1

26

Белгородская область

34 100 583,8

-                  

27

Брянская область

7 508 083,2

-                  

28

Владимирская область

1 705 718,1

-                  

31

Воронежская область

12 153 557,9

-                  

33

Ивановская область

7 445 888,5

-                  

37

Калужская область

18 114 939,7

-                  

41

Костромская область

9 712 699,9

-                  

Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

4

44

Курская область

3 101 830,0

-                  

46

Липецкая область

12 239 134,9

-                  

48

Московская область

50 441 316,6

-                  

54

Орловская область

5 618 263,4

-                  

59

Рязанская область

19 261 596,0

-                  

63

Смоленская область

12 631 786,8

-                  

64

Тамбовская область

2 882 289,2

-                  

36

Тверская область

19 598 837,9

-                  

66

Тульская область

8 425 996,3

-                  

71

Ярославская область

17 483 856,5

-                  

73

г. Москва

166 010 517,5

16 199 536,1

 

   Северо-Западный федеральный округ

129 938 658,0

-                  

06

Республика Карелия

10 640 729,3

-                  

07

Республика Коми

9 663 209,3

-                  

24

Архангельская область

19 158 833,4

-                  

30

Вологодская область

28 036 406,7

-                  

35

Калининградская область

13 493 711,8

-                  

45

Ленинградская область

5 662 355,9

-                  

49

Мурманская область

7 138 563,0

-                  

50

Новгородская область

8 303 190,7

-                  

57

Псковская область

7 237 065,1

-                  

72

г. Санкт-Петербург

20 604 592,6

-                  

84

Hенецкий АО

-                  

-                  

 

    Южный федеральный округ

129 652 735,3

-                  

76

Республика Адыгея

1 263 274,0

-                  

05

Республика Калмыкия

1 110 164,6

-                  

18

Краснодарский край

75 884 490,7

-                  

25

Астраханская область

15 635 680,6

-                  

29

Волгоградская область

25 912 311,9

-                  

58

Ростовская область

9 846 813,5

-                  

 

Северо-Кавказский федеральный округ

36 050 347,0

-                  

03

Республика Дагестан

5 054 972,2

-                  

14

Республика Ингушетия

1 444 437,4

-                  

04

Кабардино-Балкарская Республика

1 498 425,5

-                  

79

Карачаево-Черкесская Республика

3 200 152,9

-                  

10

Республика Северная Осетия - Алания

6 726 471,7

-                  

94

Чеченская Республика

4 474 277,1

-                  

21

Ставропольский край

13 651 610,2

-                  

 

    Приволжский федеральный округ

324 290 432,8

777 085,0

01

Республика Башкортостан

13 078 703,3

777 085,0

08

Республика Марий Эл

7 967 321,8

-                  

09

Республика Мордовия

22 549 503,7

-                  

Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

4

11

Республика Татарстан

85 510 576,2

-                  

13

Удмуртская Республика

21 430 171,7

-                  

15

Чувашская Республика

7 170 583,2

-                  

56

Пермский край

552 609,9

-                  

40

Кировская область

13 230 333,5

-                  

32

Нижегородская область

39 427 736,2

-                  

53

Оренбургская область

14 700 623,5

-                  

55

Пензенская область

13 087 437,2

-                  

42

Самарская область

36 818 437,4

-                  

60

Саратовская область

39 914 741,6

-                  

68

Ульяновская область

8 851 653,6

-                  

 

    Уральский федеральный округ

48 071 336,6

-                  

43

Курганская область

2 736 684,0

-                  

62

Свердловская область

19 540 733,9

-                  

67

Тюменская область

949 457,1

-                  

69

Челябинская область

16 006 217,9

-                  

87

Ханты-Мансийский АО

2 344 243,7

-                  

90

Ямало-Ненецкий АО

6 494 000,0

-                  

 

