Курсовая работа: Проблемы финансирования в сфере малого бизнеса России и пути их решения

Ниже приведен текст курсовой работы. Закачка работы в формате doc начнется автоматически через 10 секунд.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Финансы в сфере малого бизнеса России…………………………………...5

1.1.Финансирование малого бизнеса в России…………………….……...5

1.2.Способы решения проблем финансирования в сфере малого

бизнеса России ……….…………………………………………………...22

2.Статистика развития малого бизнеса в России…………………………..…..25

 2.1.Результаты развития  малого бизнеса в России…………………..25

2.2.Перспективы развития  малого бизнеса в России………………...…28

3.Экономика малого предприятия………………………………………………30

3.1. Критерии отнесения предприятия к малому бизнесу в России30

3.2. Анализ деятельности малого предприятия ООО «Дельта-Пак»…..32

Заключение……………………………………………………………………….36

Литература………………………………………………………………………..38

Приложение 1…………………………………………………………………….39

Приложение 2………….…………………………………………………………40

Приложение 3………….…………………………………………………………41

Приложение 4………….…………………………………………………………42

Приложение 5………….…………………………………………………………43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы заключается в том, что малое предпринимательство имеет большое  значение в ускорении формирования рыночных отношений, играет важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере, что особенно актуально для нашей страны и в процессе становления рыночной экономики. Динамичное развитие малых и средних предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перетоку  высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий  и секторов в сектор малых и средних предприятий, росту предпринимательской активности населения,  повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест и  повышению социально-экономической стабильности в обществе. Основной положительный момент малого предпринимательства - высокая мотивация собственника к труду, к развитию предприятия, к повышению его конкурентоспособности, ведь тот, кто не имеет интереса к собственности, не имеет интереса и к эффективному труду.

Субъекты малого предпринимательствf просто обязаны работать эффективно, так как постоянно несут всю полноту всех видов экономической и социальной ответственности за конечные результаты хозяйствования, и вынуждены выживать в жесткой конкурентной борьбе. Для обеспечения эффективной работы малый бизнес в свою очередь нуждается в свободе выбора и свободе принятия решений, в гарантиях заключенных контрактов и договоров, в абсолютной безопасности частной собственности, которые может обеспечить только государственная политика в области законодательства и налогообложения малого предпринимательства и частного бизнеса. Во всех странах государство способствует росту сектора малых и средних предприятий, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие. Инструменты такой политики могут быть самые разные от фискальных до информационных.

В поддержке малых и средних предприятий важен комплекс мер – административных, законодательных, налоговых и иных. Особое место здесь занимают меры финансовой помощи, способные вовлечь в процесс поддержки указанного бизнеса профильные институты разных уровней – как крупные государственные банки, так и систему региональных банков. С точки зрения развития рынка финансовых услуг для малого бизнеса особое значение имеют такие характеристики банковской системы, как:

-         доступность банковского обслуживания и возможности свободного выбора банка клиентами;

-         расширение форм и улучшение качества банковского обслуживания;

-         повышение надежности банков.

Целью данной курсовой работы является  изучение проблем финансирования в сфере малого бизнеса России и пути их
решения. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть финансирования малого предпринимательства в России, проблемы и пути их решения.

- изучить статистические данные по развитию малого бизнеса в России;

- рассмотреть деятельность малого предприятия.

При написании работы широко использовалась как отечественная, так и зарубежная литература, а также широкий круг отечественных периодических изданий.

1. ФИНАНСЫ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ

 

 

1.1. Финансирование малого бизнеса в России

 

Недостаток свободных средств должен восполняться заемными средствами. Основные денежные ресурсы сосредоточены в банковской системе, однако возможности доступа к ним ограничены. Опрос показал, что 81% банков предоставляли кредиты МП и ИЧП. Причины, побуждающие банки заниматься кредитованием малых предприятий, следующие: 85% банков привлекает прибыльность этих операций, 60% ведут борьбу за расширение клиентской базы. Льготы, предоставляемые властями, упомянули только 9% банкиров. На наш взгляд, участие многих банков в международных либо различных российских программах поддержки малого бизнеса расширяет их доступ к финансовым ресурсам, укрепляет связи с органами власти или международными организациями, что представляется не менее значимым мотивом работы с малым бизнесом, чем прибыльность.

В настоящее время достаточно широкий спектр финансовых институтов оказывает финансовые услуги МП, однако банки играют здесь ведущую роль. В основном преодолена тенденция негативного отношения к малому предпринимательству со стороны банков - трудности в открытии счетов, доступ к кредитным ресурсам. Это подтверждают данные опроса российских банков, проведенного в конце 1996 г ИСАРП. В опросе приняли участие 198 банков и 84 филиала в 14 регионах России. Приводимый ниже анализ состояния банковского обслуживания малых предприятий основан на некоторых результатах этого опроса.

Доля МП среди клиентов банков довольно значительна: 58% респондентов указали, что 1/3 их клиентов составляют малые предприятия; у 7% банков клиентура практически полностью состоит из МП. ИЧП в структуре клиентской базы значительно меньше: у 42% банков они составляли до 5%. Банки собираются и дальше развивать свою работу с малым бизнесом: они рассматривают его не только как источник привлечения средств, но и как сферу прибыльных вложений. С точки зрения банкиров, МП не испытывают какой-либо дискриминации, банки предоставляют им тот же набор услуг, что и другим клиентам. В то же время, безусловно, отношение к клиенту зависит от значимости его для банка.

Среди услуг, предлагаемых банками малым предприятиям, наиболее часто упоминаются кредитование и размещение средств на депозит (указали около 90% банков), далее следуют финансовое консультирование, выдача гарантий и аккредитивов, лизинг, управление активами. Вместе с тем ответы свидетельствуют о том, что спектр реально предоставленных услуг в два раза меньше возможного. Такой разрыв говорит о наличии невостребованного предложения. Представляется, что постепенно рынок банковских услуг будет развиваться в направлении уменьшения этого разрыва. Традиционные услуги - кредитование и депозиты - сохраняют свое лидирующее положение: фактическое предоставление кредитов упоминается в 77% ответов, а депозиты - в 65%, но другие услуги отмечаются существенно реже.

Банки свободно открывают счета предпринимателям, однако режим таких счетов зависит от объемов поступающих средств. По данным опроса, почти все банки за исключением 2% осуществляли расчетно-кассовое обслуживание малых предприятий и ИЧП. В то же время банки тщательно изучают потенциального клиента. Главной причиной отказа в открытии счета может явиться недоверие к личности предпринимателя или представленной документации. Вторая причина - небольшой ожидаемый оборот. Для 1/3 банкиров небольшой оборот - это среднемесячный оборот до 500 млн. руб. Вместе с тем для каждого шестого банка клиент становится крупным при обороте до 100 млн. руб. Понятие “оборот по счету”, как правило, определяет представление банкиров о малом бизнесе, т.е. в большинстве случаев банкиры относят к этой категории предприятия не по численности занятых, а по располагаемым денежным средствам.

Наиболее распространенной для МП формой размещения собственных средств через банк остаются депозиты. Векселя банка (37% ответов) - также форма депозита, снижающая в то же время налогообложение для клиента и процент по заемным средствам. На желание МП размещать средства в государственные ценные бумаги указали 36% опрошенных банков. Эта форма размещения привлекательна своей ликвидностью и для начала 1996 г. - высокой доходностью.

Финансовое консультирование занимает третье место в рейтинге услуг (отмечено половиной респондентов). Банки, работающие с малым бизнесом в рамках специальных программ, предоставляют помощь в составлении бизнес-планов. Разработку бизнес-планов в списке потенциальных услуг упомянул 31% банков, однако реально лишь 6% помогали своим клиентам составлять бизнес-планы. Банки могут оказывать услуги и по их сопровождению: 6% опрошенных содействовали в поисках инвестора.

Лизинг в качестве возможной услуги признает каждый пятый банкир, однако на деле менее 3% банков оказывали эту услугу. Как правило, лизинговые операции осуществляются комбинированным способом, и банк является одним из их участников, а не непосредственно лизингодателем.

Таблица 1.1 Основные показатели деятельности предприятий в сфере финансового лизинга в 2011 г.

 

Средние
предприятия

Малые предприятия

всего

в том числе
микропредприятия

Количество предприятий, единиц

35

533

371

Общая стоимость заключенных договоров финансового лизинга, млн. руб.

35750,4

65322,5

19447,6

Средний срок действия заключенных
договоров финансового лизинга, лет

5,6

3,11)

        …

1) Без учета микропредприятий.

Рис. 1.1 Факторы, отрицательно влияющие на деятельность организаций в сфере финансового лизинга  в 2011 г. (в процентах)

 

Прямое финансирование малого бизнеса осуществляется путем предоставления кредитных линий (см. рис. 1.2). Кредитный институт, реализующий программу, формирует специальный фонд и привлекает управляющую компанию, которая отбирает банки-агенты и помогает заключить, а затем и контролировать соглашение между головным кредитным институтом и банком-агентом по выделению и целевому использованию последним кредитной линии; банки-агенты самостоятельно или с помощью консультанта (которым может быть, например, управляющая компания) отбирают проекты для кредитования, проводят их оценку, выделяют кредитные ресурсы и осуществляют их мониторинг; полученные в результате возврата кредита доходы в той или иной пропорции распределяются между головным кредитным институтом, управляющей компанией и банком-агентом.

http://www.smb.ru/analitics/mb_russia/6.gif

Рис. 1.2 Типовая схема действия специальных программ коммерческого кредитования малых предприятий (СПККМП)

 

В настоящее время в России действует несколько таких программ, осуществляемых в основном зарубежными кредитными институтами. Наиболее крупными среди них являются две программы Европейского банка реконструкции и развития:

- программа микрокредитования;

- программа кредитования малых предприятий.

Программа микрокредитования нацелена на то, чтобы снизить лимиты финансирования, устанавливаемые коммерческими банками для заемщиков. Микрофирмы обычно не в состоянии предоставить минимальный залог требуемой величины, либо запрашивают слишком “маленький” кредит - ниже той суммы, начиная с которой использование традиционных кредитных технологий делает предоставление кредита рентабельным для банка.

Программа микрокредитования в основном успешно преодолевает эти лимиты, так как нижнего предела по размерам кредита практически нет (известен случай в Туле, когда был выдан кредит в 50 долл.), а верхний составляет 25-35 тыс. долл., залогом служит любое ликвидное имущество на сумму, эквивалентную размеру кредита плюс процент по сделке.

В рамках данной программы кредиты выдаются главным образом торговым предприятиям с численностью занятых до 20 (как правило, даже до 10) чел. ЕБРР и его консультант, немецкая фирма Internationale Projekt Consult, считают, что торговля сегодня является единственной отраслью, которая в состоянии выплачивать довольно высокие ставки процента по кредитам: в 1996 г. средняя ставка по текущим проектам составляла в рублях около 100% годовых, новые кредиты сроком от 1 до 6 месяцев предоставлялись под 60-75% годовых.

Дополнительное достоинство данной программы заключается в том, что клиенты, соблюдающие условия кредитного договора и успешно развивающие свой бизнес, имеют наилучшие шансы перейти на следующую “ступень” - существенно расширить масштабы привлечения заемных средств в рамках программы кредитования малого бизнеса.

Относительные недостатки данной программы являются продолжением ее достоинств: в нее не вписывается поддержка самых проблемных категорий МП - фирм производственной направленности, стартового предпринимательства, хотя в развитых странах программы микрокредитования рассчитаны в первую очередь именно на поддержку начинающих предпринимателей. Но консультант ЕБРР считает микрокредитование стартующих фирм в российских условиях слишком рискованным и сопряженным с неизбежным “размазыванием” финансовых ресурсов.

Трудности, с которыми сталкивается данная программа, как и ряд других, имеют в основном юридический характер - не урегулированы в правовом отношении многие аспекты финансовой деятельности, законодательство защищает главным образом заемщика, а не кредитора (отсюда зачастую невозможность истребовать залог).

Программа ЕБРР по кредитованию малого бизнеса рассчитана на предприятия с численностью занятых до 50 чел. и направлена на поддержку в первую очередь фирм в реальном секторе, испытывающих потребность в привлечении долгосрочных (до 2-3 лет) кредитов на пополнение основных средств, в том числе приобретение объектов недвижимости производственного назначения. Поэтому и лимит кредитования здесь выше-- до 125 тыс. долл., и ставки по кредитам несколько ниже, чем в программе микрокредитования.

Во всех остальных отношениях (механизм действия, стратегия развития и т.д.) данная программа напоминает программу ЕБРР по микрокредитованию. Столь же высока и эффективность ее действия: невозвратов кредитов нет, доля просроченных кредитов не превышает 1%. В немалой степени это обстоятельство объясняется тем, что до 40% клиентов российских банков - агентов ЕБРР, обращающихся за кредитами на пополнение основных средств, ранее уже участвовали в программе микрокредитования, т.е. обладают определенной кредитной историей, знакомы с требованиями ЕБРР, являются относительно успешными МП.

Внебанковское финансирование малого бизнеса осуществляется из различных источников и на разных принципах. Во-первых, есть каналы внебанковского финансирования, основанные на привлечении внутренних временно свободных ресурсов самого сектора МП - в данной связи необходимо прежде всего упомянуть коммерческий кредит, широко используемый российскими малыми предприятиями, особенно в сфере торговли, а также деятельность кредитных союзов малых предприятий. Наряду с ними используются и внешние для малого бизнеса источники финансирования - мобилизация средств физических и юридических лиц под эмиссию акций (данная форма в секторе малого бизнеса применяется, правда, достаточно редко); услуги теневого ростовщического капитала (особенно распространены в крупных городах, среди микрофирм, в торгово-посреднической деятельности, туристическом бизнесе и т.д.); средства различных донорских организаций.