    Сибирский федеральный округ

120 578 391,3

-                  

77

Республика Алтай

1 627 818,3

-                  

02

Республика Бурятия

2 481 351,2

-                  

12

Республика Тыва

955 282,3

-                  

80

Республика Хакасия

6 388 116,1

-                  

17

Алтайский край

778 073,0

-                  

91

Забайкальский край

8 915 885,2

-                  

19

Красноярский край

28 624 653,6

-                  

34

Иркутская область

1 934 945,9

-                  

39

Кемеровская область

29 053 377,1

-                  

51

Новосибирская область

12 043 697,6

-                  

52

Омская область

19 129 197,7

-                  

65

Томская область

8 645 993,3

-                  

 

    Дальневосточный федеральный округ

53 416 744,2

-                  

16

Республика Саха (Якутия)

15 339 204,5

-                  

38

Камчатский край

3 438 592,9

-                  

20

Приморский край

447 999,4

-                  

22

Хабаровский край

5 579 290,0

-                  

23

Амурская область

14 350 036,2

-                  

47

Магаданская область

1 073 732,7

-                  

61

Сахалинская область

3 816 024,3

-                  

78

Еврейская АО

1 484 331,8

-                  

88

Чукотский АО

7 887 532,4

-                  

 

Итого

1 250 435 541,4

16 976 621,1

Рассмотрим также состояние денежно-кредитной сферы и курсы рубля ( таблица 1.2).

 

Таблица 1.2 Состояние денежно-кредитной сферы и курсы рубля

Показатель

 

2011

2012

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

год

Денежная масса (агрегат М2), млрд. руб. (на конец периода)

24483,1

23975,3

24679,2

24657,5

27405,4

27405,4

изменение за период, %

22,3

-2,1

2,9

-0,1

11,1

11,9

изменение за период в реальном выражении, %

15,6

-3,5

1,2

-1,95

9,7

5,0

Денежная база (в широком определении), млрд. руб. (на конец периода)

8644,1

7787,8

8129,3

8028,8

9852,8

9852,8

изменение за период, %

5,5

-9,9

4,4

-0,6

21,9

14,0

Курс рубля к доллару (средний за период), руб. за доллар

29,39

30,26

31,02

32,00

31,08

31,09

Индекс реального укрепления рубля к доллару (за период) (с учетом инфляции в США)

101,0

107,0

90,6

105,6

104,8

107,25

Курс рубля к евро (средний за период), руб. за евро

40,88

39,67

39,81

40,01

40,31

39,95

Индекс реального укрепления рубля к евро (за период) (с учетом инфляции в Еврозоне)

101,6

107,5

95,4

103,3

101,3

107,4

Индекс реального эффективного курса рубля (за период)

103,8

106,2

93,9

103,4

102,5

105,7

Международные резервные активы (изменение за период), млрд. долл.

19,270

14,842

0,826

15,576

7,725

38,969

Индекс потребительских цен (на конец периода, в % к концу предыдущего периода)

106,1

101,5

101,7

101,9

101,3

106,6

Базовая инфляция (на конец периода к концу предыдущего периода)

106,6

101,4

100,9

101,8

101,5

105,7

Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр.

109,34

117,11

106,46

109,08

109,07

110,52

 

За 2012 год увеличение денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) составило 11,9% против 22,3% годом ранее (соответствующие показатели в реальном выражении составили 5% и 15,6% соответственно).

При этом, если объем наличных денег в обращении вне банковской системы (денежный агрегат М0) возрос за 2012 года на 8,3%, то депозиты в национальной валюте - на 13,1% (депозиты населения возросли на 19%, тогда как депозиты нефинансовых организаций - на 6,4%). Таким образом, прирост объема денежной массы сопровождался некоторыми изменениями в структуре денежного агрегата М2. В результате удельный вес наличных денег в обращении (денежного агрегата МО) в составе денежного агрегата М2 за 2012 год уменьшился на 0,8 процентного пункта и на 1 января 2013 года составил 23,5% против 24,3% на 1 января годом ранее.

Денежный мультипликатор за 2012 год сократился с 2,83 до 2,78, уровень ликвидности возрос с 12,5% по состоянию на 1 января 2012 года до 14,3% - на  1 января 2013 года.