Во-вторых, Внебанковское финансирование осуществляется либо на возвратной, как правило, возмездной основе, либо же - в случае фондов занятости - на грантовой основе, т.е. в виде безвозвратных субсидий и дотаций. Даже при возмездном (платном) использовании финансовых ресурсов предоставляющие их организации в подавляющем большинстве являются бесприбыльными: мировая практика показывает, что для достижения самоокупаемости при столь специфическом характере деятельности донорским организациям требуется 5-7 лет, выйти же на прибыльную работу можно лишь через 15-20 лет. Очевидно, столь долгосрочное планирование самоокупаемости в условиях переходной российской экономики просто нереалистично. Поэтому важнейшим источником внебанковского финансирования выступают бюджетные ресурсы. Они могут направляться в малый бизнес главным образом через Федеральный и региональные фонды поддержки малого предпринимательства (в виде гарантийно-залогового обеспечения либо льготных кредитов), а также через Фонд занятости (в виде целевых субсидий либо беспроцентных ссуд).

В-третьих, Внебанковское финансирование охватывает разные категории МП. При этом грантовое финансирование используется для поддержки стартового малого бизнеса, в том числе МП, создаваемых в рамках различных программ самозанятости.

На переживаемом этапе едва ли не самой важной задачей выступает более активное привлечение к поддержке малого и среднего бизнеса региональных кредитных организаций.

Целенаправленная государственная финансовая поддержка малого предпринимательства может осуществляться по двум основным направлениям:

- первое из них предполагает направление бюджетных средств непосредственно в сферу малого бизнеса, т.е. связано с оказанием субъектам малого предпринимательства прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в т.ч. льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и финансово-кредитных организаций;

- второе направление представляет собой форму косвенной финансовой поддержки малого бизнеса, нацеленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики. Соответствующие меры могут включать общегосударственные и региональные режимы льготного налогообложения малых предприятий, внедрения упрощенных систем налогообложения; установление норм ускоренной амортизации основных фондов малых предприятий; распространение в сфере малого предпринимательства системы лизинга и т.д. [2].

При этом следует отметить существенное смещение акцентов в реализации государственной политики в сфере малого бизнеса в последние годы: поддержка субъектов малого бизнеса оказывается не напрямую, а преимущественно через кредитно-финансовые организации, обеспечивающие их обслуживание. Примером служит государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), которая реализует на практике программу финансовой поддержки рассматриваемого бизнеса через ОАО «Российский банк развития» (РосБР), 100% акций которого в августе 2008 г. переданы в уставный капитал Внешэкономбанка.

Программа «Российского банка развития» представляет собой механизм двухуровневого кредитования: РосБР не работает напрямую с субъектами малого и среднего бизнеса, а финансирует прямо лишь региональные банки. Последние, в свою очередь, кредитуют субъекты малого и среднего бизнеса в соответствии с продуктовой линейкой РосБР [1].

Для осуществления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса РосБР разработаны такие кредитные продукты, как «Стартовый капитал» (как понятно из названия, данный продукт предназначен для кредитования вновь создаваемых субъектов малого и среднего бизнеса в целях формирования и укрепления его материально-технической базы), «Капитал для роста» (направлен на рост материально-технической базы уже действующего субъекта малого и среднего бизнеса, расширение производства, создание новых технологий), «Оборотный капитал» (ориентирован на пополнение материальных запасов, приобретение товарно-материальных ценностей) и «Регион» (кредитование приоритетных для регионов проектов). Решение о том, в рамках какого из указанных продуктов кредитовать субъект малого или среднего бизнеса, принимается банком-партнером самостоятельно. В настоящее время РосБР ведет работу по совершенствованию существующих кредитных продуктов, а также по разработке новых, которые позволили бы банкам-партнерам проводить более гибкую политику кредитования рассматриваемого бизнеса и способствовали росту численности субъектов этого бизнеса, получающих финансовую поддержку в рамках указанной программы.

Для включения в программу кредитования Российский банк развития отбирает: наиболее надежные и стабильно развивающиеся региональные банки; банки, реализующие стратегию кредитования малого и среднего бизнеса с использованием наиболее адекватных технологий; банки, сотрудничающие с органами государственной власти субъектов РФ по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса; банки, участвующие в развитии инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса [4].

Приоритетными целями кредитования в рамках рассматриваемой программы являются:  создание новых производств; приобретение и модернизация основных средств; развитие научно-технической и инновационной деятельности;  внедрение новых технологий; развитие экспортных операций и импортозамещение.

Применение двухуровневой схемы кредитования, объединяя усилия государственных и частных финансовых институтов, позволяет охватывать все субъекты Российской Федерации без формирования собственной филиальной сети, создавать и поддерживать эффективные механизмы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса и организаций, представляющих инфраструктуру его поддержки. «Российский банк развития» при этом придерживается принципа неконкурентности с коммерческими банками, а также принципа прозрачности механизма финансовой поддержки.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2009 г. кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ) – единственный сегмент рынка, показавший положительную динамику. Прирост портфеля ссуд МСБ составил 3,7% до уровня в 2,648 трлн. руб., но на фоне «конкурентов» – корпоративного (-0,6%) и кредитования физических лиц (-11%) – это выглядит достижением [5].

Тем не менее, доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса не столь велика, насколько это требуется. Объем рынка кредитования напрямую зависит от уровня развития малого бизнеса в экономике страны.

Россия демонстрирует значительное отставание от стран Европейского союза (ЕС) по вкладу малого и среднего бизнеса в экономику. Разница действительно огромна. Только 15% российского валового внутреннего продукта (ВВП) – результат работы малого бизнеса. Для сравнения, в ЕС – почти 60%. Доля занятых в малом бизнесе у нас чуть более 16%, тогда как в европейских странах около 70%. Более 70% отечественных малых и средних компаний работают в торговле и сфере услуг.

Таким образом, недостаточно развиты сектора, несущие инновационный потенциал: промышленность, информационные технологии, связь, медицина и т.п. Помимо этого, отечественный малый бизнес отличается высокой долей теневого сектора, неустойчивостью, низкой инновационностью [1].

Основным источником финансирования малого и среднего бизнеса в развитых странах являются банковские кредиты для компаний (66%), тогда как в нашей стране на их долю приходится всего порядка 20%.