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, в целом за 2012 год возрос на 14% (против увеличения на 5,5% за 2011 год) и составил по состоянию на 1 января текущего года  9852,8 млрд. рублей.

При этом основным источником, действовавшим в сторону уменьшения денежного предложения в 2012 году, было абсорбирование остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России. Чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования  сократился за прошедший год на 1169 млрд. руб. (за 2011 год его снижение составило 1128,9 млрд. рублей). При этом сокращение чистого кредита расширенному правительству происходило на фоне несколько лучшей динамики прироста чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (за январь-декабрь 2012 года их прирост по фиксированным валютным курсам составил 728,1 млрд. руб. против 532 млрд. руб. за 2011 год). В этих условиях прирост денежного предложения формировался в основном за счет расширения рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России: годовой прирост валового кредита банкам составил 1786 млрд. руб. (894,1 млрд. руб. за 2011 год).

Совокупный портфель кредитов, предоставленных нефинансовым организациям и населению, увеличился по итогам прошедшего года до 27708,5 млрд. руб., или на 19,1% против прироста на 28,2% за 2011 год. При этом отличительной чертой 2012 года стало значительное превышение темпов увеличения кредитования населения по сравнению с реальным сектором.

Так, Портфель кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым организациям, возрос до 19971,4 млрд. рублей. Таким образом, в целом за прошедший год объем кредитов нефинансовым организациям увеличился лишь на 12,7% (на 26% за 2011 год). При этом кредиты, предоставленные физическим лицам, за 2012 год возросли на 39,4% (против увеличения на 35,9% годом ранее) до 7737,1 млрд. рублей.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта ( таблица 1.3).

 

Таблица 1.3 Совокупный объем средств Резервного фонда

Дата

в млрд. долларов США

в млрд. рублей

в процентах к ВВП

1

2

3

4

01.05.2013

84,88

2 652,94

4,0%

01.04.2013

83,93

2 608,69

3,9%

01.03.2013

84,68

2 592,89

3,9%

01.02.2013

86,24

2 589,45

3,9%

01.01.2013

62,08

1 885,68

3,0%

01.12.2012

61,40

1 906,89

3,0%

01.11.2012

61,35

1 934,08

3,1%

01.10.2012

61,46

1 900,13

3,0%

01.09.2012

60,48

1 953,11

3,1%

01.08.2012

59,87

1 927,12

3,1%

01.07.2012

60,50

1 985,45

3,2%

01.06.2012

60,21

1 953,88

3,1%

01.05.2012

62,16

1 825,28

2,9%

01.04.2012

62,28

1 826,62

2,9%

Продолжение таблицы 1.3

1

2

3

4

01.03.2012

62,40

1 806,47

2,9%

01.02.2012

61,36

1 863,06

3,0%

01.01.2012

25,21

811,52

1,5%

01.12.2011

25,60

801,77

1,4%

01.11.2011

26,42

790,02

1,4%

01.10.2011

25,85

823,87

1,5%

01.09.2011

26,76

772,28

1,4%

01.08.2011

26,55

734,98

1,3%

01.07.2011

26,60

746,84

1,3%

01.06.2011

26,57

745,86

1,3%

01.05.2011

27,11

745,71

1,3%

01.04.2011

26,33

748,53

1,3%

01.03.2011

26,12

755,82

1,4%

01.02.2011

25,96

770,24

1,4%

01.01.2011

25,44

775,21

1,7%

01.12.2010

40,88

1 279,85

2,8%

01.11.2010

41,81

1 286,99

2,8%

01.10.2010

41,39

1 258,26

2,7%

01.09.2010

40,08

1 228,93

2,7%

01.08.2010

40,59

1 225,17

2,6%

01.07.2010

39,32

1 226,57

2,6%

01.06.2010

39,27

1 197,66

2,6%

01.05.2010

40,59

1 188,70

2,6%

01.04.2010

52,90

1 553,28

3,4%

01.03.2010

58,90

1 763,89

3,8%

01.02.2010

59,91

1 823,26

3,9%

01.01.2010

60,52

1 830,51

4,7%

 

 По  данным таблицы 1.3 можно определить, что свое рекордное значение в отношении  к ВВП  резервный фонд имел  на 1.01.2010 года. Рассмотрим  индексы Российской Федерации в мировых показателях ( таблица 1.4).