Следует отметить, что коммерческим банкам не выгодно выдавать небольшие кредиты (а именно такие кредиты требуются малым предприятиям), в пределах 200-300 тыс. руб. Затраты на изучение деятельности потенциального крупного заемщика и малого предприятия практически одинаковы, а доходы банка существенно различаются. При этом такие широко распространенные за рубежом направления финансовой поддержки малого бизнеса, как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитная кооперация, в нашей стране начали свое развитие недавно. К примеру, Президиум Правительства РФ 31 марта 2010 г. одобрил проект закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и рекомендовал его для внесения в Государственную Думу. Законопроектпозволит упростить доступ начинающих предпринимателей к необходимым им финансовым ресурсам.

Несмотря на некоторый спад количества официально зарегистрированных безработных во второй половине 2009 г., к 15 марта 2010 г. по данным Роструда их число составило 2,3 млн. чел. [1]. Государство реализует различные программы в целях снижения социальной напряженности и нормализации рынка труда.

Среди них особое место занимают субсидии, предоставляемые безработным региональными службами занятости на открытие собственного дела, а также программы Министерства экономического развития РФ по предоставлению грантов начинающим предпринимателям в сумме до 300 тыс. руб.

В 2009 г. субсидии на начало своего дела по линии Министерства здравоохранения и социального развития РФ получили около 120 тыс. безработных в сумме чуть менее 60 тыс. руб. каждый (по сути, это капитализированное в годовом исчислении пособие по безработице). При этом, большая часть новых предпринимателей начали свою работу в малых городах и сельской местности, в том числе на аграрных территориях Юга России. Это лишний раз подтверждает как значительный потенциал малого бизнеса в создании новых рабочих мест, особенно в местах с неразвитой инфраструктурой, так и желание людей реализовать предпринимательскую инициативу при условии даже небольшой государственной поддержки.

После первых достаточно успешных результатов масштабы программ содействия безработным в открытии своего дела планируется в 2010 г. существенноувеличить. Так, по прогнозам, стартовую субсидию в2010 г. получат уже более 180 тыс. предпринимателей, а ее сумма возрастет до 70 тыс. руб. с учетом индексации минимального размера пособия по безработице.

Однако существует как минимум одна серьезная проблема, которую необходимо решить в ближайшее время, чтобы не допустить снижения эффективности программы. Она состоит в том, что предоставляемого размера стартовой субсидии обычно хватает на 2-3 месяца деятельности созданного микро-предприятия, после чего ему нужно привлекать дополнительные финансовые ресурсы – в основном, на пополнение рабочего капитала. Большинство банков работать с таким заемщиком не станут, поскольку минимальный стаж для доступа к банковским кредитам составляет сегодня от 6 до 12 месяцев. Кроме того, чаще всего начинающим предпринимателям и кредиты нужны небольшие, в пределах 50-150 тыс. руб., да и ведут они свою деятельность, как было сказано выше, в малых городах и на селе, где выбор банковских программ кредитования для малого бизнеса невелик.

Очевидно, что если новое предприятие не сможет официально получить необходимые ему финансовые ресурсы, то для него будут доступны два сценария: обратиться за деньгами к ростовщикам или закрыть бизнес через 4-6 месяцев после его начала. Понятно, что ни тот, ни другой вариант не может устроить как государство, так и общество, поскольку такие результаты были бы прямо противоположны целям программы. Значит, необходима альтернатива – создание легальной и массовой системы кредитования начинающих предпринимателей и микро-предприятий, учитывающей специфику начинающего бизнеса и ориентированной на выдачу небольших по размеру займов и кредитов. Как показывает мировая практика, одним из наиболее эффективных инструментов здесь является микрофинансирование.

Разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса (МБ) в РФ, в сфере финансовой помощи в условиях мирового финансового кризиса, пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социальноуязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

В целом российские малые предприятия в настоящее время не имеют каких-либо существенных льгот и преференций за исключением специальных налоговых режимов. Однако, эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный налог, в отрыве от других инструментов защиты интересов и стимулирования защиты бизнеса постоянно снижается в связи с увеличением финансовой нагрузки нефискального характера (арендных платежей, оплаты коммунальных услуг, транспортных тарифов, коммерческих услуг государственных организаций и т.д.).

 

Рис. 1.3 Прогноз развития рынка МСБ на 2011-2013 гг.

 

Наиболее распространенным инструментом господдержки финансирования МСП являются Фонды содействия кредитованию, дающие поручительства по обязательствам предпринимателей перед банками. Для заемщика это возможность решить проблему залогового обеспечения и получить кредит. Для банков – снижение рисков, поскольку обеспечение в виде поручительства фонда достаточно надежное.

Другим инструментом поддержки кредитования малого и среднего бизнеса является создание гарантийных фондов. Так, например, на сегодня гарантийный фонд Москвы имеет обязательства по отношению к 3100 заемщикам на сумму 10,7 млрд. руб. Объем кредитов, гарантированный фондом, составляет 22,7 млрд. руб. [5].

Деньги по разумным ценам малый бизнес может получить фактически только по госпрограмме, которая реализуется через Российский банк развития (РосБР) и его банки-партнеры. К 1 апреля 2010 г. РосБР заключил договоры с банками-партнерами и организациями инфраструктуры на финансирование малых и средних предприятий более чем на 30 млрд. руб. Таким образом, все средства Фонда национального благосостояния, полученные РосБР через Внешэкономбанк, уже работают. К 2011 г. суммарный объем ресурсов, выделенных на поддержку малого и среднего предпринимательства, должен вырасти до 100 млрд.руб.[6]. В планах увеличивать объем поддержки малого и среднего бизнеса через банки-партнеры и организации инфраструктуры. Ожидается, что объем кредитов, выданных через банки-партнеры, к началу 2011 г. составит около 55 млрд. руб., через организации инфраструктуры – 19 млрд. руб. С апреля 2010 г. вводятся новые кредитные продукты для банков- партнеров. Малый и средний бизнес получит дешевые и длинные деньги на модернизацию производства (продукт «Инвестирование»), имея возможность использовать кредит в виде кредитной линии с лимитом выдачи. Второй продукт – «Софинансирование». Он предполагает совместное участие в кредитовании – средствами РосБР и самого банка. Если банк обязуется направить на кредитование малого или среднего бизнеса не менее 30% собственных средств, он сможет получить деньги от РосБР по более выгодной ставке. Следующий новый продукт для партнеров – лизинговых компаний – это «лизинг начинающим предпринимателям». Суть его заключается в предоставлении имущества в долгосрочную аренду с дальнейшим правом выкупа тем, кто только начинает бизнес. Процентная ставка по данному продукту установлена для лизинговых компаний на уровне 8,75% годовых, сроки кредитования – до пяти лет. При успешной реализации данного продукта он будет тиражирован во многих регионах нашей страны.

Принимая во внимание поставленные правительством РФ задачи по развитию инновационной сферы экономики и масштабной модернизации производства,

РосБР готовит программу финансирования инновационных и модернизационных проектов. Планируется, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках инновационных направлений составит 8 млрд. руб.

Но для того чтобы в стране развился малый бизнес, усилий одного РосБР мало, необходимо активное участие самих регионов. Поддержка малого бизнеса является комплексным процессом, который зависит также от готовности региональных органов власти принимать в нем активное участие.

Состояние рынка банковских услуг для малого бизнеса свидетельствует о необходимости принятия ряда мер:

- по развитию системы государственного гарантирования инвестиционных кредитов МП с участием Федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства;

- по повышению действенности льгот банковскому сектору по долгосрочному кредитованию, кредитованию малых предприятий;

- по стимулированию развития банков, специализирующихся на работе с малым бизнесом;

- по развитию системы обучения банковского персонала, в особенности в региональных банках, методам и технологии кредитования малого бизнеса.

 

 

1.2. Способы решения проблем финансирования в сфере малого бизнеса

 

Совершенно очевидно, что полноценное развитие  малого   бизнеса  невозможно без  решения  проблемы его финансового обеспечения. Мировая практика убеждает, что более 90 процентов субъектов малого предпринимательства не смогут начать работу без заёмных средств.

Проблемы финансово – кредитной поддержки малого предпринимательства возникают из-за низкого уровня финансовой устойчивости и залогоспособности малых предприятий, ограниченных возможностей использования субъектами малого предпринимательства традиционных финансовых инструментов с одной стороны и отсутствием действенных финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства с другой. Поэтому возможности получить банковский кредит у малых предприятий ограничены. Банковский сектор из-за высоких рисков, связанных с кредитованием малых предприятий, в большей мере ориентирован на крупные предприятия. Не отработана система гарантирования получения субъектами малого предпринимательства необходимых кредитных средств и займов. Практически отсутствуют альтернативные источники микрокредитования малых предприятий. Решение этих задач невозможно без предоставления таких возможностей фондам поддержки малого предпринимательства, иным, помимо банков, финансовым организациям, без создания заслуживающей доверия системы государственных гарантий кредитования малого предпринимательства, повышения профессиональной готовности предпринимателей к использованию заемных средств.

Необходимость осуществления специальных программ кредитования МП в развитом рыночном хозяйстве и в переходной экономике определяется во многом различными причинами. Если в странах ЕС, например, программы нацелены на то, чтобы облегчить “проблемным” предпринимательским группам доступ к заемному капиталу, то в нынешних российских условиях при сравнительной неразвитости легальных финансовых рынков и относительной доступности альтернативных (главным образом “теневых”) источников внешнего финансирования реализация специальных программ кредитования диктуется потребностью “приучить” и МП, и коммерческие банки работать в соответствии с современными кредитными технологиями и до некоторой степени ослабить влияние теневой экономики на малый бизнес.

По мере изменения макроэкономических условий и становления рыночной инфраструктуры в России, по-видимому, изменится как предназначение, так и роль специальных программ кредитования в системе мер поддержки малого бизнеса. Во-первых, они в большей мере будут адресоваться начинающему бизнесу, инновационным фирмам, МП в реальном секторе экономики. Во-вторых, с накоплением финансовых ресурсов у специализированных кредитных институтов и оздоровлением ситуации в банковском секторе усилится роль залогово-гарантийных схем в реализации указанных программ и существенно расширится за счет активизации на этой основе работы коммерческих банков с малым бизнесом финансовая база поддержки МП.

В рамках подобных программ вырабатываются специальные технологии высокоэффективной работы с малыми предприятиями, осваиваемые банковским персоналом. В связи с этим следовало бы, используя успешные программы, создавать учебные курсы для обучения сотрудников банков, не вошедших в программы. Нужно также расширять непосредственное участие в программах средних, региональных банков, зарекомендовавших себя как достаточно надежные и консервативные.

Перспективы развития различных форм внебанковского финансирования МП в России, очевидно, неодинаковы. Так, коммерческий кредит и особенно общества взаимного кредитования (после принятия соответствующего закона), по всей видимости, станут магистральным направлением аккумуляции средств самого малого бизнеса, направляемых на решение инвестиционных и иных задач данного сектора. По мере оздоровления экономической среды и развития легальной инфраструктуры финансовых рынков для МП будет снижаться значение “теневого” ростовщического капитала; получат несколько большее распространение такие формы мобилизации капитала, как эмиссия ценных бумаг. В связи с решением задач структурной перестройки экономики в среднесрочной перспективе, особенно при оздоровлении бюджетов всех уровней, усилится потребность в финансовой поддержке самозанятости и иных формах финансирования МП из фондов занятости.

2. СТАТИСТИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 

 

2.1. Тенденции развития  малого предпринимательства в России

 

На 1 января 2012 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 953.1 тыс., на 7,0% Выше, чем по состоянию на 1 января 2011 г. и на 8.0% выше по сравнению с аналогичным показателем па 1 января 2010 г Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 656,6 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2010 г. на 48,8 ед. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах, за исключением Центрального ФО. Максимальное увеличение показателя отмечается в Северо-Западном и Южном федеральных округах.

 

Рис. 2.1 Распределение федеральных округов по отдеьным показателям деятельности МСП в 2011 г. (в процентах к итогу)

В 2011 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих во договорам гражданско- правового характера) в целом по стране выросла по сравнению с 2010 г. на 5,1% в составила 7815, 1 тыс. чел., рост же но сравнению с 2009 г. составил 8,2%. Кроме того, в 2011 г. по сравнению с 2009 г. малые предприятия обеспечили на 594,8 тыс., больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 16,1%. повысившись на 1,7 п.п. по сравнению с показателем за 2009 г.

Рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на МП за период с 2009 г. по 2011 г. произошел в Приволжском, Уральском в Южном федеральных округах. Наименьшие темпы роста были отмечены в Центральном ФО. [11,c.52]

По итогам 2011 г. продолжилась тенденция к росту объема производства продукции (работ, услуг) на МП при небольшом сокращении темпов роста за последний год: если за 2009 г. показатель вырос на 18,0%, то за 2010 г. и 2011 г. увеличение составило уже 29,5% и 21,0%, соответственно. Сам же рост показателя в 2011 г. по сравнению с 2009 г. составил 56,7%. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. В результате, по итогам 2011 г. Центральный округ вышел на 1 место по показателю производства на МП в расчете на душу населения, хотя в 2009 г. он занимал 2 место, уступая Северо-Западному ФО. Заметно производство выросло также в Уральском и Сибирском округах. Наименьшее увеличение характерно для Северо-Западного ФО.[6,c.17]