Проблемы мировой финансовой системы в настоящее время привлекают внимание широкой публики и специалистов. Это связано с серьезными изменениями, происходящими в этой области. Из сферы мировой финансовой системы исходят разнообразные вызовы, угрожающие безопасности многих стран, в том числе и России. Все это требует государственного реагирования, причем именно совместные действия стран Содружества могут оказаться существенно более эффективными, чем разрозненные и нескоординированные.

Таблица 1.4. Доля РФ в показателях мирового финансового рынка

Показатель

Доля в показателях глобального финансового рынка, %

Доля в показателях финансового рынка стран группы Emerging Markets, %

Доля в показателях финансового рынка стран БРИКС, %

Капитализация рынка акций

2,09

2,08

11,33

6,67

23,34

12,73

Капитализация внутренних государственных облигаций

0,16

0,21

1,28

1,65

2,28

2,48

Капитализация внутренних корпоративных облигаций

0,13

0,29

2,19

2,52

5,07

3,77

Капитализация еврооблигаций

0,02

0,06

0,77

1,95

13,0

26,1

Объем вторичных торгов акциями (без учета РЕПО)

0,63

0,82

8,24

3,45

16,08

14,81

Общая стоимость IPO(без эмиссий нерезидентов)

1,45

1,19

5,65

0,42

12,5

0,68

Чистые активы взаимных фондов

0,026

0,016

0,34

0,19

0,68

0,24

Объем торговли валютами

0,34

0,45

7,06

7,32

22,0

21,9

 

 

Указанное определяет необходимость модернизации финансовой системы РФ, под которой понимается переход от сырьевой, спекулятивной и волатильной модели к качественно новой финансовой системе, которая:

1.  Активно содействует экономическому росту;

2.  Стимулирует модернизацию российской экономики и усиление в ней инновационной составляющей;

3. Преследует цели роста ее конкурентоспособности в глобальных финансах и перехода к более зрелому состоянию, адекватному финансовым системам развитых стран.

 

 

3 РОЛЬ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

 

 

ОАО «Весейский покров» было  образовано путем акционирования в 2003 году. Адрес предприятия: Псковская обл.,  д. Весея. Отраслевым направлением   деятельности предприятия  является сельское хозяйство в следующих направлениях: животноводство мясо-молочного направления; зерно; картофель рапс; свекла. Рассмотрим  роль и состав финансов предприятия ( таблица 1.5).

 

Таблица 1.5. Анализ   динамики и структуры активов ОАО «Весейский покров»

Наименование статей баланса организации

Показатели структуры актива в итоге баланса

на  1.01.12

на 31.12.12

(+ -)

тыс.руб.

уд вес, %

тыс.руб.

уд вес, %

тыс.руб.

Уд вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Внеоборотные активы:

37 129

75,4

55 821

75,8

18 692

0,4

основные средства

35 417

71,9

55 095

74,8

19 678

2,9

нематериальные активы

2

0,00

-

0,00

-2

0,00

доходные вложения в материальные ценности

-

0,0

-

0,0

-

0,0

вложения во внеоборотные активы

1 710

3,5

726

1,0

-984

-2,5

незавершенное строительство

-

0,0

-

0,0

-

0,0

прочие внеоборотные активы

-

0,0

-

0,0

-

0,0

Оборотные активы

12 109

24,6

17 852

24,2

5 743

-0,4

запасы и затраты

10 875

22,1

15 624

21,2

4 749

-0,9

сырье, материалы и другие аналогичные активы

4 310

8,8

6 178

8,4

1 868

-0,4

животные на выращивании и откорме

3 715

7,5

4 750

6,4

1 035

-1,1

затраты в незавершенном производстве и полуфабрикаты

2 349

4,8

2 700

3,7

351

-1,1

расходы на реализацию

-

0,0

-

0,0

-

0,0

готовая продукция и товары для реализации

87

0,2

101

0,1

14

0,0

товары отгруженные

-

0,0

-

0,0

-

0,0

Окончание таблицы 1.5

1

2

3

4

5

6

7

выполненные этапы по незавершенным работам

-

0,0

-

0,0

-

0,0

расходы будущих периодов

414

0,8

1 895

2,6

1 481

1,7

прочие запасы и затраты

-

0,0

-

0,0

-

0,0

налоги по приобретенным товарам, работам, услугам

627

1,3

1 254

1,7

627

0,4

дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты)

-

0,0

-

0,0

-

0,0

дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

598

1,2

887

1,2

289

0,0

расчеты с учредителями

-

0,0

52

0,1

52

0,1

денежные средства

2

0,0

80

0,1

78

0,1

финансовые вложения

7

0,0

7

0,0

-

0,0

прочие оборотные активы

-

0,0

-

0,0

-

0,0

Баланс

49 238

100,0

73 673

100,0

24 435

Х

 

 

Анализируя таблицу 1.5 можно определить, что  имущество используемое в предпринимательской деятельности представлено в основном  основными средствами предприятия (рисунок 1.1).

На начало периода  периода стоимость внеоборотных активов составила 37129 тыс. руб. и увеличилась на конец года на 18692 тыс. руб. Незначительно возрасла также и их доля на 0,4 процентных пункта. Внеоборотные активы представлены в основном  основными средствами. Наличие нематериальных активов говорит о  применении новых технологий.

Оборотные активы также  возрасли в абсолютном выражении, однако, их доля соответственно сократилась на 0,4 процентных пункта.  Всего их доля на конец года составляла 24,2%. Они представлены  в основном запасами и затратами (22,1 и 21,2%% на начало и конец года соответственно).

 

 

Рисунок 1.1.  Структура активов ОАО «Весейский покров» в 2012 году

 

Денежные средства организации с 2 тыс. руб. на начало года увеличились до 80 тыс. руб., что значительно увеличило ликвидность организации.

Далее рассмотрим состав и структуру пассивов организации ( таблица 1.6  и рисунок 1.2).

 

Таблица 1.6.Анализ основных статей бухгалтерского баланса ОАО «Весейский покров»

Наименование статей баланса организации

Показатели структуры пассива в итоге бухгалтерского баланса

на 1.10.11

на 31.12.11

(+ -)

тыс.руб

уд вес, %

тыс.руб.

уд вес, %

тыс.руб.

уд вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Капитал и резервы

25 136

51,1

41 278

56,0

16 142

5,0

Долгосрочные обязательства

13 356

27,1

15 632

21,2

2 276

-5,9

долгосрочные кредиты и займы)

11 805

24,0

13 923

18,9

2 118

-5,1

прочие долгосрочные обязательства

1 551

3,2

1 709

2,3

158

-0,8

Окончание таблицы 1.6

1

2

3

4

5

6

7

Краткосрочные обязательства

10 746

21,8

16 763

22,8

6 017

0,9

краткосрочные кредиты и займы

1 957

4,0

1 748

2,4

-209

-1,6

кредиторская задолженность

8 789

17,9

13 956

18,9

5 167

1,1

перед поставщиками и подрядчиками

5 546

11,3

10 212

13,9

4 666

2,6

перед покупателями и заказчиками

1 093

2,2

119

0,2

-974

-2,1

по расчетам с персоналом по оплате труда

203

0,4

345

0,5

142

0,1

по прочим расчетам с персоналом

-

0,0

-

0,0

-

0,0

по налогам и сборам

254

0,5

80

0,1

-174

-0,4

по социальному страхованию и обеспечению

48

0,1

117

0,2

69

0,1

по лизинговым платежам

1 617

3,3

3 018

4,1

1 401

0,8

перед прочими кредиторами

28

0,1

65

0,1

37

0,0

задолженность перед участниками (учредителями)