Но следует четко понимать, что основные функции малого предпринимательства носят преимущественно социальный характер, с его развитием связывается не столько его вклад в «удвоение ВВП», но прежде всего, снижение социальной напряженности в обществе, повышение занятости, и как следствие, повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса и так далее. Наращивание производственных объемов не является основной задачей малого предпринимательства, это прерогатива крупного и, отчасти, среднего бизнеса, где есть для этого все возможности и условия, в частности использовать эффект масштаба. Если и говорить о «производственной функции» малого предпринимательства, то здесь скорее необходимо делать акцент на его возможности выпускать «штучную», персонифицированную продукцию, а также стать «полигоном» для обкатки новых инновационных промышленных образцов. Подтверждением «непроизводственного» характера сектора малого бизнеса выступает его отраслевая структура, где практически половина числа МП – это предприятия торговли, а среди индивидуальных предпринимателей эта доля достигает двух третей (Приложение). [9]

По состоянию на 1 апреля 2012 года в России было зарегистрировано 1 миллион 033 тысячи юридических лиц, занятых в сфере малого бизнеса, а также 2 миллиона 600 тысяч малых предпринимателей. Оборот малого бизнеса по итогам 2011 года - более 10 триллионов рублей. [5,c.55]

Еще более впечатляющей выглядит статистика занятости населения. Так, сегодня в сфере малого предпринимательства трудится 16,7 миллиона россиян. Это четверть от всего работающего населения в стране. Объем поступления в бюджет единого налога, исчисляемого по упрощенной системе, от малого бизнеса в I квартале 2010 года составил 10 миллиардов рублей, что на 32 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Это увеличение сопровождалось и ростом поступлений от единого налога на вмененный доход: за первый квартал собрано 11 миллиардов рублей, рост - на 37 процентов. Эти налоги поступают в региональные и местные бюджеты, таким образом, региональные власти становятся заинтересованной стороной и оказывают содействие развитию малого предпринимательства на местах.

2.2. Перспективы развития  малого предпринимательства в России

 

Несмотря на довольно высокие темпы развития малого бизнеса,  предпринимательский потенциал российских граждан пока еще используется далеко не полностью. Только один из трех жителей страны, желающих открыть собственное дело, действительно начинает его. Виной тому барьеры, которых еще немало на пути развития бизнеса. В частности, нерешенные проблемы в налоговой сфере, слабость законодательной базы, трудности в получении кредитов.

В бюджет Российской Федерации на 2012 год на поддержку малого бизнеса выделено 4 миллиарда рублей, с учетом средств на развитие бизнес-инкубаторов. Из года в год эта сумма возрастает. Так, в 2011 году на поддержку малого предпринимательства выделено 3 миллиарда рублей, а в 2010 году эта сумма была в два раза меньше.[8,c.5]

Планируется, что по итогам 2012 года будут созданы венчурные фонды с совокупным капиталом 5,7 миллиарда рублей. Они дадут возможность профинансировать около 200 инновационных проектов малого бизнеса.

Правительство планирует добиться в ближайшие годы ежегодного роста количества малых предприятий на 5-10 процентов, или 50-70 тысяч юридических лиц. Кроме того, в планах - обеспечить рост числа занятых в малом бизнесе на 5-7 процентов, или 400 тысяч человек ежегодно. Для осуществления этого необходимо принятие закона о поддержке мелкого и среднего бизнеса. Сегодня концепция закона уже готова и находится на рассмотрении кабинета министров.[8,c.5]

Этот законопроект предполагает выделение трех субъектов экономической деятельности. Предприятия этого сектора будут разделены на микропредприятия (численностью до 15 человек), малые (от 16 до 100 человек) и средние предприятия (до 250 человек). Такая градация позволит более точно дифференцировать меры государственной поддержки для различных субъектов малого и среднего бизнеса, так как они объединяются в единый сектор.[8,c.5]

Таким образом, за 2009-2011 гг. в целом по стране по всем показателям развития малого бизнеса  отмечается положительный прирост, а тенденцию развития малого предпринимательства можно охарактеризовать как благоприятную. Вместе с тем за названный период наблюдаются значительные региональные диспропорции по динамике развиваемых показателей.

3. ЭКОНОМИКА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

3.1. Критерии отнесения предприятия к малому бизнесу в России

 

Круг субъектов малого предпринимательства определен Федеральным законом №88-ФЗ от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и включает:

- Предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ);

- Крестьянские (фермерские) хозяйства (К(ф)Х);

- Малые предприятия - юридические лица (МП), удовлетворяющие следующим двум требованиям:

- в уставном капитале доля государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25%;

- средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:

-         в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

-         в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

-         в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;

-         в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. [13]

Малые предприятия могут создаваться:

- гражданами, членами их семьи и другими лицами, совместно ведущими трудовое хозяйство; государственными, арендными коллективами, совместными предприятиями, кооперативами, акционерными общества­
ми, хозяйственными обществами и товариществами, другими предпри­ятиями и организациями, являющимися юридическими лицами;

- государственными органами, уполномоченными управлять имущест­вом государства;

- совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами;

- в результате выделения из состава действующего предприятия, объ­единения одного из нескольких структурных подразделений или струк­турных единиц по инициативе коллектива работников, если на это есть
согласие собственника имущества предприятия и обеспечивается вы­полнение ранее принятых предприятием договорных обязательств. В
этом случае данное предприятие выступает в качестве учредителя ма­лого предприятия.

Для создания малого предприятия необходимо: [3,c.46]

- определить форму собственности, на которой будет основано малое
предприятие;

- выбрать учредителя, если малое предприятие предполагается на собственности определенного владельца, и получить его согласие;

- подготовить учредительные документы; 

- провести собрание членов малого предприятия, на котором обсудить
и принять решение о создании малого предприятия и утвердить учредительные документы;

- зарегистрировать малое предприятие в местных органах власти.

Вопрос о том, какие организационно-правовые формы могут принимать малые предприятия, имеет большое соци­ально-экономическое значение. Речь идет о возможности населения включаться в предпринимательскую деятель­ность, а потому и о масштабах малого 6изнеса.

Выбор организационно-правовой формы предприятия зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются: [2,c.9]

- задачи, которые ставятся перед предприятием при его создании;

- размер капитала, которым располагают основатели;

- ответственность, которую хотели бы взять на себя вкладчики капитала: ограниченную или неограниченную;

- степень участия вкладчика капитала в управлении пред­приятием;

- наличие или отсутствие у основателя предприятия про­фессиональных знаний;

- налоговое законодательство.

Малое предприятие может быть образовано в форме общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества или в иных формах, не запрещенных законодательством.

Широкое распространение в малом бизнесе получило образование коллективных предприятий. Коллективное (народное) предприятие—это такое хозяйственное формирование, в котором все имущество и получаемые до­ходы принадлежат коллективу его работников.

Таким образом, в настоящее время в РФ для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

 

3.2. Анализ деятельности малого предприятия ООО «Дельта-Пак»

 

ООО «Дельта-Пак» зарегистровано 31.08.2008 г. в Воронежской области. Организационно-правовая форма предприятия - Общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности - частная. Основной вид деятельности предприятия производство полиэтиленовой пленки.