-

0,0

-

0,0

-

0,0

резервы предстоящих расходов

-

0,0

-

0,0

-

0,0

прочие краткосрочные обязательства

-

0,0

-

0,0

-

0,0

Баланс

49 238

100,0

73 673

100,0

24 435

Х

 

 

 По данным таблицы 1.6 можно определить, что  источники финансирования  хозяйственной деятельности предприятии в основном  собственные. Так,  источники собственных средств на начало периода составляли 51,1%, а на конец года увеличились до 56%. По сумме они увеличились на 16142 тыс. руб.

Заемные средства предприятия представлены  долгосрочным кредитованием, что говорит об инвестиционной активности предприятия, а также  краткосрочным кредитованием и кредиторской задолженностью, что говорит о том, что в своей деятельности предприятие для пополнения оборотных средств использует заемные и привлеченные  источники.

 

 

     На начало года                                             На конец года

 

Рисунок 1.2. Структура пассивов ОАО «Весейский покров» в 2012 году

 

Наибольший удельный вес задолженности предприятия наблюдается по долгосрочным кредитам (27,1 и 21,2%% на начало и конец года).

 Краткосрочное заимстовование за год возрасло на 6017 тыс. руб.,  увеличилась и его доля на 0,9 процентных пункта. Однако, звадолженность по кредитам удалось снизить на  209 тыс. руб. Возрасла сумма (+5167 тыс. руб.) и удельный вес (+1,1 процентных пункта) кредиторской задолженности. Таким образом, баланс предприятия можно считать ликвидным.

Одним из основных отчетов для оценки деятельности является аналитический баланс. Составим  аналитический агрегированный  баланс (таблица 1.7). По данным таблицы 1.7  можно определить, что  структура баланса в 2010-2012 годах претерпела значительные изменения. Так в активах предприятия можно отметить постоянное снижение доли оборотных активов и соответственно увеличения внеоборотных средств предприятия.

 

Таблица 1.7. Аналитический агрегированный баланс-нетто предприятия

 

На конец года:

Удельный вес, %

Изменение +-

2010

2011

2012

2010

2011

2012

По сумме

По доле

2011 от

2010

2012 от 2011

2011 от

2010

2012 от 2011

Актив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внеоборотные  активы 

29 006

37129

55821

73,7

75,4

75,7

58123

18692

1,7

0,3

2. Оборотные активы

10 349

12109

17852

26,2

24,6

24,2

1760

5743

-1,6

-0,4

2.1. Запасы и затраты

9361

10875

15624

23,17

22,1

21,2

1514

4749

-1,0

0,1

2.2. Дебиторская задолженность (краткосрочная)

558

598

887

1,4

1,2

1,2

40

289

-0,2

-

2.3. Денежные средства и КФВ

10

9

87

0,02

0,02

0,1

-1

78

-

0.1

Баланс

39 355

49 238

73 673

-

-

-

9883

24435

х

х

Пассив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Собственный капитал

22 554

25 136

41 278

57,3

51,0

56,0

2582

16142

-6,3

5,0

2. Заемный капитал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Долгосрочные обязательства

8 774

13 356

15 632

22,2

27,1

21,2

4582

2276

4,9

-5,9

2.2. Краткосрочные кредиты и займы

8 027

10 746

16 763

20,4

21,8

22,7

2719

6017

1,4

0,9

2.2.1 Краткосрочные кредиты и займы

2 183

1 957

1 748

5,5

4,0

2,3

-226

-209

-1,5

-1.7

2.2.2 Кредиторская задолженность

5 844

8 789

13 956

14,8

17,8

18,9

2945

5167

3,0

1,1

Баланс

39 355

49 238

73 673

100

100

100

9883

24435

х

х

В источниках финансирования можно отметить присутствие  долгосрочного и краткосрочного кредитования. Однако, доля краткосрочных кредитов постоянно снижается. Заемные источники представлены долгосрочным и краткосрочным кредитованием, а также кредиторской задолженностью, которая в изучаемом периоде увеличилась по сумме и по доле. Рассмотрим также баланс ликвидности (таблица 1.8).

 

Таблица 1.8. Баланс ликвидности ( на конец периода)

Актив

Годы

Пассив

Годы

Платежный излишек или недостаток

2010

2011

2012

2010

2011

2012

2010

2011

2012

  1. Наиболее

ликвидные активы 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

87

  1. Наиболее

Срочные

обязательства

 

 

 

 

5844

 

8 789

 

13 956

 

 

 

-5834

 

 

 

-8780

 

 

 

-13869

  1. Быстро реализуемые

активы

 

 

 

 

593

598

887

2. Краткосрочные обязательства 

 

 

 

2183

1 957

1 748

 

 

 

 

-1590

 

 

 

 

-1359

 

 

 

 

-861

3. Медленно реализуемые активы  ( с.

 

 

 

 

9289

 

 

 

 

11088

 

 

 

 

14983

3. Долгосрочные и среднесрочные 

 

 

8774

 

13 356

 

15 632

 

 

 

 

+515

 

 

 

 

+2268

 

 

 

 

+649

4. Трудно реализу емые активы 

 

 

 

29564

 

 

 

37727

 

 

 

56708

4. Постоянные пассивы 

 

 

 

22097

 

 

24722

 

 

40442

 

 

 

 

+7467

 

 

 

 

+13005

 

 

 

 

+16266

БАЛАНС

39 355

49 238

73 673

 

39 355

49 238

73 673

х

х

х

 

По данным таблицы 1.8 можно определить, что  предприятие  постоянно имеет недостаток платежеспособности по сгруппированным  статьям.  Так,   денежные средства организации минимальны и не позволяют расплатиться по срочным обязательствам. Они являются источником погашения кредиторской задолженности организации.

Можно определить, что  у организации имеются хорошие перспективы погашения долгосрочных заемных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог курсовой работе  можно сделать следующие выводы и предложения.

Финансы Российской Федерации—это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

-бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

-внебюджетные целевые фонды;

-финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

-имущественное и личное страхование;

-кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

Анализ финансового состояние и определение его перспектив было определено на примере ОАО «Весейский покров». Отраслевым направлением   деятельности предприятия  является сельское хозяйство. Для  оценки финансового состояния прежде всего были исследованы данные бухгалтерского баланса. Имущество используемое в предпринимательской деятельности  в 2012 году представлено в основном  основными средствами предприятия. На начало периода стоимость внеоборотных активов составила 37129 тыс. руб. и увеличилась на конец года на 18692 тыс . руб. Незначительно возрасла также и их доля на 0,4 процентных пункта. Внеоборотные активы представлены в основном  основными средствами. Наличие нематериальных активов говорит о  применении новых технологий. Оборотные активы также  возрасли в абсолютном выражении, однако, их доля соответственно сократилась на 0,4 процентных пункта.  Всего их доля на конец года составляла 24,2%. Они представлены  в основном запасами и затратами (22,1 и 21,2%% на начало и конец года соответственно). Денежные средства организации с 2 тыс . руб. на начало года увеличились до 80 тыс. руб., что значительно увеличило ликвидность организации. Анализ пассивов организации позволил определить, что источники финансирования  хозяйственной деятельности предприятии в основном  собственные. Так,  источники собственных средств на начало периода составляли 51,1%, а на конец года увеличились до 56%. По сумме они увеличились на 16142 тыс. руб. Заемные средства предприятия представлены  долгосрочным кредитованием, что говорит об инвестиционной активности предприятия, а также  краткосрочным кредитованием и кредиторской задолженностью, что говорит о том, что в своей деятельности предприятие для пополнения оборотных средств использует заемные и привлеченные  источники. Наибольший удельный вес задолженности предприятия наблюдается по долгосрочным кредитам (27,1 и 21,2%% на начало и конец года).               Краткосрочное заимстовование за год возрасло на 6017 тыс . руб.,  увеличилась и его доля на 0,9 процентных пункта. Однако, задолженность по кредитам удалось снизить на  209 тыс . руб. Возрасла сумма (+5167 млн. руб.) и удельный вес (+1,1 процентных пункта) кредиторской задолженности. Таким образом, баланс предприятия можно считать ликвидным. Структура баланса в 2010-2012 годах претерпела значительные изменения. Так в активах предприятия можно отметить постоянное снижение доли оборотных активов и соответственно увеличения внеоборотных средств предприятия. В источниках финансирования можно отметить присутствие  долгосрочного и краткосрочного кредитования.  Однако, доля краткосрочных кредитов постоянно снижается. Заемные источники представлены  долгосрочным и краткосрочным кредитованием, а также кредиторской задолженностью, которая в изучаемом периоде увеличилась по сумме и по доле. Анализ ликвидности предприятия позволил определить, что предприятие  постоянно имеет недостаток платежеспособности по сгруппированным  статьям.  Так,   денежные средства организации минимальны и не позволяют расплатится по срочным обязательствам. Они являются источником погашения кредиторской задолженности организации., то есть структура  активов по ликвидности не соответствует структуре пассивов по срочности погашения.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1.                   Банк, В.Р. Финансовый анализ: Учеб. Пособие/В.Р. Банк, С.В. Банк, A.B. Тараскина.- М осква: ТК Велби, Проспект, 2007. -344 с.
  2.                   Барнгольц, С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие/С.Б. Барнгольц, М.В. Мельник.-Москва: Финансы и статистика, 2004.- 240 с.
  3.                   Заяц, Н. Е. Финансы предприятий : учеб. пособие / Н. Е. Заяц,   Т.И. Василевская. Минск : «Вышэйшая школа», 2005-с. 368.
  4.                   Ковалева, А.М. Финансы фирмы : учебник / А.М. Ковалева,  М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. – Москва : Инфра, 2007.-с.296.
  5.                   Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. – Москва : Финансы и статистика, 2005-с. 425.
  6.                   Ковалев, В.В.Финансовый анализ : методы и процедуры / В.В. Ковалев. –  Москва: Финансы и статистика, 2006.с.286.
  7.                   Колчина, Н.В. Финансы предприятий/ Колчина Н.В.. – Москва: ЮНИТИ, 2006. – 342 с.
  8.                   Костирко, Л.А.  Диагностика  потенциала  финансово-экономической устойчивости: Монография. – Луганск: СНУ. – 2008.-с.325;
  9.                   Кравцова, Г.И. Финансовый менеджмент : учебное пособие / Г.И. Кравцова. Москва : ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. 408 с.
  10.               Кудина, М. В. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. / М. В. Кудина. - Москва: Форум: Инфра - М, 2004. - 256с.
  11.               Омаров,  Ш.А.  Диагностика  финансово-экономического  состояния: Харьков: ХНУРЭ. – 2007. –с.188;
  12.               Остапенко, В. В. Финансы предприятий: учеб. пособие / 2-е изд., испр. и доп./ Остапенко В. В. - Москва: Омега-Л, 2004. - 304с.
  13.               Попов, Е.М. Финансы предприятий: учебник / Е.М. Попов. – Минск: Выш. шк., 2005. – 573 с.
  14.               Филатов, О. К. Планирование, финансы, управление на предприятии: практическое пособие / О. К. Филатов, Л. А. Козловских, Т. Н. Цветкова. - Москва: Финансы и статистика, 2004. - 383с.
  15.               www.minfin.ru- Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] . Дата доступа: 2.06.2013г.
  16.               www.roskazna.ru - Официальный сайт Федерального казначейства [Электронный ресурс] . Дата доступа: 2.06.2013г.
  17.               www.gks.ru- Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс] . Дата доступа: 2.06.2013г.

 

 

 

Имя файла: kursovaya_rabota_-_istoriya_i_rol_finansov.docx

Размер файла: 154.22 Kb

Если закачивание файла не начнется через 10 сек, кликните по этой ссылке