Доли в уставном фонде ООО распределены между четырьмя его участниками – физическими лицами:

Иванов Сергей Петрович – 25%;

Степанов Иван Олегович -    25%;

Семенов Петр Иванович – 25%;

Петров Иван Сергеевич -    25%.

ООО «Дельта-Пак» на созданной технологической линии выпускает экструдированную полиэтиленовую пленку в виде двухслойного рукава шириной от 0,35 до 2,05 метров, с толщиной одного слоя от 0,03 до 0,25 мм.

Широкий диапазон размеров выходного двухслойного рукава и толщин одного слоя позволяет максимально точно удовлетворять требованиям потребителей за счет широкого ассортимента продукции. Предприятием производится как полиэтиленовая пленка, так и полиэтиленовые пакеты и мешки. В Таблице 3.1 представлен ассортимент производимой продукции.

Таблица 3.1. Ассортимент производимой продукции ООО «Дельта-Пак»

№ пп

Наименование

№пп.

Наименование

1.

2.

3

4

5

6

7

8

9

 

Пакет 300*150

Пакет 500*150

Пакет 750*150

Пакет 600*150     Пакет 1000*800

Пакет 700*800

Пакет 400*100

Пакет 605*200

Пакет 200*120

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Пакет 260*180

Пакет 400*300

Пакет 650*450

Пакет 250*170

Пакет 310*220

Пакет 400*300

Пакет 520*260

Пакет 520*220

Пленка п/э

 

Анализ  положения  и  тенденций  изменения на  рынке полиэтиленовой пленки показал, что рынок сбыта полиэтиленовой пленки обладает большой емкостью и спрос на  упаковочные материалы сохраняется на стабильно высоком уровне. 

Характерными особенностями рынка полиэтиленовой пленки является:

- отсутствие крупных производителей-монополистов;

- высокая емкость рынка (массовый спрос), включая потребителей совершенно различных категорий.

Исходя из перечисленных особенностей рынка и проведения гибкой маркетинговой политики обеспечивает довольно высокий уровень рентабельности производства.                                            

Исследование рынка полиэтиленовой пленки, конечных потребителей и ассортимент предлагаемого товара  позволяет  выделить  следующие  группы  потребителей: 

- предприятия производящие какую-либо продукцию и использующие пленку и пакеты для упаковки (мебельные фабрики, фасовочные организации);

- оптовые организации, продающие полиэтиленовую пленку в розницу;

- магазины и организации, продающие пакеты в розницу.

Конкурентными преимуществами продукции фирмы являются:

1. Цена пленки и пакетов на уровне цен других производителей;

2. Гибкий уровень цен и дифференцированный подход в ценообразовании с применением скидок;

3. Возможность доставки  товара потребителю в любое время;

4. Широкий ассортимент предлагаемой продукции.

Так как рынок полиэтиленовой пленки и изделий из нее довольно емкий,  ООО «Дельта-Пак» стремится расширить ассортимент выпускаемой пленки за счет покупки дополнительного оборудования и выпуска полиэтиленовых пакетов  цветных и  специального назначения. 

Организационная структура ООО «Дельта-Пак» приведена в Приложении 5.              Организационная структура фирмы линейно-функциональная, которая сочетает преимущества линейной и функциональной структур. Структуру организации можно также охарактеризовать как иерархичную, с четко определенными ступенями подчиненности, распределенными обязанностями и персонализированной ответственностью.

В фирме работают 28 человек. Руководит организацией директор. Ему подчиняются:

-технический директор, который руководит производством  (линейная связь), ему в свою очередь подчиняются начальник производства, руководящий двумя рабочими бригадами,  транспортным отделом и складом;

-коммерческий директор, руководящий отделом маркетинга и бухгалтерией (линейная связь), ему подчиняются главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерию, начальник отдела маркетинга, непосредственно возглавляющий отдел маркетинга;

-юрист организации, который выполняет и координирует всю юридическую работу в организации (функциональная связь);

-секретарь, который выполняет всю работу, связанную с делопроизводством и кадрами по всей организации (функциональная связь). 

Таким образом, ООО «Дельта-Пак» можно отнести к малым предприятиям, так как оно работает в сфере производства и имеет численность работающих до 100 человек.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, малое предпринимательство выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относятся фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности.

По итогам 2011-2012 гг. в целом по стране по всем показателям развития малого бизнеса  отмечается положительный прирост, а тенденцию развития малого предпринимательства можно охарактеризовать как благоприятную.

Необходимо закрепление в законодательстве ряда положений, направленных на развитие гражданско-правовых форм финансирования малого предпринимательства. В частности, для широкого применения лизинга в данной сфере предлагается следующее. Во-первых, отменить для лизингополучателей - субъектов МП требование об отнесении вещи, являющейся предметом договора лизинга, к основным средствам. В то же время для предотвращения злоупотреблений целесообразно предусмотреть, что предметом договора лизинга не может быть вещь стоимостью менее 10 МРОТ и полезным сроком использования менее одного года.

Во-вторых, легализовать в законодательстве и потребительский лизинг, а лизингу в предпринимательских целях, и только ему, в особенности с участием субъектов малого бизнеса, предоставить льготы.

В-третьих, необходимо при региональных ФПМП как финансовых органах в сфере малого бизнеса создать специальные управления, занимающиеся вопросами финансирования лизинговых операций субъектов МП.

Создание специального банка не решит в целом проблему кредитования малого бизнеса. В работе сделан вывод о том, что банки, в которых имеется доля государства, должны предоставлять кредиты в установленных законом пределах (например, не менее 10% от общего объема кредитных ресурсов) начинающим свой бизнес субъектам МП, а также тем из них, которые заняты в приоритетных отраслях экономики (например, в сельском хозяйстве, промышленности, инновациях и т.д.).

Для кредитования всех остальных субъектов МП, не исключая и перечисленных ранее, государству следует ориентироваться на стимулирующий тип правового регулирования путем предоставления коммерческим банкам налоговых льгот, гарантий и иных преимуществ.

Подчеркивая важность усовершенствования финансово-кредитного механизма государственной поддержки МП, полагаем, что одной из причин, препятствующих кредитованию малого бизнеса на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям, является отсутствие на федеральном уровне единого механизма компенсирования. При этом необходимо учесть следующие предложения:

- компенсацию следует производить путем непосредственного перечисления бюджетных субвенций организациям-кредиторам, а также за счет средств гарантийного фонда при ФПМП;

- в определенных случаях вменить в обязанность фондов производить соответствующую компенсацию с установлением механизма ее реализации;

- предусмотреть в законе случаи предоставления полной компенсации, например при льготном кредитовании субъектов МП в сфере промышленности, сельского хозяйства, научно-технической сфере и т.д.;

- нормативно закрепить новую форму финансирования, используемую в зарубежной практике. Речь идет об обществах взаимных гарантий, неизвестных российскому законодательству.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Балацкий Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Е.Балацкий, А.Потапова // Экономист. - 2007. - N 4. - С.45-54.

2. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО. - 2000. - N 8. - С.25-32.

3.Все о финансах для малого бизнеса [Текст]. – 2010. – №2.

4. Дорофеева О.Н. Финансовый механизм поддержки и развития малого предпринимательства [Текст] / О.Н. Дорофеева. – Сыктывкар : СЛИ, 2005.

5. Иванова Н.М.  Малые предприятия – М.: Экономика и финансы, 2004.

6. Колодина И. Малые станут микро//Российская бизнес-газета N573 от 26 сентября 2012 г.

7. Малый и средний бизнес России и стран СНГ - информационный проект по поддержке предпринимательства   http://www.smb-support.org

8. Ореховский П. Малое и среднее предпринимательство в России / П.Ореховский, В.Широнин // Общество и экономика. - 2008. - N 2. - С.49-85.

9. О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса [Текст] // Финансы. – 2009. – №2.

10. РосБР [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.rosbr.ru/ru/press_center/bank_news/?pid=3647.

11. Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14.06.95 №88-ФЗ

12. Финам [Электронный ресурс]: инвестиционный портал. – Режим доступа: http://www.finam.ru.

13. Эксперт РА [Электронный ресурс] : официальный сайт рейтингового агентства. – Режим доступа: http://www.raexpert. ru/conference/2010/finmb/.

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

Распределение числа малых предприятий по отраслям в 2012 году, %[1]

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНИХ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Средние
предприятия

Малые
предприятия

Всего

в том числе микро-
предприятия

Число предприятий (на конец года)

 

 

 

2009

15547

1578769

1339345

2010

25170

1644269

1415186

2011

15856

1836433

1593755

Средняя численность работников,
тыс. человек

 

 

 

2009

2063,1

11281,7

3823,2

2010

2582,9

11149,0

3883,3

2011

2051,5

11480,5

4354,5

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек

 

 

 

2009

1976,3

10162,8

3444,5

2010

2426,7

9790,2

3320,0

2011

1964,4

10422,0

3864,4

Оборот предприятий, млрд. руб.

 

 

 

2009

3030,5

16443,5

4534,2

20101)

7338,5

18301,3

5459,6

2011

5102,9

22613,1

7028,3

Основные средства 2), млрд. руб.

 

 

 

2009

597,0

1329,2

581,9

2010

700,6

1540,4

690,0

2011

908,3

2228,1

1063,0

Оборотные активы 2), млрд. руб.

 

 

 

2009

1914,0

10626,1

6979,0

2010

2185,6

13010,2

8862,7

2011

2579,5

14927,6

10295,0

Капитал и резервы 2), млрд. руб.

 

 

 

2009

713,7

5539,5

4450,2

2010

850,4

14631,1

13234,6

2011

986,1

15211,5

13751,9

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) 2), млрд. руб.

 

 

 

2009

93,0

424,6

198,2

2010

139,4

536,0

241,0

2011

162,1

474,2

199,1

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

 

ЕДНЯЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ1) И ОБОРОТ
В РАСЧЕТЕ НА ОДНО ПРЕДПРИЯТИЕ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 2011 г.

 

Средняя численность работников
в расчете на одно предприятие,
человек

Оборот в расчете на одно
предприятие, млн. руб.

средние предприятия

малые предприятия2)

микропредприятия

средние предприятия

малые предприятия2)

микропредприятия

Всего

129

6

3

321,8

12,3

4,4

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

128

10

3

86,6

5,3

1,7

Рыболовство, рыбоводство

120

6

2

404,7

8,3

1,5

Добыча полезных ископаемых

148

8

2

345,9

13,9

2,9

Обрабатывающие производства

154

10

3

279,5

11,7

3,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

136

14

4

186,1

10,8

3,3

Строительство

130

8

3

256,3

10,9

3,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

78

4

3

714,6

19,3

6,6

Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

62

4

2

860,2

22,1

7,0

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

116

6

3

321,6

12,8

5,8

Гостиницы и рестораны

176

10

4

132,5

8,4

2,9

Транспорт и связь

158

5

2

238,0

7,4

3,0

Связь

135

6

3

234,6

7,5

3,5

Операции с недвижи­мым имуществом, аренда и предо­ставление услуг

129

6

3

199,7

5,6

2,7

Научные исследования и разработки

146

7

3

305,4

8,8

3,6

Образование

210

3

2

10,0

1,6

1,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

160

8

4

97,6

4,8

1,8

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

175

7

3

160,7

4,7

2,0

1) Включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового
характера.

2) Включая микропредприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 2011 г.
(по данным бухгалтерской отчетности; миллионов рублей)

 

Средние предприятия

Малые предприятия

всего

в том числе
микропредприятия

основные
средства

капитал
и резервы

прибыль
(убыток)
отчетного периода¹)

основные
средства

капитал
и резервы

прибыль
(убыток)
отчетного периода

основные
средства

капитал
и резервы

прибыль
(убыток)
отчетного периода

Всего

908330

986083

162101

2228087

15211522

474168

1063048

13751910

199069

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

268920

241539

24175

305466

255169

21621

103772

78465

4320

рыболовство,
рыбоводство

8878

15100

5706

13531

13775

4850

3275

2666

722

добыча полезных
ископаемых

44175

36631

8353

36633

60094

1302

7272

55671

132

обрабатывающие
производства

231170

186795

27188

247196

271747

50657

64975

118728

16966

производство и распределение электроэнергии,
газа и воды

13344

10376

3405

19097

28057

2606

5311

20717

1765

строительство

81528

115660

15638

349884

192487

45075

189266

69340

17203

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

79491

177389

42279

301815

808558

238320

146928

380561

113572

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

37472

114876

28368

176541

474211

141397

101882

245319

70029

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

20872

27022

4056

73177

248795

67437

26264

106425

31511

гостиницы и рестораны

9045

7921

1489

26251

34602

9293

11131

13127

3130

транспорт и связь

50455

33425

4564

105417

95406

28830

46668

36537

14316

из них связь

5392

4814

-1661

10012

13176

4116

2926

3720

1108

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

103721

136891

24260

701909

1263488

73065

402841

883718

22270

из них научные исследования и разработки

2791

9071

2522

11168

59536

8168

4464

39351

3075

образование

-

-

-

467

811

189

320

482

61

здравоохранение и предоставление социальных услуг

4758

4102

443

7464

5302

1784

2567

700

146

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

6859

6159

1259

27995

38400

3620

12468

25582

2058

1) Знак (-) означает убыток.

1

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

Организационная структура ООО «Дельта-Пак»    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 


[1] Данные Росстата.

Имя файла: kursovaya-problemy_finansirovaniya_v_sfere_malogo_biznesa_rossii_i_puti_ih_resheniya_1.doc

Размер файла: 482.5 Kb

Если закачивание файла не начнется через 10 сек, кликните по этой ссылке